Ольга Скоробогатова
Телесно — ориентированная терапия для ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из важнейших задач современного общества является сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Педагоги отмечают увеличение количества детей с различными отклонениями в психосоматическом развитии.
Мы знаем, что наиболее естественными и гармоничными для ребенка являются развитие и обучение, основанные на активизации и включении в работу двигательной сферы. Как известно, более 80% информации в процессе общения передается невербальным способом. А у ребенка «живой язык» спонтанных движений и жестов гораздо в большей степени отражает характер его коммуникации и появляется задолго до отчетливых речевых навыков. Поэтому включение телесно-ориентированных психотехник и приемов в коррекционно-развивающую работу существенно расширяет их возможности. Известно, что телесно-ориентированная практика - прогрессивное направление современной педагогики. Это вид терапии, при котором понять свои чувства и мысли помогают движения и физические упражнения.
Публикация «Телесно — ориентированная терапия для ребенка» размещена в разделах
Ребенок по своей природе является абсолютно телесным. Вспомните, малыш, если он голоден, не хочет спать или есть, устал, всегда начинает капризничать. Если ребенку плохо телесно - то плохо и эмоционально. И, наоборот, от переизбытка негативных эмоций может случиться расстройство аппетита, сна, пищеварения. С взрослением эти две сферы постепенно дифференцируются и отделяются друг от друга. Ведь взрослые люди не плачут, когда хотят спать и устали. Однако взаимосвязь тела и эмоций остается, просто становится менее очевидной. Тело взрослого человека также реагирует на эмоциональное состояние. Именно для решения таких проблем в первую очередь необходимо как пропагандировать, так и практиковать телесно-ориентированные игры и упражнения. Они позволяют детям снять накопленное напряжение, а также научиться лучше понимать свое тело, а, следовательно, и эмоции. Ведь зачастую дополнительная проблема заключается в том, что дети сами толком не могут сформулировать свое беспокойство.
Работу в рамках данного направления можно разделить на активную и пассивную.
Во время пассивной работы педагог создает для тела ребенка условия, чтобы мышцы, которые напряжены - смогли расслабиться, чтобы дыхание стало тоже равномерным и глубоким, чтобы ребенок снял телесное, а, следовательно, и эмоциональное напряжение. Фактически каждый из вас работает телесно-ориентированным терапевтом, когда крепко обнимает, прижимает своего ребёнка; когда мы поглаживает ребенку ласково перед сном или наоборот, пробуждением, спинку, ножки, ручки. Этот телесный контакт является и успокаивающим, и поддерживающим, дает ребенку понять, что Вы рядом с ним, любите его, принимаете его.
Так вот пассивная работа дает детскому телу понять: все хорошо, все в полном порядке. Применение этой техники позволяет создать условия для того, чтобы его тело расслабилось, и напряжение, которое его сковывало, ушло.
Методы телесно-ориентированной терапии :
• Физические упражнения и игры,
• Дыхательные упражнения,
• глазодвигательные упражнения,
• пантомимика,
• самомассаж.
Чтобы начать коррекционную работу с дошкольником, используя техники телесной терапии, необходимо установить с ним доверительные отношения. Ребенок должен чувствовать, что безопасна окружающая его обстановка и безопасен человек, который будет с ним заниматься.
Пантомима
Ведущий предлагает детям поиграть в пантомиму и показывает, как с помощью телодвижений и мимики можно изобразить то, или иное действие, состояние или настроение человека.
Чтобы дети поняли, в чём заключается смысл игры, ведущий первое задание выполняет сам. Следующие задания ведущий и дети выполняют вместе: взрослый показывает, а дети повторяют. Затем, выполняют дети, а взрослый помогает и корректирует.
Задание № 1
Ведущий: Здравствуйте, дети. Сегодня мы будем играть в пантомиму. Сейчас я вам расскажу и покажу, что это такое.
Ведущий изображает поочерёдно телодвижения водителя авто, плотника, человека, играющего на скрипке, боксёра, маляра, регулировщика, мамы, укачивающей на руках малыша. (После каждого показанного персонажа, взрослый должен спросить детей, кого же он только что изображал).
Задание № 2
Ведущий: А давайте теперь играть вместе! Как мы себя ведём, если:
- солнечный свет слепит глаза;
- на улице мороз;
- разболелся живот;
- кто-то случайно наступил на ногу;
- пошёл с родителями гулять и случайно потерялся.
Ведущий: Молодцы! А теперь покажите поочерё дно:
- как вы чистите зубы;
- как вы стучите в дверь;
- как вы показываете кому-то «Стоять!»;
- как вы показываете кому-то «Пошли со мной!»;
- как вы ругаете балующегося ребёнка;
- как вы прощаетесь;
- как вы надуваете воздушный шар;
- как вы расчёсываетесь;
- как вы вдеваете в иголку нить;
- как вы посылаете кому-то воздушный поцелуй.
Задание № 3
Ведущий: Вы хорошо все справились! Теперь покажем вместе, как:
- маршируют солдаты;
- ходят пожилые люди;
- идёт человек, у которого ботинки не его размера;
- ходят балерины;
- кто-то спешит;
- кто-то тащит тяжёлую сумку;
- ходят модели по подиуму;
- ведёт себя тот, кого обидели;
- ведёт себя заносчивый человек. И т. д.
Применяя в коррекционной работе игры и упражнения телесно- ориентированной терапии мы можем помочь детям чувствовать себя более уверенно, а также их поведение может стать более прилежным. Таким образом, телесно-ориентированный подход позволяет эффективно преодолевать эмоциональный проблемы разной степени. Это могут быть незначительные трудности: усталость, раздражительность, повышенная впечатлительность и чрезмерная эмоциональность. Но также могут быть и более серьезные проблемы: комплексы и страхи, неуверенность в себе, фобии, панические атаки.