Приложение МААМ

Технология «Ситуация» в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)

Елена Романова
Технология «Ситуация» в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Технология «Ситуация» в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы).

Выступление на методическом объединении.

Академик А. А. Леонтьев в своей концепции «Педагогика здравого смысла» отмечает: «Для нас в высшей степени важен креативный принцип в учении, т. е. максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности ребенка…». Результатом любого научного творчества, и в том числе учебной деятельности, являются новые знания о мире. Процесс творческой деятельности включает в себя 4 основных этапа:

1. Постановка проблемы

2. Поиск решения

3. Выражение решения

4. Реализация продукта.

Публикация «Технология „Ситуация“ в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)» размещена в разделах

Содержанием 1-го этапа является возникновение проблемной ситуации, осознание ее противоречия, формулирование проблемы. Признаками возникновения проблемы является эмоциональная сторона: удивление, затруднение. Результатом этого этапа является проблема – вопрос, схватывающий противоречие проблемной ситуации, поставленной для разрешения.

На 2-ом этапе – поиск решения – содержанием будет выдвижение и проверка гипотез. Результатом этого этапа становится решение – понимание нового знания.

На 3-ем этапе – выражение решения - содержанием будет выражение нового знания научным языком в принятой форме. А результатом будет продукт деятельности: нахождение подобного.

На 4-ом этапе – реализация продукта – содержанием будет представление продукта. А результатом – представление нового знания в окружающем пространстве или в новой ситуации.

Методы проблемного обучения.

1. Прием создания проблемной ситуации.

2. Прием вывода из проблемной ситуации.

3. Прием принятия предлагаемых детьми формулировок проблемы.

Приемами создания проблемных ситуаций или введения в проблемную ситуацию могут быть удивление, затруднение.

Например, при теме «Знакомство с уборкой урожая в старину» дети были введены в игровую ситуацию по сказке «Колобок», в которой Колобок убежал и от лисы и выкатился в поле. На этом моменте я показываю детям репродукцию картины И. И. Шишкина «Рожь».

-Что он увидел? (Описание увиденного – рожь созрела).

-Что же должно появиться на поле? (Комбайны).

-А разве «Колобок» - современная сказка? (Нет. Значит, комбайнов быть не могло. И далее идет знакомство с историей).

Проблемная ситуация с затруднением может быть при знакомстве с новым материалом. Например, знакомство с цилиндром начинается с рассматривания предметов цилиндрической формы и нахождения общих свойств и далее сообщения научного термина. Или называние и нахождение знакомых геометрических тел в «Чудесном мешочке», после которых в нем остается незнакомое до этого геометрическое тело. Дети, ощупывая его, определяют его внешний вид. А затем, достав его, узнают от педагога его научное название. Такая же проблемная ситуация может быть использована при применении полученных ранее знаний в новой ситуации. Например, при знакомстве с отрезком и лучом дети уже имеют представление о прямой линии (линия, не имеющая начала и конца). А когда прямую «разрезают» в одном или двух местах, она остается прямолинейной, но у нее появляется начало и конец. Значит, прежнее название «прямая» не подходит. В измерениях: сшить занавески для двух окошек в заячьей избушке. Одному ребенку дается длинная мерка, а другому – короткая. Оба откладывают по 2 мерки, но почему-то занавески получились разного размера.

К приемам вывода из проблемной ситуации относятся:

1. Воспринимающие действия детей (в примере с уборкой урожая в старину).

2. Самостоятельные действия детей (например, выкладывание ритмического рисунка из набора геометрических фигур, где есть «явно лишние».

3. Совместные действия воспитателя с детьми – это побуждающий к осознанию и формулированию проблемы диалог. Например, дети знакомы с действиями сложения и вычитания, выдают продукт – решают предлагаемые упражнения, находят ошибки в записи. Но при предъявлении той же записи, но с одним неизвестным в левой стороне встречаются с затруднением. Вопросы диалога: Можете ли вы выполнить задание? Почему? Что неизвестно? А что вам уже знакомо? (дети применяют названия терминов, решают). Затем проводим анализ, рефлексию деятельности: что хотели сделать? Что вам помогло? Задание выполнено?

К примерам выдвижения и проверки гипотез относим:

1. Самостоятельное сообщение воспитателем гипотезы или проверки предположения.

2. Выдвижение или проверка гипотез детьми.

3. Побуждение воспитателем к выдвижению гипотез или проверки их в диалоге. Классическим примером выдвижения гипотез детьми являются те, когда мы

проходим тему «Сравнение по объему». В какой емкости воды больше, в какой меньше? При наблюдении за явлениями природы. Например, мы с ребятами в средней группе рассматривали снег и лед. Чем они похожи, чем отличаются? Откуда взялся снег? (из тучи). А лед? Ответами были: сам получился; из снега; из воды. Кто прав? (Даже те, кто считал, что лед появился из воды, стали сомневаться). Как же узнать? (Надо проверить). А как это сделать? С моей помощью приготовили 3 блюдца: пустое, с водой и со снегом, обозначили значками, чтобы не забыть. Оставили на морозе. Сделали выводы: лед получился в блюдце с водой. Продуктом стало знание, которое дети применяют в жизни, например, как помочь Деду Морозу пройти через речку? (Надо воду заморозить).

Я каждый раз убеждаюсь, что знание у ребят становится собственным только тогда, когда он пропускает его через себя, и в этом помогает технология проблемного обучения.

Самый главный секрет – всегда при подготовке к занятиям выделять для себя отправную точку и конечный результат, к которому дети должны прийти самостоятельно, опираясь на свои знания и опыт.

Публикации по теме:

Опыт работы «Лего-конструирование в работе с детьми дошкольного возраста»Опыт работы «Лего-конструирование в работе с детьми дошкольного возраста» Лего-конструирование в работе с детьми дошкольного возраста. Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств, в руках общества.

Логопедическая ритмика как здоровьесберегающая технология в работе с детьми дошкольного возраста В начале апреля 2019 года я посетила замечательные курсы по логоритмике. Эта тема меня давно интересовала и волновала. Посетила МО, где.

Обобщение опыта «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста»Обобщение опыта «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста» Обобщение опыта по теме: «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста». Уважаемые коллеги хочу поделиться.

Описание опыта работы «Использование социоигровой технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста» «Самая большая роскошь на Земле – это роскошь человеческого общения!» А. Сент-Экзюпери В Федеральном государственном образовательном стандарте.

Презентация для педагогов «Релаксация как здоровьесберегающая технология в работе с детьми дошкольного возраста» [bПрезентация для педагогов "]Релаксация как здоровьесберегающая технология в работе с детьми дошкольного возраста. "[/b] В моменты неудач.

ТРИЗ-технология в детском саду (из опыта работы с детьми младшего возраста) Младший дошкольный возраст знаменуется наступлением нового этапа в жизни малыша. Ребенок постепенно становится самостоятельным, и прежняя.

Технология «Лента времени» как инновационная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19 «Золотая рыбка» комбинированного вида города Искитима Новосибирской.

Технология «Синквейн» в коррекционной работе с детьми дошкольного возрастаТехнология «Синквейн» в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста Цель: • формирование навыков лексико-грамматического оформления речи дошкольников Задачи: • развитие навыков речевого общения, речевой коммуникации;.

«Кейс –технология» в работе с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Кейс –технология» в работе с детьми старшего дошкольного возраста» Белобородова Виктория Евгеньевна; МДОУ «Киргинский детский сад»;.

ТРИЗ-технология речевого развития в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология «Ситуация» в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)
Опубликовано: 9 сентября 2019 в 23:22
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технология «Ситуация» в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Елена Романова (УИ 2000385) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД