Марина Волошина
Технология «Лента времени» как инновационная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 19 «Золотая рыбка» комбинированного вида
города Искитима Новосибирской области
Технология : «Лента времени» как инновационная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста»
Подготовила: старший воспитатель Волошина М. А.
Публикация «Технология „Лента времени“ как инновационная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В период дошкольного детства происходит расширение границ познания, становление первых представлений о развитии, движении, изменении мира, осознание того, что у каждого предмета есть прошлое, настоящее и будущее.
Старшие дошкольники понимают суть многих событий, могут разнообразить и понять их смысл, восстановить картину событий. Педагог, занимающий позицию сотрудничества, помогает детям пережить реальность освоения мира, самостоятельно моделировать будущее.
Одной из форм работы со старшими дошкольниками в рамках реализации регионального проекта «Дошкольник Белогорья» является «Лента времени».
Цель данной формы работы : систематизировать и углублять знания детей об окружающем мире, на основе сравнения по временным отрезкам по типу «Древность, старина, современность», а также научить детей устанавливать пространственно-временные связи.
Данная формы работы предусматривает взаимодействие с родителями как участниками образовательной деятельности.
Задачи:
- обогащение представлений детей об объектах окружающей действительности, свойствах, отношениях в истории предметного мира через развитие интереса к самостоятельному познанию и совершенствование умений использовать различные способы познания;
- оказание поддержки личностных проявлений детей в совместной и индивидуальной творческой деятельности;
Новизна формы работы «Лента времени» заключается в развитии познавательного интереса, активности у детей дошкольного возраста, формировании и обогащении у них представлений о человеке в истории и культуре.
Впервые эта технология предложена Н. А. Коротковой. У данного педагога эта технология называется «Река времени». По словам автора, путешествие по «Реке времени» не преследует цели снабдить детей детальными историческими сведениями. Главное – создать в воображении ребенка целостные образы истории человечества через «метки» - символы материальной цивилизации.
«Лента времени» - это карта-панно это длинный бумажный лист размером может быть 50 на 100 или160 см или 60 на 180 см, который символизирует линейное движение исторического времени : от прошлого к настоящему. Вдоль нее намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями (картинками, например, «древность» - «старина» - «наше время», которые педагог заранее наклеивает на панно.
Отправным моментом исследования могут быть как реальные события, так и смоделированные педагогом. Отталкиваясь от события, воспитатель ставит вопрос для исследования. Каждый вопрос заставляет детей сравнивать, устанавливать возможные связи и отношения между событиями. Педагог обсуждает вместе с детьми высказанные идеи, предположения. Обсуждение проходит в ситуации «круглого стола» вокруг ключевого предметного материала. На этом этапе педагог широко использует реальный предметный и иллюстративный материал. Реальных предметов должно быть несколько, чтобы каждый ребенок смог опробовать возможности исследуемого материала. Иллюстративный материал, предлагаемый для исследования, представляет собой карточки разного размера, от довольно крупных до мелких, которые рассматриваются всеми участниками, передавая из рук в руки. Только при такой работе с иллюстративным материалом возможно активное обсуждение, нахождение связей и зависимостей.
Следующий этап: фиксация «меток» времени на панно «Лента времени». Дети могут действовать как индивидуально, так и в подгруппах в зависимости от контекста и предложенного материала. Подгруппы детей могут рассредоточиться, а потом вновь объединится за «круглым столом» для сборки панно, окончательного обсуждения, сопоставления результатов исследования.
Форма работы «Лента времени» может использоваться в рамках тематической недели и служить наглядным иллюстративным материалом к определенной теме Карта-панно символизирует линейное движение исторического времени : от прошлого к настоящему. Вдоль нее намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями, например, «древность» - «старина» - «наше время». Педагог заранее наклеивает на панно небольшие иллюстрации – «метки» каждой остановки во времени. Панно «Лента времени» должно быть в открытом доступе для детей и открыто для дополнения – в свободной самостоятельной деятельности детей, активизировать их. При этом оно должно быть мобильно: на очередном занятии надо иметь возможность снять её со стены и использовать для дальнейших исследований.
Особенно актуально использование данной технологии в старшем дошкольном возрасте, когда у детей имеется уже определенный багаж знаний. Работа с дошкольниками решает следующие задачи:
1. Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру.
2. Формировать умение находить пути решения проблем, умение анализировать ситуацию.
3. Воспитывать коммуникативные навыки у дошкольников : умение выслушивать друг друга, работать в группах, отстаивать свою точку зрения.
Например, «Лента времени» под названием «Чудеса на колесах – от телеги до современных машин», может найти большой отклик у мальчишек. Главной задача этого панно – раскрыть перед дошкольниками удивительный, многообразный рукотворный мир человека, вызвать восхищение людьми труда. Показать, как человек изменял транспорт, делая его более удобным, безопасным.
Большой интерес может вызвать создание «Ленты времени» по теме «Мой родной город» так как будет способствовать патриотическому воспитанию, познакомит детей с малой Родиной – родным городом, с его историей, достопримечательностями, традициями, с людьми, которые в нем живут.
Опыт работы показывает, что технология «Лента времени» дает положительные результаты в познавательном развитии детей, а образное представление о времени через пособие-панно способствует развитию исследовательской деятельности дошкольников.
Использование данной формы работы позволяет детям – находиться в условиях обеспечения успешной индивидуализации и социализации; обогатить представления об объектах окружающей действительности, свойствах, отношениях в истории предметного мира; развить интерес к самостоятельному познанию; развить умения использовать различные способы познания; обеспечить полноценный переход на следующий уровень системы непрерывного образования. Родителям - увидеть динамику развития детей через создаваемые продукты совместной деятельности; стать участниками совместной образовательной деятельности; использовать предлагаемый инновационный продукт в домашних условиях для разнообразия домашнего досуга.
Работа с «Рекой-лентой времени» охватывает все направления развития детей дошкольного возраста.
Художественно- эстетическое развитие.
Изготовление «ленты» представляет художественно -эстетический процесс в самом начале. Дети рисуют, вырезают,наклеивают изображения предметов. Особую ценность представляет умение детей изображать предметы будущего, где детям необходимо передать не только внешний вид задумки, но и добавить ему новые функции.
На занятиях с «лентой» часто используется музыка: ритуальные танцы древних людей, хороводы старины, пение песен при лучине и т. д.
Рассматривая одежду старины, отмечаем красоту русских узоров, их многообразие. В дальнейшем дети используют увиденное в свободном рисовании, лепке и другом творчестве.
Социально-коммуникативное развитие.
Процесс работы с «рекой времени» предполагает общение со взрослыми и сверстниками. Дети советуются друг с другом, проводя опыты и эксперименты. Рассматривая на «ленте» длинный путь преображения вещи, дети понимают, как не просто её было изготовить. В связи с этим, у них формируется уважительное отношение к людям труда и бережное отношение к рукотворному миру. Таким образом, у детей расширяются знания о своей стране, ее культуре, истории.
Познавательное развитие.
Работа с «рекой времени» способствует развитию у детей любознательности и познавательных интересов. Именно «лента» помогает детям понять ретроспективу окружающего мира. Трудно представить без наглядности такие слова, как «древность», «старина», «современность», «будущее». Формирование представлений о времени вызывают особые трудности у дошкольников. Ведь абстрактные понятия можно осознать лишь с помощью «ленты-реки времени».Именно «лента» помогает дошкольнику понять, что человек целенаправленно изменяет предметы вокруг себя, делая их более удобными и полезными. Благодаря «реке» дети представляют наглядно, что цивилизация продвигается вперед благодаря человеку, который создает и совершенствует рукотворный мир.
У детей формируются простейшие связи, на пример, дети могут рассуждать так : «Ружей не было в древности, так как тогда еще не придумали металл, порох», «Люди писали на скалах, потому что тогда не придумали еще бумагу», «Пушкин писал пером, потому что не было еще ручек» и т. д.
Речевое развитие.
Знакомясь с предметами древности и старины, дети узнают много новых слов, у них расширяется словарный запас.
Изучая освещение дети узнали слова - лучина, светец, керосинка;
при изучении жилища- пещера, иглу, изба; одежды- лапти, кушак, армяк, капор и т. д. Свои знания об истории дети применяют в сюжетно-ролевых играх, их речь становится при этом более интересная и связная.
Физическое развитие.
Все занятия с «рекой времени» проходят динамично. Переходя «от времени к времени», дети выполняют задания, делают опыты. При этом сохраняется принцип выбора. Дети выбирают, чем они будут заниматься: наклеивать картинки, рисовать, лепить или проводить опыты. Дети двигаются, используя все пространство группы. Физминутки проходят в виде танцев, хороводов, логоритмики, пантомимы.
Отражается на «ленте» и история спорта, возникновение Олимпиады, различных видов спорта.
Интеграция образовательных областей при работе с «Лентой времени» хорошо вписывается в проектный метод, который по ФГОС ДО является ведущим методом в работе с детьми.