Светлана Волобуева
Открытое занятие в ДОУ по экспериментально-исследовательской деятельности по теме «Магнит»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель : сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать предметы.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать познавательно-исследовательской деятельности через экспериментирование : умение проводить опыты, высказывать свои предположения;
Развивающие:
- развивать самостоятельность у детей в процессе опытов, умение работать в паре, договариваться;
Воспитательные:
- воспитывать внимательность, аккуратность, осторожность при работе с острыми предметами.
Публикация «Открытое занятие в ДОУ по экспериментально-исследовательской деятельности по теме „Магнит“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
Предварительная работа: проведение опыта «Все ли притягивает магнит?», использование в свободной деятельности дидактических игр : «Магнитная геометрическая мозайка», «Магнитная касса букв», магнитный театр «Репка».
Оборудование: посылка; письмо; «волшебная варежка»,с магнитом внутри; ложки: деревянная, пластмассовая, железная; магниты по кол-ву детей; веревка, большой пластиковый стакан, стаканы с водой по кол-ву детей; железные мелкие предметы: скрепки, гайки, шурупы, тарелка с гречневой крупой.
Ход занятия:
-Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями (здороваются).
А, теперь поздороваемся друг с другом, давайте встанем в кружок.
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
- Ребята, а вы любите экспериментировать? А что такое эксперимент? А где проводят эксперименты? А кто проводит эксперименты?
Сегодня я предлагаю вам отправится в лабораторию, но прежде чем мы отправимся, нам нужно превратится в ученых. Давайте произнесем волшебные слова: я буду говорить, а вы повторяйте:
1,2,3,4,5- начинаем колдовать!
Крибли, крабли,бум!
Наши дети изменились-
И в ученых превратились!
-Ребята, мы превратились с вами в настоящих ученых и оказались в лаборатории. В лаборатории мы должны соблюдать ряд правил.
Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.
Правило №2. Пробовать на вкус, брать в рот – в лаборатории запрещено.
Правило №3. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место.
Правило №4. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
И вам сейчас предстоит узнать, с чем мы будем экспериментировать, а для этого вам нужно отгадать загадку:
-«Бывает маленьким, большим!
Железо очень дружит с ним
С ним и незрячий непременно,
Найдет иголку в стоге сена. (Магнит)
Что такое магнит? Это тело, способное притягивать железные и стальные предметы. Известен давно, еще древние китайцы более двух тысяч лет назад знали о магнитах. Магнит – от названия региона, где обнаружили магнитные залежи – Магнисия. Это в Малой Азии.
Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывала у людей удивление. Сегодня мы поближе познакомимся с их свойствами.
Молодцы, отгадали, а теперь пройдем в лабораторию и посмотрим, что интересного нас там ждет.
-Ой, смотрите. Какая то посылка. Подписано: «Для любознательных.»
Я думаю, что эта посылка именно для нас. Посмотрим, что же там внутри?
Воспитатель достает и перечисляет: три ложки. А вот и письмо (читает) : «Здравствуйте ребята, пишут вам герои любимых сказок. Очень просим вашей помощи. Мы зверушки из сказки «Рукавичка», посылаем вам удивительную рукавицу к которой прилипают различные предметы…Подскажите, почему это происходит?»
-Я думаю, что рукавица волшебная…Проверим?
1. Опыт № 1»Волшебная рукавица.»
(Воспитатель подносит к каждой ложке рукавицу.)
- Нет волшебства, опять нет волшебства, получилось…Ребята, как вы думаете почему получилось волшебство? Две ложки пластмассовая и деревянная, как лежали так и лежат, а металлическая притянулась к варежке?
Ответы детей.
- Молодцы, вы меня порадовали,разгадав секрет. В этой рукавице находится магнит, а кто мне скажет. Что такое магнит (ответы детей)
Восп-ль: магнит – это предмет, который притягивает к себе металлические предметы.
Вос-ль: Возьмите в руки магнит и обследуйте его, какой он (путем экспериментирования дети определяют св-ва магнита)
- определите на ощупь (гладкий, холодный)
- постучите по столу, какой слышите звук (глухой)
- попробуйте сломать: твердый или мягкий (твердый)
- какой он: тяжелый или легкий?
- А мы с вами знаем, что легкие предметы в воде ….что делают (плавают, а тяжелые (тонут).
Вывод: магнит – гладкий, твердый, тяжелый, глухой звук.
2. Опыт «Достанем меч - кладенец из колодца»
- Я продолжу читать письмо…
«Дети, пишет вам Иванушка, мою невесту похитил и держит в темнице Кощей Бессмертный. Я хочу ее вызволить, но для этого мне нужен меч кладенец, который храниться на дне глубокого колодца. Я не знаю, как мне достать, помогите пожалуйста…»
Восп-ль: ребята, как же нам помочь Иванушке (гипотезы детей) Как вы думаете, из какого материала сделан меч кладенец? Какой он: железный, деревянный, алюминевый, золотой? А каким образом можно достать оружие со дна колодца? Как при помощи магнита можно достать до дна глубокого колодца? (привязать веревку к магниту и опустить в колодец).
Воспитатель с помощью магнита на веревке достает с большой емкости железный меч - кладенец.
3. Опыт № 3 «Помогите Золушке»
«Ребята, пишет вам Золушка…Моя мачеха никак не хочет пускать меня на бал к принцу, дает мне трудные задания, которые я смогу разрешить только с вашей помощью. Сегодня она насыпала мне в тарелку гречку и смешала ее со скрепками, булавками, гвоздями… Помогите мне ее перебрать и очистить крупу…»
(На большой тарелке гречка … все предметы которые находяться в ней убираем с помощью магнита.)
Вос-ль: как быстро справились с заданием. ,будто по взмаху волшебной палочки. А еще, ребята, все предметы которые притягивает к себе магнит называются магнетическими, а которые не притягивают – немагнетическими.
- Я вижу, вы, немного устали. Предлагаю отдохнуть.
Я веселый – лаборант
Ищу всюду свой талант,
Головой верчу, кручу,
Все увидеть я хочу!
Чтобы лампочку достать.
На носочки надо встать.
Руки к верху поднимаю.
По одной, их опускаю.
Наклоняюсь вправо, влево,
Буду сильным и умелым!
Молодцы, присаживаемся на свои места, продолжаем дальше…
«Ребята, пишет вам падчерица, уронившая веретено с железным наконечником в стеклянный – ледяной колодец. Боюсь прыгать в этот колодец. Очень уж не хочется бежать в гости к госпоже метелице…Можно ли достать мое веретено с помощью магнита не замочив рук и ног?
4. Опыт№4 «Не замочи руки.»
Вос-ль: Сейчас мы с вами попробуем разгадать еще один секрет магнита. Перед вами стакан с металлической скрепкой, вам нужно. Не замочив рук, достать скрепку. Поможет вам в этом магнит. (У каждого ребенка стакан с водой, каждый пробует вести магнит по внешней стороне стакана снизу-вверх, скрепка тянется за магнитом.)
Вывод: еще один секрет магнит взаимодействует с предметами через стекло.
Вос-ль: Ну что ж, вот мы и помогли всем нашим сказочным героям, вы сегодня побывали настоящими учеными и провели много экспериментов, а сейчас нам пора возвращаться в наш детский сад. Давайте встанем в кружочек и произнесем волшебные слова:
1,2,3,4,5 – начинаем колдовать,
Крибли, крабли, бум-
Наши дети изменились
И в ученых превратились!
Вос-ль: Ребята, скажите пожалуйста, где мы сегодня побывали? В лаборатории. Кем мы с вами были? Учеными. Что мы делали? Проводили эксперименты. Давайте вспомним с чем? С магнитом. А где в нашей группе можно увидеть магниты? (игра «магнитная геометрическая мозайка», «Магнитная касса букв», магнитный театр «Репка».
А еще магнит можно используют в строительстве, для поднятия больших металлических грузов.
В водопроводах устанавливают магнитные фильтра для очистки воды.
В различных медицинских приборах есть магнит.
В школе есть магнитные доски, в рюкзаках, заколках, компасах, игрушках.
Молодцы. Ребята! Вы сегодня были оченб любознательны. А что бы вы хотели узнать еще?
Подскажите где можно найти много интересной информации?
В подарок вам за ваши старания – магнитики.