Татьяна Рязанова
Технология экспериментально-исследовательской деятельности как средств пропедевтики предметов естественно-научного цикла
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я вам хочу представить технологию экспериментально-исследовательской деятельности как одного из средств пропедевтики предметов естественно-научного цикла, которая в нашем детском саду реализуется в процессе работы кружка «Юные исследователи».
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификациии, обобщения.
Публикация «Технология экспериментально-исследовательской деятельности как средств пропедевтики предметов естественно-научного цикла» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Данная работа ведётся с 2012г. Нами разработана рабочая программа экспериментально-исследовательской деятельности «Юные исследователи». За семь лет программа переписывалась 4 раза, т. к. мы совершенствуемся, ищем новые пути и формы проведения занятий, поддержания интереса детей.
Летом 2018г. мы ознакомились с парциальной модульной программой «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста». Принципы и содержание программы оказались нам близки и интересны. Мы решили перестроить свою рабочую программу в соответствии с образовательным модулем программы STEM-образования «Экспериментирование с живой и неживой природой», который включает в себя блоки занятий по экспериментированию с водой, воздухом, камнями, песком, глиной и растениями.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО программа состоит из 3 разделов: целевого, содержательного и организационного.
В целевом разделе определены цели и задачи реализации Программы, принципы и подходы к её формированию, значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей старшего дошкольного возраста, а также планируемые результаты освоения Программы и мониторинг индивидуального развития ребёнка.
В содержательном разделе определены используемые в работе образовательные технологии : формы, способы, методы и средства реализации Программы, разработано календарно-перспективное планирование на учебный год, а также формы и методы взаимодействия с семьями и социумом.
Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включает календарный учебный план и циклограмму распределения рабочего времени руководителя.
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
Цель программ:
Способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике, развитию стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Кружок работает во второй половине дня один раз в неделю по 30 минут. Всего запланировано 34 учебных занятий, которые проходят в соответствии с рабочей программой кружка. Мною разработаны конспекты занятий по всем темам и собраны в одном сборнике.
Как я уже говорила выше, программа «Юные исследователи» способствует пропедевтике предметов естественно-научного цикла, развитию познавательной потребности ребенка.
При пропедевтике биологии, где мы наблюдаем за ростом растений, используем для выращивания растений устройство - гидропонику,
Гидропоника («вода» работа) — это способ выращивания растений на искусственных средах без почвы. В результате работы с таким устройством, дети учатся регулировать условия выращивания растений — создавать режим питания и температуру для корневой системы, регулировать влажность воздуха, интенсивность и продолжительность освещения. Делают выводы, что выращивание растений таким способом менее трудоемко, чем в почвенной культуре. В этом году мы планируем запустить еще несколько устройств для выращивания рассады овощных культур: это так же гидропоника только больших размеров, создание мини-теплицы на окне, а также планируем установить теплицу в нашем парке, для более углубленного изучения выращивание овощных культур и планируем открыть свою техно предпринимательскую компанию.
Для изучения строения растений и насекомых применяем на занятиях микроскоп, а также дети учатся готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить особенности строения клеток различных организмов. Например, при изучении темы «Зачем растениям свет», мы вырастили лук, один у нас рос на свету, а другой в закрытом пространстве, в ходе наблюдения за ростом растений, дети узнали, что для лучшего роста растению нужен свет, затем мы с помощью микроскопа рассмотрели строение кожицы лука, который рос на свету и в закрытом пространстве и сравнили и сделали зарисовки.
Так же выделяем из растений антоцианы и хлорофилл, рассматриваем вытяжку и делаем выводы, почему растения зелёные, а лепестки цветов красные.
Изучаем органы чувств человека,
- По физике мы знакомимся с элементарными представлениями об основных физических свойствах и явлениях: электричество и инерция, магнетизм, оптика, звук, температура, состояние веществ.
Например при ознакомление с электричеством, а знакомиться мы начинаем с того, откуда оно берется, как оно появляется (знакомство с гидростанциями, с электростанциями, я использую конструктор «микроник». Главная цель - заинтересовать ребенка, показать ему, что он может собирать настоящие электронные устройства своими руками.
Конструктор Микроник состоит из двадцати экспериментов-задач. Каждый эксперимент — это маленькое полезное устройство. Например, умный светильник: чем темнее становится в комнате, тем ярче светится светодиод. Это реализуется с помощью датчика освещенности. Проводим эксперимент под названием «Сигнализация» — при выдёргивании помеченного провода срабатывает пищалка.
- по химии мы изучаем химические свойства веществ и рассматриваем их молекулярное строение, выращиваем кристаллы из соли и сахара, изготавливаем эко-краски, спа-средства, кинетический песок, пластилин и раствор для мыльных пузырей.
Выращивание кристаллов - это у нас идет заключительный этап изучения свойств соли и сахара, дети наблюдают переход вещества из жидкого состояния в твердое.
Изготовление эко-красок так же является заключительным этапом изучения свойств сыпучих веществ, свойств воды, и после того, как дети научились добывать натуральные красители из овощей, мы приступаем к изготовлению красок.
В почвоведении мы знакомимся с подземным царством, рассматриваем свойства различных почв и их влияние на рост растения.
Мы проводим ряд опытов и исследований почвы и выявляем, что в почве содержится вода, воздух, песок, глина, минеральные соли и изучаем их свойства. Проводим наблюдение, в какой почве лучше всего прорастают семена.
При пропедевтике экологии, которая включает в себя гидрологию, охрана природы, взаимодействие живых организмов, и зависимость живых организмов от вредных факторов, мы изучаем с детьми агрегатные состояния воды. Ребята знакомятся с тем, что вода может находиться в трех основных состояниях: твёрдом, жидком и газообразном. Проводим опыты, на которых наблюдаем переход воды из жидкого состояния в твердое, т. е. в лед, и наоборот - из льда в жидкое состояние. А переход из жидкого состояния в парообразное, ребята изучают дома с родителями.
Знакомимся с круговоротом воды в природе, рассматриваем зависимость живых организмов от вредных факторов окружающей среды. Дети знакомятся с экологическими факторами, которые делятся на три группы:
• факторы неживой среды (дождь, ветер, гроза, наводнение, температура);
• факторы, связанные с влиянием живых существ (опыление растений);
• факторы, связанные с деятельностью человека, и, следовательно, вопросы охраны природы, изучаем, как происходит загрязнение окружающей среды (что приводит к гибели многих живых организмов, вырубка лесов приводит к (разрушению среды обитания жителей леса, в связи с чем, они могут полностью исчезнуть, а также взаимодействия живых организмов между собой.
В геологии мы изучаем строение Земли и вулканов. Здесь мы используем различные модули. Нами создана модель вулкана, на которой ребята могут увидеть, как происходит извержение вулкана.
Все естественные предметы связаны между собой на одном занятии, и мы их не можем разграничивать. Например, при ознакомлении с вулканом, мы охватываем такие науки, как геология – строение вулкана и кто занимается его изучением, почвоведения – породы почв, экология – как влияет процесс извержения на все живое, химия – процесс извержения вулкана и так далее.
В детском саду работает спа-студия, мастерская «Чудеса творения» целью, которой является привлечение родителей к совместной детско-экспериментальной деятельности. Родители являются непосредственными участниками и организаторами мастер-классов, которые проводятся один раз в месяц, где дети, совместно с родителями, выявляют свойства различных веществ и способ их изготовления и самостоятельно изготавливают.
Для поддержания интереса детей к исследовательской деятельности применяем инновационные технологии : различные методы здоровьесберегающей технологии (дыхательная и зрительная гимнастика, физминутки, пальчиковые гимнастики); моделирование и проектную деятельность, у нас разработаны и реализованы проекты.
Применяем мультимедийные презентации и фильмы( «Почемучка», «Лунтик»,»Фиксики»)
Используем лэпбуки
Представленные лэпбуки посвящены экологической теме и предназначены для систематизации знаний детей о живой и неживой природе в процессе экспериментально-исследовательской деятельности. Наши лэпбуки конкретизированы, но и в тоже время помогают закрепить пройденный материал всесторонне, являются заключительным этапом исследовательской работы над темами: вода, воздух и почва.
Лэпбук дает нам возможность построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.
Лэпбук «Почва – источник жизни» Цель: Закрепить и обогатить знания детей о свойствах почвы и её компонентах, значении почвы для всего живого. Лэпбук состоит из разделов дети закрепляют знания о составе почвы, о ее обитателях и как они влияют на почву,. Лэпбук можно использовать как в совместной работе воспитателя с детьми, так и в самостоятельной деятельности детей, а также как наглядное пособие во время проведения занятий на тему «Почва».
Наиболее действенным методом при самостоятельном экспериментировании является технология моделирования.
Моделирование мы используем для организации игр-экспериментов. При проведении игр-экспериментов мы используем графические модели, показывающие порядок проведения опыта. Карточки –схемы разработаны на каждую тему.
Большую роль во всестороннем развитии детей играет взаимодействие с родителями. Чтобы у дошкольника поддерживался познавательный интерес, было постоянное стремление узнать новое, мы рекомендуем родителям проводить простейшие опыты и эксперименты в домашних условиях. Например, дома, дети совместно с родителями, выявляют свойства соли, изготавливают крахмал в соответствии с карточкой – помощницей, и выясняют с помощью йода, в каких ещё продуктах он может содержаться.
В своей работе активно применяем такую форму взаимодействия, как совместное проведение занятий с родителями и детьми, основной целью которого является установление эмоционального контакта между родителями, детьми и педагогом. Во время таких встреч формируется интерес к экспериментально-исследовательской деятельности не только у детей, но и родителей.
Организуем родительские конференции, мастер-классы, консультации по экспериментированию, проводим анкетирование.
Взаимодействуя с социумом, мы обогащаем социально-эмоциональную сферу детей, пропагандируем возможности экспериментально-исследовательской деятельности, обеспечиваем преемственность учебно-воспитательного процесса, социокультурной адаптации дошкольника к условиям новой ведущей деятельности – школьного обучения.
Тесно сотрудничаем с лицеем №2, при этом применяем такие формы работы, как посещение мастер-классов в лицее №2, приглашение учащихся школ для проведения занятий в ДОУ, проведение совместных занятий по экспериментированию с детьми других детских садов.
Очень часто социальными партнерами выступают учреждения, находящиеся по соседству с нашим детским садом. Благодаря взаимодействию с ними, жизнь детей и всех участников образовательных отношений становится насыщенной, яркой и необычной. Проводим экскурсии: в музей глиняной игрушки (закрепляем свойства песка и глины,на молочно-консервный комбинат (посещаем лабораторию знакомимся с профессией лаборант, в «Соляную комнату» (Закрепляем знания полученные в ходе изучения свойств соли, бассейна «Юбилейный»закрепляем свойства воды.
В результате познавательно-исследовательской деятельности у детей формируются коммуникативные качества, развивается логическое мышление. Мы выпускаем в школу детей интеллектуально - развитыми, оригинально мыслящими, творческими, умеющими принимать нестандартные решения, имеющими начальные знания естественных наук, применяемые ими в дальнейшем обучении.
У родителей появляется уверенность в своих детях, потому что они видят их еще с одной стороны: как активных творцов, способных добиваться поставленной цели и получать продукт своей деятельности. Следовательно, в школе эти дети, при определенной помощи родителей, способны достичь высоких результатов. Такой вывод делается исходя из результатов обследования детей, проводимых в конце предыдущего учебного года.