ирина солдатенко
Задания по теме «Буква и звук [щ]»
▼ Скачать
Звук и буква Щ
Коррекционно-развивающие задачи.
1. Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, разли-чать на слух правильное и неправильное употребление времен глаголов.
2. Научить произносить звук [Щ].
3. Учить определять количество звуков в слове на слух без зрительной опоры, совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.
4. Учить составлять схемы простых предложений без предлога, опреде-лять место слова в предложении.
5. Упражнять в произнесении слов сложной слоговой структуры.
Публикация «Задания по теме „Буква и звук [щ]“» размещена в разделах
6. Учить самостоятельно производить звуко-слоговой анализ слов, чи-тать и писать печатными буквами короткие предложения.
Задание 1. Дидактическое упражнение «Правильно ли это?». Взрос-лый читает предложение, а ребенок слушает внимательно и говорит, правиль-но это или нет.
Я вчера буду купаться. Я вчера купался. Я вчера купаюсь. Я зав-тра буду купаться. Мы завтра пойдем в лес. Мы завтра были на даче. Он завтра был в кино. Он завтра будет в кино. Он вчера пойдет в кино.
Знакомство со звуком [Щ].
Прослушать скороговорку. Какой звук часто в ней слышится?
Два щенка, щекой к щеке,
Грызли щетку в уголке.
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуля-цию звука [Щ] :
— губки в легкой улыбке;
— зубки сближены;
— широкий кончик языка поднят за верхними зубками и образует щель;
— по центру язычка идет плавная теплая воздушная струя;
— горлышко «молчит».
Символ звука : дворник подметает улицу: ЩЩЩ. (см. цветную вклейку). Характеристика звука : звук согласный (язычок создает воздуху пре-граду, всегда мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.
Фонетическое упражнение.
Масло шипит на сковородке, когда жарят картошку: ЩЩЩ. (длитель-ное произнесение звука).
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Щ]» :
щ, п, к, щ. ; ща, пы, щу. ; ащ, ощ, уп. ; щавель, щетка, корова, ящик, молоток, лещ.
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» :
ща-ащ, щу., ущ-щу, ищ-.
Повторить за взрослым серию слогов:
ща-ще-щу-щи, щи-щу-ще-ща., ащ-ощ-ущ-ищ, ищ-ащ-ущ-ощ.
Упражнение. Отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке, разделить слово-отгадку на слоги, произнести слово по звукам.
Хвостиком виляет,
Зубаста, а не лает. (Щука)
Взрослый предлагает ребенку:
— закончить слово одинаковым звуком [Щ] :
товари., кле., бор., пла., ве.
— закончить слово одинаковым слогом ЩЕ:
зимови., сокрови., удили., хранили., полотни., дожди., го-лени.
Задание. Из ряда нарисованных предметов выбрать только те, в названии которых есть звук [Щ], определить место звука в словах (при за-труднении использовать карточку и зеленый кружок).
Задание. Дидактическое упражнение «Кто это?» (упражнение в сло-вообразовании). Взрослый просит ребенка назвать слово, обратить внимание на появление в нем звука [Щ], разделить слово на слоги. Составить с каждым словом предложение, используя знакомые предлоги.
Играет на барабане — барабанщик, танцует на сцене —. , кроит одежду —. , упаковывает товары —. , работает на кране —. , убирает помещение —. , регулирует уличное движение —. , де-лает кровлю —. , пилит дрова —.
Задание. Подобрать слова со звуком [Щ] по заданию : звук [Щ] стоит в начале, в конце и в середине слова.
Назвать лишнее слово в ряду (по месту расположения звука [Щ] в сло-ве) :
щука, щавель, товарищ, щетка; товарищ, ящик, плащ, вещь.
Задание. Заменить первый звук в слове на звук [Щ]. Какие слова получились? Составить с каждой парой слов предложения:
кепка — щепка, мука —. , кит —. , река —. , венок —. , пол-ка —.
Задание. Взрослый проговаривает слово целиком, а ребенок назы-вает количество звуков в нем, затем произносит все слово по звукам, называет первый и последний звуки в слове, а также звуки, стоящие в середине:
щи, ищи, щит, щука.
Задание. Выучить чистоговорки и скороговорку:
Ща-ща-ща — ходит зайка без плаща.
Щу-щу-щу — я тебя ищу.
Ще-ще-ще — я в плаще.
Щи-щи-щи — мы ели щи.
Ащ-ащ-ащ — у меня плащ.
Ещ-ещ-ещ — у меня лещ.
Ущ-ущ-ущ — вьется плющ.
Тщетно тщится щука ущемить леща.
Задание. В предложениях найти слова со звуком [Щ]. Сколько слов в каждом предложении? Нарисовать схему каждого предложения. Каким по счету стоит слово со звуком [Щ] в предложении? Например: Щенок спит.
Щука плавает. Барабанщик барабанит. Щенок ел мясо. Коля пой-мал щуку. Уборщик убирает мусор.
Задание. Знакомство с буквой Щ.
Щ — это щетка с загнутой ручкой.
Все перечистим щеткой-колючкой.
В. Ковшиков
На что еще похожа буква Щ?
Игры с буквой.
Задание. Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов :
щи, щит, ищи, щука, щуки.
Составление из букв разрезной азбуки слов и предложений; чтение, списывание, письмо под диктовку и по памяти печатными буквами :
Вот Дима. У Димы щука. Вот вода. В воде щука.