Юлия Шабалина
Отчет о работе кружка по экспериментально-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по кружковой деятельности
Руководителя кружка «Почемучки» Шабалиной Ю. Ю.
В 2018-2019 учебном году с детьми старшей - подготовительной группы я продолжила работу по экспериментально-исследовательской деятельности «Почемучки».
Публикация «Отчет о работе кружка по экспериментально-исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Отчет о работе кружка
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Темочки
Целью данной программы является создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента, способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.
Основные задачи, которые я поставила в этом учебном году заключались в следующем:
1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
2. Развитие у детей представления о химических свойствах вещества (выделение вещества путём отстаивания фильтрования, развитие представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света, испарения, магнетизм, сила тяготения и др.).
3. Развитие представлений о свойствах воды, песка, глины, воздуха, камня.
4. Развитие элементарных математических представлений о мерке – как о способе измерения объема, массы, длины, о мерках измерения длины.
5. Развитие у детей умение пользоваться приборами – помощниками при проведение экспериментов (увеличительные стёкла, микроскоп, чашечные весы, песочные часы, линейка, сантиметровая лента, бинокли)
6. Развитие у детей умственных способностей.
7. Развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение.
8. Формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
9. Развитие эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
В течение этого учебного года были проведены опыты-эксперименты по темам : «Растения», «Почва», «Камни», «Воздух», «Вода», «Магниты», «Свет и зеркало».
Формы и методы организации педагогической деятельности.
В зависимости от поставленных задач на занятии используются различные методы и приемы обучения.
Основной формой работы являются занятия : занятия-путешествия, занятия-эксперименты, занятия-экскурсии, но также организуются целевые прогулки, циклические наблюдения, проектная деятельность. Благодаря им целенаправленно формируется и развивается мотивация личности ребенка к познанию.
Основные методы: проблемный, беседа и целенаправленное наблюдение за экспериментальной деятельностью детей. Эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.
Большая часть занятий носит комплексный характер, включает разные виды детской деятельности : учебно-игровую, коммуникативно-диалоговую, экспериментально-исследовательскую.
Методы стимуляции и мотивации:
• вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы (например, вспомните рассказ Л. Н. Толстого «Хотела галка пить.» В какую ситуацию попала галка);
• вопросы, помогающие прояснить ситуацию, выдвинуть гипотезу и понять смысл эксперимента, его содержание и природную закономерность;
• метод, стимулирующий детей к коммуникации: «Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?»
Игровые методы: экспериментальные игры позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей. В работе используются разнообразные компоненты игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом (дидактические игры «Хорошо-плохо», «Найди пару», «Узнай по вкусу» и т. д ; игры с песком, водой, магнитами и магнитными буквами; цветной, копировальной бумагой, картоном и т. д. ; сюжетные игры «Ателье», «Путешествие по реке», «Строители», «Тонет – не тонет», «Хотела галка пить.» и т. д.)
Практические:
• действия с лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов, опыты «Свойства воды», «Солнечные,зайчики,», «Мы фокусники» с магнитом и т. д.) позволяют самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности
Элементарный опыт– это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.
Метод драматизации: когда ребенок берет на себя роль Незнайки-Почемучки, лаборанта или ученого. Словесный метод обучения:
Рассказы воспитателя («Что можно сделать из бумаги?», «Для чего нужна глина?», чтение сказок «Цветик-семицветик;», «Двенадцать месяцев», «Как люди речку обидели» и т. д.)
Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.
Рассказы детей (дети рассказывают, какой опыт они хотели бы провести, какой материал для этого понадобится, в какой последовательности они будут его проводить; делятся впечатлениями об увиденных природных явлениях; составляют небольшие рассказы о полученных результатах, и т. д.)
Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей.
Беседы («Вода в жизни обитателей земли», «Как человек использует свойства дерева», «Почему люди болеют?» и т. д.)
Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.
Метод наблюдения – относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности используются наблюдения разного вида: схемы проведения к опытам, таблицы, иллюстрации природных и физических явлений позволяют упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне.
– распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (опыты «Горит - не горит», «Какого цвета вода?», «Плавает или тонет» и т. д.)
– за изменением и преобразованием объектов (лед–вода, вода – пар, семечко –росток и т. д.)
У старших дошкольников формируются достаточно правильные и полные картины окружающей их природы. Работа с детьми должна быть построена с учётом их возрастных особенностей.
Для удобства поиска необходимых опытов и экспериментов, необходимо систематизировать описание вошедших в перспективное планирование опытов в картотеку.
Реализация поставленных задач осуществляется в трех основных формах:
-занятия
-самостоятельная деятельность детей
-совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником
На занятии у детей воспитатель должен вызывать интерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности.
В процессе самостоятельной деятельности дети учатся способам познавательной деятельности. «Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если?»
А затем в совместной деятельности – закрепить полученные ранее знания и представления.
Подробное описание форм работы.
Занятие является традиционной формой работы с детьми в детском саду. Воспитатель должен вызывать и поддерживать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи.
А опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости.
Некоторым занятиям дети сами дают необычные названия, если они открыли для себя что-то новое - «Занятия – открытия», много удивлялись - «Занятия-удивления».
После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив.
Их интересует, например, почему в аквариуме понижается уровень воды?
Почему варежки, полежав на батарее, становятся сухими? Куда исчезает вода?
Не следует торопиться с ответом, а необходимо способствовать тому, чтобы дети нашли его самостоятельно. Для этого тщательно необходимо тщательно продумать организацию развивающей среды, ведь процесс познания основывается на любознательности и пытливости, которые в свою очередь возникают и реализуются в условиях новизны и необычности поля деятельности.
Критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, т. е. умение ребенком определить цель, способы ее достижения, оценить полученный результат.
Вывод:
Дети овладели средствами познавательной деятельности; способами действий, обследования объектов; расширение познавательного опыта; сформировали умения самостоятельно «добывать» нужную информацию; сформулировали свой познавательный интерес в вербальной форме с помощью условных символов; используют приобретённые знания, умения и навыки в игровой деятельности; имеют представления о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха; вода-переход в различные состояния; воздух; почва); имеют представление о значимости воды и воздуха в жизни человека; имеют представление о свойствах почвы и входящих в её состав песок и глину, владеют опытом выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
Проанализировав знания детей в начале и в конце года, я могу сделать вывод, что уровень развития познавательных процессов у детей повысился.
Хочу отметить положительные результаты проведенной работы в этом учебном году. Считаю, что использование детского экспериментирования в дошкольном возрасте является эффективным и необходимым методом развития у детей навыков исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объёма знаний, умений и навыков. Общее наблюдение позволяет мне сделать вывод о продолжении своей работы в этом направлении.