Инна Дмитренко
Технология экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях современного дошкольного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Технология экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях современного дошкольного учреждения
I. Теоретическая часть
1. Цели, задачи, проблематика
Экономическое воспитание – это организованная педагогическая деятельность, специально разработанная система работы, направленная на формирование экономического сознания. Говоря об экономическом воспитании детей дошкольного возраста, мы имеем в виду лишь некоторые предпосылки, основы, рассчитанные на возможности ребенка, доступные детям знания из области экономики.
Публикация «Технология экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях современного дошкольного учреждения» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Экономическое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, которое закладывает предпосылки финансовой грамотности. Для детей приобщение к экономике – это подготовка к жизни, социальной адаптации в обществе. Формируя у ребенка правильное представление о финансовом мире, вместе с тем мы воспитываем и бережливые качества личности у ребенка, а также помогаем ему не только правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, но и стать самостоятельным и успешным человеком. Это и послужило основанием для нашей деятельности по внедрению технологии экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях современного дошкольного учреждения.
Основная цель работы: формирование экономического мышления, определенного отношения к предметному миру, окружающему ребенка, как совокупности ценностей, результатов труда человека.
Задачи:
• Познакомить детей с простейшими экономическими понятиями, их значением, применением в жизни.
• Развивать умение проявлять самостоятельность и инициативность, творчески подходить к решению игровых проблемных ситуаций.
• Воспитывать у детей трудолюбие, уважение к труду взрослых, бережливость и рациональность.
• Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах экономического воспитания дошкольников.
2. Описание и преимущества выбранной технологии
Новизна технологии экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях современного дошкольного учреждения заключается в постановке самой проблемы, как предмета специального изучения и ее решения. Прежде всего, решение проблемы экономического воспитания в старшем дошкольном возрасте видится в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, которые раскрывают перед ребенком правила поведения в окружающей природе, отношение к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.
В настоящее время возникают новые ценности, а прежние становятся не столь актуальны, иначе воспринимается жизнедеятельность общества. Дошкольник приходит в современную жизнь равноправным членом общества, которому предстоит ее совершенствовать. С одной стороны, ребенку проще, чем взрослому, так как над ним не тяготеют прежние знания, а с другой стороны, сложнее по той причине, что он еще не знает, как ему реализовать себя. Одно из преимуществ использования технологии экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста как раз и состоит в том, чтобы преобразовать информацию, которую ребенок черпает из окружающего мира, в инструмент для использования и экономического воспитания дошкольников.
Так как ребенок в ежедневной жизни участвует в экономических процессах и получает экономический опыт, в не зависимости от того, хотим мы этого или нет, важной задачей педагога является не только дать какой-то объем экономических знаний ребенку, но и научить правильно этими знаниями распоряжаться.
Педагогическая целесообразность применения технологии экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях современного дошкольного учреждения обусловлена недостаточным уровнем экономических знаний у старших дошкольников. Это связано с отсутствием целостной педагогической системы формирования экономической и финансовой грамотности, а также недостаточной компетентностью родителей в данном вопросе.
Исходя из этого, была разработана технология экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях современного дошкольного учреждения заключается, которая поможет детям получить элементарные экономические знания, а родителям – овладеть формами и методами экономического воспитания в семье. Учитывая то, что у старших дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и основной вид деятельности — игра, всю работу целесообразно выстраивать в игровой форме.
3. Этапы внедрения технологии
На первом этапе была изучена литература по применению данной технологии, подобраны диагностические материалы для выявления уровня сформированности первоначальных экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста, разработан план работы по технологии экономического воспитания в условиях современного дошкольного учреждения.
На втором этапе была проведена организация игровых зон группы, реализация плана работы с родителями по разработке системы «экономического воспитания ребенка» и по повышению их педагогической компетентности в вопросах экономического воспитания дошкольников, а также реализация плана работы с детьми старшего дошкольного возраста по экономическому воспитанию и разработка дидактического материала «Финансовый кейс».
На третьем этапе были спрогнозированы результаты по реализации технологии экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях современного дошкольного учреждения.
II. Практическая часть
1. Характеристика выборки и мониторинг
В мониторинге принимали участие воспитанники подготовительной группы в количестве 11 детей в возрасте от 6 до 7 лет, из них 4 девочки и 7 мальчиков, все воспитанники диагностируемой группы из полных семей, детей-сирот и опекаемых детей, а также детей из неполных семей среди воспитанников данной группы нет. Все воспитанники в группе развиваются в соответствии возрасту.
На начальном этапе реализации технологии экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста была использована методика А. А. Смоленцева для выявления уровня сформированности первоначальных экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста. В процессе педагогического наблюдения детям предлагалось 3 задания, которые оценивались по 3 уровням (высокий, средний, низкий). Выявлены следующие результаты мониторинга: высокий уровень – 9% детей, средний уровень – 64%, низкий уровень – 27% старших дошкольников. Полученные результаты говорят о необходимости внедрения технологии экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях современного дошкольного учреждения.
Опрос родителей также показал, что они заинтересованы в проведении работы по экономическому воспитанию детей подготовительной группы. Результаты опроса помогли выявить следующие проблемы:
- тревога по поводу рационального пользования карманными деньгами в предстоящей школьной жизни,
- умение детей планировать свой личный бюджет,
- недостаточно знаний, чтобы объяснить ребенку, почему ему могут купить далеко не всё, что ему хочется.
2. Характеристика условий внедрения технологий
Для внедрения технологии экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях современного дошкольного учреждения была проведена следующая работа:
• создание в группе соответствующей развивающей предметно-пространственной среды – «Центра экономики»;
• разработка перспективного планирования по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста и включение данных мероприятий в календарное планирование группы;
• разработка дидактического материала «Финансовый кейс»;
• проведение работы с родителями по разработке системы «финансового воспитания ребенка»;
Такой комплексный подход в работе с детьми позволит расширить их экономический кругозор и уже имеющиеся представления, понять специфику товарно-денежных отношений и рекламы, научит подходить разумно к вопросу траты денег, а также бережно относиться к вещам и природным ресурсам, осознать значимость труда в жизни человека,
3. Описание процесса внедрения технологии
Внедрение технологии экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях современного дошкольного учреждения включает в себя следующие направления работы:
• Создание в группе соответствующей развивающей предметно-пространственной среды – «Центра экономики»
В основу работы по экономическому воспитанию важно включить правильно организованную РППС, которая безусловно играет основополагающую роль в реализации деятельностного подхода, предусматривающего формирование экономических знаний через различные виды деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, коммуникативную, трудовую и др. В зависимости от содержания знаний ведущим является тот или иной вид деятельности, например, усвоение экономических понятий (деньги, цена, стоимость и т. п.) успешно проходит в процессе сюжетно-ролевых, дидактических, настольно-печатных и речевых игр, которые невозможно организовать без правильно подобранной развивающей предметно-пространной среды (атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Банк», «Рекламное агентство», «Почта», «Ателье»,«Кафе», «Аптека» и т. д.).
• Разработка перспективного планирования по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста и включение данных мероприятий в календарное планирование группы
Реализация технологии экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях современного дошкольного учреждения возможна только в процессе интеграции образовательных областей (познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие). Данный процесс носит целенаправленный и планомерный характер, а потому не возможен без четкого соблюдения плана.
Участниками образовательной деятельности являются дети, родители (законные представители) и педагогические работники ДОО, осуществляющие внедрение технологии экономического воспитания дошкольников. Необходимо четко определить место и роль каждого участника образовательного процесса в реализации технологии экономического воспитания старших дошкольников, а также грамотно расставить приоритеты в применении форм и методов работы (индивидуальные и групповые формы организации деятельности, ООД и игровая деятельность (самостоятельная или организованная) и т. д.).
• Разработка дидактического материала «Финансовый кейс»
Данные дидактически материалы включают в себя следующие объекты:
- медиатека инерактивных игр (маршруты товаров», «собери монеты», «самостоятельная покупка» и др.)
- медиатека мультфильмов («Смешарики», «Уроки тетушки Совы», «Трое из Простоквашино» и т. д.)
- лэпбуки
- наглядные пособия (товары и услуги», «денежная карта мира», «планируем финансы» и др.)
- дидактические карточки «финансовая грамотность»
- альбомы профессий
- игры-путешествия («музей денег»
- альбом экономических сказок
- игры-путешествия
- альбом «эволюция денег»
- альбом пословиц и поговорок
- картотека загадок
- банковские карты
- ненастоящие деньги
- настольно-печатные игры («продолжи ряд», «найди пару», «теневое лото»)
- дидактические игры («дорого-дешево», «разложи товар», «математическая копилка», «соедини половинки линиями» и т. д)
- речевые игры («что лишнее?», «назови правильно», «сделай рекламу» и т. д.).
• Проведение работы с родителями по разработке системы «экономического воспитания ребенка»
При разработке данной системы важно соблюдать следующие принципы:
- соблюдение гарантий неприкосновенности частной собственности, т. е. тем, что принадлежит ребенку, может распоряжаться только он сам;
- принятие всех убытков заранее. Данный принцип помогает осознать, что под руководством взрослого ребенок учится, имея «страховку», которой он будет, скорее всего, лишен в дальнейшем. Поэтому пусть лучше при взрослом ребенок совершит как можно больше ошибок, которые будут разобраны вместе с исключительно исследовательской целью;
- четкое соблюдение договоренностей, которое подразумевает под собой с одной стороны отсутствие дополнительных финансовых «вливаний», и выполнение обещаний – с другой стороны.
- обоснование ребенку важности той или иной покупки, обсуждение возможных вариантов. Это приучает ребенка выбирать, а значит, анализировать существующие альтернативы;
- определение системы финансирования ребенка, главным тезисом которой является: «карманные деньги – это те средства, распоряжаться которыми ребенок может по своему усмотрению». Важно помнить, что это не способ поощрения или наказания, а средство развития определенных навыков.
III. Ожидаемые (прогнозируемые) результаты
по реализации технологии экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях современного дошкольного учреждения :
• приобретение знаний социально-экономического характера, начала экономического мышления;
• интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни;
• знания о новых профессиях, умение рассказывать о них;
• обогащенный словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий;
• получение навыков ответственного отношения к финансовым обязательствам;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
• развитие чувства собственного достоинства, ответственности, коммуникабельности;
• развитие здорового интереса к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий “труд-деньги”, понимание факта купли-продажи;
• применение практических советов в решении конкретных ситуаций.
Методическая литература:
1. Играем в экономику : комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. - Волгоград: Учитель, 2008г. - 169 с.
2. Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране Экономика. М. : Витапресс, 2016.
3. Смоленцова, А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику : Учебно-методическое пособие/А. А. Смоленцова. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 176 с.
4. Шатова, А. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? // Дошкольное воспитание. – 2000. № 1. – С. 62-65.
5. Щедрина, Е. В. Исследование экономических представлений у детей // Вопросы психологии. – 2001. - №2. – С. 161-172.