Уртаева Рита Викторовна
Технология «Синквейн» в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: дать представление об инновационной технологии развития речи детей, о значении этой технологии в обогащении и активизации словаря, о грамматическом оформлении фразы, о развитии ассоциативного и наглядно-образного мышления. Показать значимость технологии и в других видах деятельности.
Задачи:
1. Познакомить с технологией, способствующей активизации мыслительной деятельности, развивающей умение выделять главное и обобщать, совершенствующей словарную работу, как основу развития речи в целом;
Публикация «Технология „Синквейн“ в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
2. Отработать возможные варианты применения синквейна в работе с детьми;
3. Обсудить эффективность предлагаемых приемов работы.
План проведения семинара:
I. Теоретическая часть:
Что такое «Синквейн»
Актуальность «Синквейна»
Научная концепция и правила составления «Синквейна»
II. Практическая часть:
Совместная работа с педагогами с показом на экране.
Обсуждение полученных результатов.
III. Подведение итогов.
Ожидаемый результат:
1. Предоставлена информация по теме семинар-практикума;
2. Продемонстрированы возможные варианты применения синквейна в работе с детьми;
3. Рассмотрена целесообразность и эффективность предлагаемой технологии.
Слайд 1. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания.
Слайд 3. Так же речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, строит речевое высказывание в ситуации общения;
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
- творческие способности ребенка проявляются в придумывании сказок, он может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
- может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- проявляет любознательность, задает вопросы, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- способен к принятию собственных решений.
По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.
Слайд 4. Одним из эффективных интересных приемов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения синквейна.
Его придумали французы. Говорят, что слово «синквейн» в вольном переводе означает – «пять удач» или «пять вдохновений»
Синквейн (слово франц.) в переводе означает нерифмованное стихотворение из пяти строк.
Родиной синквейна можно считать США в начале XX века. Удивительно, что синквейн появился благодаря японской поэзии. В начале XX века американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала эту форму.
Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать соё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.
При творческом использовании синквейна на занятиях, он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра – ведь сочинять полезно, весело и легко. Однако нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец.
Знакомство с этим приёмом следует начинать в старшем дошкольном возрасте!
Слайд 5. Цель синквейна.
Цель обучения составлению синквейна - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, которые тесно связаны с полноценным развитием речи.
Слайд 6. Виды синквейна
Как и у любого другого поэтического произведения у синквейна есть свои правила составления: Здесь все зависит от вида синквейна.
1. Традиционный синквейн состоит из пяти строк и его слоговая структура составляет 2-4-6-8-2 и состоит из 22 слогов. Если сравнивать с другими формами, то в хокку их 17, а в танка 31. авторы, которые предложили эту форму в дальнейшем разработали и ее варианты.
2. Обратный синквейн — синквейн с обратной последовательностью стихов (2-8-6-4-2);
3. Зеркальный синквейн — синквейн из двух пятистрочных форм, где первая — это традиционный, а вторая — обратный синквейн;
4. Синквейн-бабочка — это девятистрочная форма стиха со слоговой структурой 2-4-6-8-2-8-6-4-2;
5. Корона синквейнов — это 5 традиционных синквейнов объединенных в одно завершенное стихотворение.
6. Гирлянда синквейнов — аналог венка сонетов, это корона синквейнов и добавленный к этой структуре шестой синквейн, где первая строка взята из первого синквейна, вторая - из второго, последняя и последнего.
7. Дидактический синквейн - это смысловое содержание и сочетание частей речи, которые используются в каждой строке.
СЛАЙД 7. Правила написания синквейна.
Существуют определенные правила написания синквейна. Он состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает «елочку».
1-я строка (вершина «елочки») – одно слово;
2-я строка – два слова;
3-я строка – три слова;
4-я строка – четыре слова;
5-я строка (основание «елочки») – одно слово.
Слайд 8. Обозначение строк синквейна.
1. Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
2. Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
3. Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
4. Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
5. Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.
Слайд 9. О чем можно составить синквейн?
- о природе;
- о картине и литературном герое;
- о маме и папе;
- о настроении;
- по всем лексическим темам.
Слайд 10: Построение и написание синквейна – котенок.
Котёнок
Чёрненький, пушистенький
Играет, спит, ест
Он мой друг
Домашнее животное
.
Слайд 11. Можно ли учить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать?
Конечно, можно. Детям, которые только изучают буквы и не умеют читать, можно предложить устное составление синквейна с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.
“Слово-предмет”, предъявляется модель-существительное, актуализируется номинативная лексика.
Предъявляется модель – предмет
Вводится понятие “Слово-признак”, предъявляется модель-прилагательное. Предъявляется модель - признак предмета
Вводится понятие “Слово-действие”, предъявляется модель-глагол. Предъявляется модель-действие предмета
Слайд 12. Алгоритм составления синквейна
Слайд 13. Синквейн слова «Белочка»
Слайд 14. Давайте попробуем вместе составить синквейн «Семья»
1. Семья
2. Какая она? (прекрасная, крепкая, дружная, весёлая, большая)
3. Что она делает? (гордится, заботится, помогает, любит, надеется)
4. Предложение о семье, афоризм или пословица. (Вся семья вместе — и душа на месте. В семье согласно, так идёт дело прекрасно. Я люблю свою семью.)
5. Синоним, или, как по-другому можно назвать семью (Ячейка общества. Мой дом! Любимая. Родная).
Слайд 15. В чём же его эффективность и значимость?
Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все. Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности. Синквейн является игровым приемом. Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу. Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации. Синквейн - один из эффективных методов развития речи дошкольников
Слайд 16. Задачи.
Данный метод легко интегрируется со всеми образовательными областями. Простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. Но для того, чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас, поэтому работу нужно начинать с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря. При работе с данным приё мом можно решить сразу множество важнейших задач:
• изученный на занятии материал приобретает некую эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению;
• отрабатываются знания о частях речи;
• знания о предложении;
• умение соблюдать интонацию;
• значительно активизируется словарный запас ребёнка;
• совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов;
• активизируется и развивается мыслительная деятельность;
• совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо.
Слайд 17. Дети сочиняют синквейн. Мама, Зонт.
Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием. «Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска», — писал В. Шаталов. Дети будут гордиться своими достижениями!
Слайд 18. Выводы о синквейне
• Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения.
• Синквейн помогает пополнить словарный запас.
• Синквейн учит краткому пересказу.
• Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
• Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
• Составить синквейн получается у всех.
• Синквейн помогает развить речь и мышление.
• Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
• Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их
• Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной
• Данный метод может легко интегрироваться с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.
Слайд 19. Заключение
Выстраивание работы с детьми по формированию речемыслительной деятельности с использованием метода Синквейн, способствует освоению коммуникативных умений, обеспечивает полноценное включение в общение,
как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности совместной деятельности, а также подготовки дошкольника к успешному обучению в школе
Слайд 21. Интернет ресурсы.