Сухарева Ксения
АРТ терапия как эффективная образовательная технология музыкального воспитания в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека. Музыка — это язык чувств. (В. А. Сухомлинский)
Современное общество не стоит на месте, изменения происходят практически во всех сферах деятельности человека. Достаточно активные изменения происходят и в образовательной системе. Задачи музыкального развития дошкольников, согласно ФГОС ДО ФОП ДО, решаются на основе принципа интеграции через все образовательные области. Это предполагает создание музыкальным руководителем в ДОО новой модели своей профессиональной деятельности, которая отвечала бы приоритетам ФГОС ДО и ФОП ДО. Современная образовательная система дошкольного образования уходит от учебно-дисциплинарного подхода, а делает упор на личностно-ориентированный подход к процессу обучения и воспитания. Для современного педагога стоит задача – обратить внимание на индивидуальное развитие личности ребенка, но сделать это не только по средствам комфортной среды, но и с использованием новых образовательных технологий.
Публикация «АРТ терапия как эффективная образовательная технология музыкального воспитания в ДОУ» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Музыкотерапия, музыкальная терапия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
И чтобы решить эту основную задачу, я использую в своей работе я использую технологию активного восприятия музыки О. П. Радыновой, которая построена на основе восприятия высокого искусства в разных видах деятельности. По-новому эту технологию можно назвать – арт терапия – это интеграция всех видов искусств (не даром говорят, что все новое – это хорошо забытое старое). Суть этой технологии в том, что через музыку, сказку, рисование – дает выход внутреннему дискомфорту ребенка, сильным эмоциям, дает понять свои чувства, переживания. Современная арт – терапия – включает множество направлений – сказкотерапия, музыкотерапия, фототерапия, изотерапия, хореотерапия. На своих занятиях я использую разные направления, но более подробно сегодня, хочу уделить внимания – изотерапии и хореотерапии. Основная цель танцетерапии или хореотерапия – в процессе музыкально-пластической деятельности создавать условия для сохранения, укрепления и развития физического и психологического здоровья ребенка, развития его индивидуальности и различных способностей: телесно-кинестических, музыкально-ритмических, визуально-пространственных, коммуникативных.
На музыкальных занятиях с дошкольниками мной используются арт-терапевтические техники, представленные С. К. Кожохиной в книге «Растем и развиваемся с помощью искусства». Техника «Танец радости» позволяет нам сформировать у детей знания о музыкальных жанрах, осознать их особенности.
Также в содержание музыкальных занятий включаются следующие техники :
- разминка в быстром темпе: выбирается ведущий (взрослый или ребенок, который предлагает выполнять танцевальные движения под быструю музыку – все участники повторяют за ним движения;
- работа в парах по принципу «зеркало» : один ребенок в паре – ведущий – с закрытыми глазами показывает любые движения, которые вызывает в нем звучащая музыка, другой – его отражение («зеркало») – с открытыми глазами все повторяет. В процессе игры дети должны меняться ролями;
- театрализация движений. Данные упражнения по решению ведущего могут выполняться индивидуально или коллективно;
- техника перевоплощения : придумать свое животное и изобразить его; изобразить животное, которое изображено на картинке; передать характерные движения группы животных: стада коров, табуна лошадей, стаи птиц, повадки кошек, бег оленей, прыжки кенгуру, лягушек на пруду, плавающих уточек, полет косяка журавлей и т. п. ;
- изображение процесса или восприятие музыкального произведения с помощью предметов (работа по группам, задания на карточках) : связка воздушных шариков, которые сдуваются; клумба с распускающимися цветами; коробка тающих шоколадных конфет; отклеивающиеся от стены обои; тающий снег и капающие сосульки; аквариум с рыбками, растениями, камнями, улитками; падающие с яблони плоды; одуванчик на ветру; созревший мак; грядка с овощами после дождя; обед в зоопарке; теплица с растениями; тающее мороженое и т. п. ;
– изображение характера местности : лиственный лес осенью; хвойный лес зимой; смешанный лес летом; фруктовый сад с плодами; вьюнок на заборе; степь; заливной луг; садовый участок; кукурузное поле и т. п. ;
- техника выражения своего состояния, эмоций, чувств. «Я – эмоция» – передать состояние, обозначенное на карточке: ожидание, ликование, грусть, страх, усталость, любовь, волнение, отчаяние, смущение, радость, спокойствие, нежность, растерянность, лень, удивление, успех, сочувствие, восторг, умиротворение и т. д. ;
- техника круговых движений. Изобразить характерные походки : солдата, страуса, балерины, мышки, бегуна, павлина, манекенщицы, обезьяны, маленького ребенка, индюка, атлета, кошки, лягушки, кузнечика, утки, зайца, кенгуру, медведя; ученика, идущего в школу; ученика, идущего из школы; мамы, идущей из магазина и т. п. На следующем этапе такие знания закрепляются на основе техники «Изотерапия» (создание творческой работы). Детям предлагается вспомнить свой танец, музыку, нарисовать ощущения, возникшие во время танца. По завершению творческой работы я предлагаю дошкольникам придумать для картины название, сочинить собственную историю.
Рисование — это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании детей окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Некоторые ученые склонны рассматривать рисование как один из путей выполнения программы совершенствования организма.
Работая над изучением природных явлений, в содержание интегрированных занятий мной включаются рисование дождя, дождя из тучи, снегопада, сугроба, полета осенних листьев, осеннего дерева, распускание цветов и др. При создании данных образов, мной подбирается соответствующая музыка. Дети предварительно многократно ее слушали, и только после этого рисовали. Такой прием позволяет более глубоко ввести детей в соответствующее состояние и четче сформулировать образ, предлагаемый для изображения. По такому же принципу мы работаем и с «живыми картинками» : дети выкладывают картинки в соответствии с тем, о чем идет речь или теми образами, о которых им рассказывает музыка.
Этот метод также используется нами с целью научить детей, рисуя музыкальный портрет, цветоэмоционально реагировать на музыку. Ребенок сможет накапливать опыт восприятия произведений великих и разнообразных композиторов разных стилей и эпох.
Данный вид рисования расширяет способность эмоционально переживать музыкальное творение. Сначала дети могут и не обращать внимания на особенности мелодии, специфику игры разных инструментов, но вскоре для них станет понятнее многое из мира музыки. Они смогут отличать одни произведения от других, будут слышать музыку, а не просто прослушивать.
А сейчас уважаемые коллеги, хочу попробовать с вами погрузиться в мир музыки, предлагаю вам разделиться на 2 подгруппы – одна подгруппа, будет изучать музыкальное произведение с помощью красок, а другая с помощью цветных шарфиков, но название этого музыкального произведения – я скажу вам после, того как вы выполните творческое задание и посмотрим отразилось ли в ваших чувствах – это произведение.
В заключении хочется сказать: главная цель каждого педагога - сохранять психологическое здоровье детей; понять особый, порой хрупкий мир ребёнка и, развивая, укреплять его с помощью богатейшего потенциала искусства.
Упражнения по арт- терапии служат инструментом для изучения чувств, идей и событий, развития межличностных навыков и отношений, повышения самооценки и укрепления уверенности в себе.
«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему. Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного.»