Надежда Тютлина
Конспект занятия «Мыло» (по системе многоэкранного талантливого мышления-технология ТРИЗ)
▼ Скачать + Заказать документы
К онспект занятия по теме «Мыло»
Программное содержание.
Закрепить и систематизировать знания о мыле (его свойства и качества, как им пользоваться, как беречь). Продолжать учить выявлять и разрешать проблемные ситуации, противоречия. Учить моделировать человечками (мыло, мыльные пузыри, умывание).
Формировать умение рисовать мылом по ткани, на цветной бумаге. Развивать воображение.
Предварительная работа.
Публикация «Конспект занятия „Мыло“ (по системе многоэкранного талантливого мышления-технология ТРИЗ)» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мыло, мыльные пузыри
- Мыло, свойства мыла, КГН. Конспекты занятий
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Провести опыты: когда получается мыльная пена? Что бывает с мыльной водой после погружения в нее губки? Познакомить с древесной золой, приготовить из нее щелочную воду (для стирки белья, мытья рук). Обогащать лексику словами, обозначающими свойства и качества мыла. Играть в «Наоборот», с мыльными пузырями. Прочитать стихотворение К. Чуковского «Мойдодыр». Заучить скороговорки о мыле. Рисовать мылом.
Игра «Да - Нет» (в черном ящике мыло туалетное).
Педагог: Хотите узнать о тайнах мыла?
По желанию детей включается экран №1.
1. Как вы догадались, что это мыло? Кто больше назовет слов о мыле? Какое оно? (Прямоугольное, цветочное, твердое, туалетное, душистое, скользкое и т. д.). Почему мыло душистое? (В составе есть цветочный одеколон). Чем пахнет твое туалетное мыло? Какое еще бывает мыло? (Жидкое) Что делают жидким мылом? (Моют волосы, тело: используют парикмахеры и т. д.) Когда мыло становится скользким? (Когда оно мокрое, с водой).
Посмотрите, посмотрите: мыло тонет в реке и в корыте! Почему оно всегда только там, где есть вода? Мы оказались в «Стране сравнений». Скажите, мыло скользкое, как. (Как рыба - окунь, как сосулька, как лед, как шелк и т. д.) Кто прочитает скороговорку про Милу?
Мила Мыла Мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло.
Мишку мылом не домыла.
Почему Мила не домыла Мишку? Почему мыло упало? Скользкое.
Что означают слова? «смыла, домыла, вымыла»; «и мылила, и юлило, и кусало как оса», измылила и т. д. Что означает словосочетание «намылить шею»?
(Поругать, пожурить). Вам такое говорили? За что? Вы малину мылили? (Мыли, но не мылили). Что будет с нами, если ягоду намылить?
Как отнесетесь к совету Г. Остера: Никогда не мойте руки, шею и лицо. Вновь испачкаются руки, шея, уши и лицо. Это глупое занятие не приводит не к чему. Так зачем тратить силы, время попусту терять?» Это хороший или вредный совет? Почему вредный?
Кто боится мыла? (Микробы, грязнули, трусихи). Какой бы Вы совет дали грязнухе? А поэт Я. Акин вот что посоветовал:
Мыло душистое, белое, мягкое,
Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою.
Если б грязнуля вспомнил про мыло,
Мыло его наконец бы отмыло.
А я сказала бы так:
Ускользает как живое.
Но не выпущу его.
Белой пеной пенится.
Руки мыть не ленится.
Мыльные "Перчатки» бывают. Какими? (Белыми, черными). Когда они бывают черными? (Когда руки грязные). Когда они бывают белыми? (Когда руки чистые). Как часто надо мыть руки? (По мере загрязнения).
Игра «Хорошо - плохо». Мыть руки - это хорошо, почему? Мыть руки - это плохо, почему?
Поиграем с человечками. Пусть они расскажут историю о Миле, которая умывается. Она плещет на себя водичкой, грязь смывается, и вода стекает (рис. 2).
• Открываем экран 2.
Вспомните: если бросить мыло в воду, оно булькает? Когда в мыльную волу погружают губку, от нее поднимаются пузырьки? Почему? (В ней есть дырочки с воздухом). Из каких частичек- человечков состоит мыло? (Из мыльных человечков, твердых и воздушных). Нарисуйте мыло в воде (рис. 3)
• Открываем экран 3.
Игра «Волшебный круг». Много кусков мыла. Что это? (Витрины магазина; полки в умывальнике; мыльницы с мылом в бане).
• Открываем экран 4.
Знаете ли вы, чем люди умывались раньше? Раньше люди стирали и мылись щелоком. Древесную золу заливали кипятком и распаривали в печке. Мылись также глиной, которая прекрасно очищает руки, тело от грязи.
Игра «Хочу - не хочу» Хочу мыть руки глиной. (Потому что она полезная, чисто моет) Не хочу мыть руки глиной (Потому что она грязная, надо затратить много воды для смывания).
*Открываем экран 7.
Что это? (Пузыри). Какие они? (Мыльные). На что похожи? Что случится, если на них сесть? Бросить их? Ударить по ним? Подуть на них? Почему говорят: «Лопнули мечты, как мыльные пузыри»?
(Это несбыточные мечты). Пофантазируем о твоих мечтах, сбывшихся и несбывшихся.
*Открываем экран 8.
Из чего состоит мыльный пузырь? (Из твердых и воздушных частичек-человечков). Выложите его из кубиков с человечками.
* Открываем экран 9.
Много мыльных пузырей - что это? (Пена). Послушайте: «Мыло пузыри пускало, пеной кверху лезло, и его не стало, все оно исчезло». Почему оно исчезло? Где вы еще видели пену? (На реке, в море, у берега, на волнах, в банке, в стакане с соком, молоком и т. д.)
Игра «Что без чего не бывает?»
Чистюль - без. мыла.
Мыла - без. жира.
Пены - без. воды.
Пузырей - без. губки.
Шутки - без. улыбки.
Продолжайте сами.
Мылом можно только мыть, стирать? Что можно еще им делать? (Чертить на ткани, рисовать на цветной бумаге, ткани). Нарисуйте мыльные волшебства.
Можно организовать игру «Ателье» (дети-закройщики «чертят» обмылками выкройки).