Елена Романова
Технология «Ситуация» в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Технология «Ситуация» в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы).
Выступление на методическом объединении.
Академик А. А. Леонтьев в своей концепции «Педагогика здравого смысла» отмечает: «Для нас в высшей степени важен креативный принцип в учении, т. е. максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности ребенка…». Результатом любого научного творчества, и в том числе учебной деятельности, являются новые знания о мире. Процесс творческой деятельности включает в себя 4 основных этапа:
1. Постановка проблемы
2. Поиск решения
3. Выражение решения
4. Реализация продукта.
Публикация «Технология „Ситуация“ в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Темочки
Содержанием 1-го этапа является возникновение проблемной ситуации, осознание ее противоречия, формулирование проблемы. Признаками возникновения проблемы является эмоциональная сторона: удивление, затруднение. Результатом этого этапа является проблема – вопрос, схватывающий противоречие проблемной ситуации, поставленной для разрешения.
На 2-ом этапе – поиск решения – содержанием будет выдвижение и проверка гипотез. Результатом этого этапа становится решение – понимание нового знания.
На 3-ем этапе – выражение решения - содержанием будет выражение нового знания научным языком в принятой форме. А результатом будет продукт деятельности: нахождение подобного.
На 4-ом этапе – реализация продукта – содержанием будет представление продукта. А результатом – представление нового знания в окружающем пространстве или в новой ситуации.
Методы проблемного обучения.
1. Прием создания проблемной ситуации.
2. Прием вывода из проблемной ситуации.
3. Прием принятия предлагаемых детьми формулировок проблемы.
Приемами создания проблемных ситуаций или введения в проблемную ситуацию могут быть удивление, затруднение.
Например, при теме «Знакомство с уборкой урожая в старину» дети были введены в игровую ситуацию по сказке «Колобок», в которой Колобок убежал и от лисы и выкатился в поле. На этом моменте я показываю детям репродукцию картины И. И. Шишкина «Рожь».
-Что он увидел? (Описание увиденного – рожь созрела).
-Что же должно появиться на поле? (Комбайны).
-А разве «Колобок» - современная сказка? (Нет. Значит, комбайнов быть не могло. И далее идет знакомство с историей).
Проблемная ситуация с затруднением может быть при знакомстве с новым материалом. Например, знакомство с цилиндром начинается с рассматривания предметов цилиндрической формы и нахождения общих свойств и далее сообщения научного термина. Или называние и нахождение знакомых геометрических тел в «Чудесном мешочке», после которых в нем остается незнакомое до этого геометрическое тело. Дети, ощупывая его, определяют его внешний вид. А затем, достав его, узнают от педагога его научное название. Такая же проблемная ситуация может быть использована при применении полученных ранее знаний в новой ситуации. Например, при знакомстве с отрезком и лучом дети уже имеют представление о прямой линии (линия, не имеющая начала и конца). А когда прямую «разрезают» в одном или двух местах, она остается прямолинейной, но у нее появляется начало и конец. Значит, прежнее название «прямая» не подходит. В измерениях: сшить занавески для двух окошек в заячьей избушке. Одному ребенку дается длинная мерка, а другому – короткая. Оба откладывают по 2 мерки, но почему-то занавески получились разного размера.
К приемам вывода из проблемной ситуации относятся:
1. Воспринимающие действия детей (в примере с уборкой урожая в старину).
2. Самостоятельные действия детей (например, выкладывание ритмического рисунка из набора геометрических фигур, где есть «явно лишние».
3. Совместные действия воспитателя с детьми – это побуждающий к осознанию и формулированию проблемы диалог. Например, дети знакомы с действиями сложения и вычитания, выдают продукт – решают предлагаемые упражнения, находят ошибки в записи. Но при предъявлении той же записи, но с одним неизвестным в левой стороне встречаются с затруднением. Вопросы диалога: Можете ли вы выполнить задание? Почему? Что неизвестно? А что вам уже знакомо? (дети применяют названия терминов, решают). Затем проводим анализ, рефлексию деятельности: что хотели сделать? Что вам помогло? Задание выполнено?
К примерам выдвижения и проверки гипотез относим:
1. Самостоятельное сообщение воспитателем гипотезы или проверки предположения.
2. Выдвижение или проверка гипотез детьми.
3. Побуждение воспитателем к выдвижению гипотез или проверки их в диалоге. Классическим примером выдвижения гипотез детьми являются те, когда мы
проходим тему «Сравнение по объему». В какой емкости воды больше, в какой меньше? При наблюдении за явлениями природы. Например, мы с ребятами в средней группе рассматривали снег и лед. Чем они похожи, чем отличаются? Откуда взялся снег? (из тучи). А лед? Ответами были: сам получился; из снега; из воды. Кто прав? (Даже те, кто считал, что лед появился из воды, стали сомневаться). Как же узнать? (Надо проверить). А как это сделать? С моей помощью приготовили 3 блюдца: пустое, с водой и со снегом, обозначили значками, чтобы не забыть. Оставили на морозе. Сделали выводы: лед получился в блюдце с водой. Продуктом стало знание, которое дети применяют в жизни, например, как помочь Деду Морозу пройти через речку? (Надо воду заморозить).
Я каждый раз убеждаюсь, что знание у ребят становится собственным только тогда, когда он пропускает его через себя, и в этом помогает технология проблемного обучения.
Самый главный секрет – всегда при подготовке к занятиям выделять для себя отправную точку и конечный результат, к которому дети должны прийти самостоятельно, опираясь на свои знания и опыт.