Рыбак
Технология ТРИЗ «Метод каталога»
▼ Скачать + Заказать документы
ТРИЗ для детей дошкольного возраста
– это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление, технология позволяет осуществить естественным образом личностно-ориентированный подход, что особенно актуально в контексте ФГОС ДО.
Метод мозгового штурма
Метод каталога
Метод фокальных объектов
Метод системный анализ
Метод морфологического анализа
Метод золотой рыбки
Моделирование маленькими человечками
Публикация «Технология ТРИЗ „Метод каталога“» размещена в разделах
Метод противоречий
Мышление по аналогии
Типовые приемы фантазирования
Метод каталога был разработан в 20-х годах XX века профессором Берлинского университета Иоганн Эмиль Кунце. Этот метод успешно адаптирован к работе с дошкольниками.
Алгоритм составления сказок по методу «Каталога»
Выбор какой-либо книги для сочинения сказки (истории) по ней.
Обращение к детям с вопросами, на которые они “находят” слова на открытой странице текста.
Постепенный сбор в единое целое, ответов, “найденных” в книге.
Придумывание названия составленной сказки.
Восстановление всего текста кем-нибудь из детей.
Воспроизведение базовых шагов создания сказки. Выведение последовательности вопросов. Организация продуктивной деятельности
С детьми трех - трех с половиной лет как вариант метода каталога проводится игра "Чудесный мешочек". В нем могут находиться игрушки или картинки, которые являются первыми объектами для составления 3-4 предложений связного текста
Применение метода каталога в группе «Лучики»
Возраст детей 3-4 год
Задачи:
Построение связного текста сказочного содержания с помощью наугад выбранных носителей (героев, предметов, действий) в единую сюжетную линию.
Формирование умения составлять сказочный текст по модели. В которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный, имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть ; определенное место.
Работа по составлению текстов сказочного содержания строится по нескольким направлениям Игры, творческие задания и чтение сказок
• «Опиши героя» Цель: Учить выделять определенные признаки героя
«Назови героя» Цель: Учить объединять героев по заданному признаку;
«Действия героя» Цель: Учить перечислять все возможные действия героя,проводить аналогии в действиях героев разных сказок
«Где- то, кто-то» Цель: учить детей представлять объект в каком – либо месте и составлять про него небольшой сюжет сказочного содержания
После того как подготовительная работа была завершена мы приступили к составлению сказки.
Поскольку работа велась с детьми 2 ой младшей группы то при применении метода каталога я использовала игру «Чудесный мешочек»
Дети вытаскивали из мешочка фигурки и постепенно составляли небольшой рассказ.
ВАЖНО! В процессе составления рассказа детьми педагог схематично записывает сказку.
После проделанной работы дети получили новое задание
• На основе сюжета придумать название для нашей сказки
После завершения работы над сочинением рассказа мы проговорили сказку еще раз.
Дети самостоятельно пересказывали ее по отрывкам.
Как заключение проделанной работы мы с детьми провели игру «Драматизацию» на основе придуманной сказки.
Как итог могу сказать, что все поставленные задачи были выполнены. Проделанной работой осталась довольна не только я, но и дети. Мы будем активно применять данный метод как на занятиях, так и в игровой деятельности.
И в заключении хочется сказать, что Технология ТРИЗ и используемые в ней методы и приемы помогают педагогам нашего ДОУ. Ведь как сказал Ян Коменский: «Взрослые могут научить ребенка всему, что они умеют делать сами: творчески научить может только творческий человек».