Лусине Айвазян
Конспект интегрированного занятия «Аквариумные рыбки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром, формированию элементарных математических представлений c элементами ИЗО по нетрадиционной технике в средней группе
Цель: подвести к понятию «рыбы», учить устанавливать условия, необходимые для жизни рыб, учить сравнивать.
Задачи:
- закреплять понятие «целое» и «часть», навыки счета, пространственные представления; познакомить с методом закрашивания всего рисунка акварелью;
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Аквариумные рыбки“» размещена в разделах
- развивать логическое и комбинаторное мышление, память, пространственное воображение, коммуникативные способности, речь; умение составлять рассказ по схемам; чувство ритма и цветовосприятия;
- воспитывать интерес к аквариумным рыбкам, чувства любви к природе, заботливое отношение и желание ухаживать за рыбками.
Материалы и оборудование. Аквариум с декоративными рыбками. Листы белой бумаги с заранее начерченными восковым мелом рыбками, полоски бумаги разного цвета и размера (голубые, желтые, зеленые, серые). Опорные картинки для формирования понятия «рыбы». Акварель, толстая кисть, стаканы с водой подставочки под кисти, салфетки. Иллюстрация аквариума с рыбками. Магнитная доска.
Методы и приемы:
1. Повторение и закрепление знакомого материала.
2. Составление модели аквариума.
3. Игра «Рыбка, рыбка, где живешь?»
4. Объяснение нового материала по графической модели рыб.
5. Физминутка «Рыбки».
6. Художественный труд в нетрадиционной технике.
7. Подведение итога занятия.
Предварительная работа: экскурсия к аквариуму и наблюдение за рыбками; беседы о рыбах; чтение художественной литературы: И. Токмакова «Где спит рыбка», русская народная сказка «По щучьему велению»; ухаживание за рыбками, кормление; рассматривание альбомов о рыбах.
Ход занятия
I. Организационный момент. Дети подходят к столу и рассматривают иллюстрацию аквариума с разными рыбками и выясняют, что в аквариуме есть кроме рыбок; обращают внимание на красоту аквариума.
- Скажите, пожалуйста, что есть в аквариуме?
(В аквариуме есть вода, растения, песок, моллюски.)
- Зачем на дне нужен песок? Камушки?
(В песок сажают растения. Камушки нужны для того, чтобы рыбки могли спрятаться за ними.)
- Зачем в аквариуме нужны растения?
(Растения красивые. Некоторые рыбки ими питаются. Растения выделяют кислород, которым рыбки дышат. Среди растений рыбки прячутся.)
- Посмотрите, где еще в аквариуме есть растения?
(Некоторые растут в грунте, а другие плавают сверху.)
- А теперь давайте обустроим наш аквариум.
Дети садятся за столы.
II. Основная часть.
1. Обустраиваем аквариум. На магнитной доске расположен белый лист бумаги, это – «аквариум». На каждом столе лежит по одной цветной полоске, которые дети должны расположить на «аквариуме». Вспоминая «этажи» аквариума, дети выходят по очереди и располагают разноцветные (голубые, зеленые, желтые, серые, белый) полоски на белом фоне. Должно получиться вот такая модель аквариума.
Воздух/белый
Вода/голубой
Растения/зеленый
Вода/голубой
Растения/зеленый
Камни/серый
Песок/желтый
- Из скольких частей (этажей) состоит наш аквариум?
(Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь. Семь.)
- Что это за этажи?
(Песок, камни, растения, вода, воздух.)
Педагог на магнитной доске на модели переставляет нижние и верхние растения на поверхность воды.
- А сколько частей (этажей) стало в аквариуме?
(Один, два, три, четыре, пять, шесть. Шесть.)
- Куда исчезла одна часть? (Дети объясняют, что педагог объединил все растения и поместил их сверху воды, и что теперь они все плавающие) .
- Сколько различных частей в аквариуме?
(Один, два, три, четыре, пять. Всего пять различных частей. Это вода и это вода (показывают на две голубые полоски). Это растение и это растение (показывают на две зеленые полоски).
Педагог подытоживает: две зеленые полоски означают, что в аквариуме есть растения на дне и в воде, две голубые полоски означают, что в аквариуме есть вода.
2. Игра «Рыбка, рыбка, где живешь?»
Дети передают по кругу рыбку, у кого в руках оказалась на слово живешь, должен назвать водоем (в море, в реке, в океане, в озере, в аквариуме).
3. Рыбы.
- А теперь давайте более внимательно рассмотрим наших рыбок (дети снова подходят к столу и внимательно рассматривают рыбок на иллюстрации).
Как они называются?
(Гуппи, меченосцы)
- Посмотрите внимательно на гуппи. Они одинаковые по размеру и по окраске?
(Одни гуппи больше, а другие меньше. Одни яркие, а другие серенькие и поэтому незаметные.)
- Какие рыбки ярче : те, что больше, или те, что меньше?
(Маленькие яркие, а большие неприметные.)
- У каких рыбок длиннее и красивее хвостовой плавник?
(У маленьких гуппи хвостовой плавник большой, длинный, ярко окрашенный. У больших гуппи хвостовой плавник меньше, почти не окрашен.)
Дети садятся. Педагог объясняет, что среди рыб есть мамы и папы, только их называют самочками и самцами. Мелкие гуппи с яркими хвостовыми плавниками – самцы, а большие, серенькие, незаметные – самочки.
- Чем покрыто тело рыбки?
(Тело рыбки покрыто чешуйками.)
- А чем покрыто тело кошки? Птицы?
(У кошки тело покрыто шерстью, а у птицы перьями.)
Педагог прикрепляет на магнитную доску графические схемы строения рыбки, где нарисована голова рыбы с жабрами и рисунок с изображением чешуи.
- Как и с помощью чего передвигается рыбка?
(Рыбка плавает. У нее есть плавники, они помогают ей перемещаться в воде.)
- Дети, давайте покажем, как плавают рыбки. (Складывают ладони вместе и шевелят ладошками).
- А как передвигаются птицы? Кошки?
(Птицы летают, ходят, у них есть крылья и лапки. Кошка ходит, бегает, прыгает, лазает – у нее лапы.)
Педагог выставляет на доску еще одну карточку где изображены плавники и хвост.
4. Физминутка «РЫБКИ»
Рыбки весело плескались в чистой свеженькой воде.
То согнутся, разогнутся, то зароются в песке.
Приседаем столько раз, сколько рыбок здесь у нас.
Сколько гуппи здесь у нас, столько мы подпрыгнем раз.
- А где живут рыбы?
(Они живут в воде. У них нет ног или лап, они не могут передвигаться по земле.)
Педагог выставляет карточку с изображением воды и объясняет, что рыбки не только плавают в воде, но и дышат с помощью жабр воздухом, растворенным вводе. Показывает жабры на рисунке. Далее педагог выставляет рисунок с икринками и мальками и объясняет, что рыбки вырастают или из икринок, или из мальков, как у живородящих рыб – например у гуппи.
5. Рисование акварелью. Педагог детям раздает листы белой бумаги с заранее начерченными восковым мелом рыбками.
- Ребята, перед вами белые листы бумаги. Сейчас возьмите кисточку, окуните ее в баночку с водой, затем в голубой цвет краски и закрасьте полностью ваш лист вместе с рисунком. Помните закрашивать надо только в одном направлении и больше пользуйтесь водой. (Педагог показывает как полностью раскрасить лист.) Если вы сделаете правильно, то произойдет чудо.
Ребята раскрашивают листы, воспитатель следит за работой, помогает правильно держать кисточку и двигать в одном направлении.
- Какое чудо произошло, что у вас получилось?
(Это аквариум с рыбками и растениями.)
- Видите, ваши рыбки плавают в воде.
III. Итог занятия.
-Ребята, о ком мы сегодня говорили? Что нового и интересного вы узнали на занятии?
- Ребята, понравились вам аквариумы?
Рассматривание рисунков, обращая внимание на нетрадиционный прием изображения и аккуратность выполнения работы.