Скорых Екатерина
Технология «Синквейн» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня хотелось бы рассказать об использовании технологии «Синквейн» в развитии речи старших дошкольников.
Начну с того, что развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли. Тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Сегодня очень важно научить детей не только правильно и четко говорить, но и мыслить. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Наши дети должны научиться не просто смотреть, а видеть. Они должны научиться не просто слушать, а слышать.
Темочки:
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Для себя, я отметила, что одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.
Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам. Достоинством данного метода можно считать его интегрированность, использование в разных видах совместной деятельности с детьми, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.
Поэтому в своей работе по развитию связной речи детей основной акцент я делаю на обучение детей составлению синквейна.
Правила написания синквейна :
1-я строка – (Кто? Что) – существительное – одно ключевое слово;
2-я строка – (Какой? Какая? Какие) – два прилагательных, характеризующих первую строчку;
3-я строка – (Что делает) – три глагола, обозначающих действие, относящихся к предмету;
4-я строка – предложение, показывающее отношение автора к теме;
5-я строка – Одно слово-обобщение или словосочетание ассоциация, синоним к предмету.
Синквейн может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях.
Дети умеющие печатать могут создавать свой синквейн на листе бумаги, не умеющие в виде устных сочинений. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребё нка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.
Могут быть использованы такие варианты работы как:
1)Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна)
2)Коррекция и совершенствование готового синквейна;
3)Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить) ;
4)Полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексической темы.
Когда же начинать знакомство с этим приёмом? В старшем дошкольном возрасте!
Целесообразно вначале предлагать детям для прослушивания готовые синквейны.
Работа с детьми по созданию синквейна проходит в несколько этапов:
Для того, чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому, на подготовительном этапе происходит знакомство и обогащение словаря дошкольников со словами – понятиями: «живой и неживой предмет», «слова обозначающие предмет», «слова обозначающие признак предмета», «слова, обозначающие действие предмета». Так же проводятся такие дидактические игры и упражнения как:
«Какой? Какая? Какое?» (Груша какая? Желтая, спелая, вкусная)
«Кто, что делает?» (Лист, кружится, падает, летит).
«Угадай предмет по описанию?» (оно круглое, красное, спелое, сладкое)
«Назови части целого» (дерево. корни, ствол, ветки, листья).
«Загадай загадку» (она фиолетовая, сладкая, висит на дереве, очень полезная).
2. На основном этапе – происходит работа над «предложением» и «словом-ассоциацией». Я учу дошкольников составлять распространенные предложения. В этом нам помогают игрушки и сюжетные картинки. Опираясь на вопросы, знакомлю детей со словами-ассоциациями, связанными по смыслу с описываемым предметом. Графическая схема помогает детям быстрее усвоить алгоритм составления синквейна.
Осенью, работая по технологии «синквейн», мы вместе выбирали самые красивые и интересные слова. Подбирали прилагательные и глаголы, придумывали предложения и из понравившихся слов составляли общий синквейн.
С целью обобщения и закрепления знаний по каждой лексической теме можно составить картотеку «Синквенов-загадок» : где на карточке с синквейном пропущен один из этапов, задача ребенка обобщить уже известные сведения о предмете и восстановить потерянный этап.
Опыт показывает, что уже в конце первого года обучения большинство старших дошкольников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас.
Синквейн является игровым приёмом. Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для всестороннего развития ребенка. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже взрослому человеку. Но это сложная и плодотворная работа, как для педагога, так и для ребенка. Думаю, что коллеги, применяющие данный приём на своих занятиях, согласятся с тем, что созданные детьми стихотворения нередко становятся «изюминкой» занятия. Конечно же, умение сочинить синквейн требует от ребенка определённой подготовки, а от педагога тщательно продуманной, планомерной работы.
Таким образом, Технология «Синквейн» органично вписывается в работу с детьми, дает возможность педагогам оценить уровень усвоения детьми пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, позволяет детям быть активными, творческими участниками образовательного процесса; способствует установлению доброжелательных взаимоотношений в триаде «педагог – ребёнок – родитель».
Метод синквейн, применяемый в работе по развитию речи у детей, безусловно способствует успешному развитию всей речевой системы в целом, при условии системной, работы в данном направлении