Лариса Пужлякова
Семинар «Технология речевого развития»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ "Детский сад" Колокольчик" р. п. Соколовый
Доклад
к семинару по теме :
"Технология речевого развития"
Старший воспитатель
Пужлякова Л. С.
2011 год
Семинар на тему :
«Технология речевого развития»
Цель: Знакомство с новыми подходами к обновлению содержания работы по речевому развитию ребёнка в дошкольном учреждении МДОУ"Детский сад "Колокольчик».
Систематизация знаний педагогов по данной теме.
План проведения:
1. Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.
Публикация «Семинар „Технология речевого развития“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
2. Развитие речи детей дошкольного возраста в МДОУ «Колокольчик».
3. Условия успешного речевого развития.
4. Диагностика речевого развития.
1. Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.
«Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им», - сказал Г. Гегель.
«Речь – великая сила: она убеждает, обращает, принуждает. – считает Р Эмерсон.
А вот выписка из толкового словаря русского языка: - «Речь – способность говорить, говорение; разновидность или стиль языка; звучащий язык; разговор, беседа; публичное выступление.»
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Через общение с другими людьми человек реализует себя, как личность.
Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребёнка, речь имеет исключительное значение.
С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей – дошкольников относится к числу важнейших педагогических задач.
Полноценная речь – необходимое условие успешного обучения в школе.
Можно говорить о высоком уровне речевого развития у детей подготовительной группы, если дети:
1. Владеют литературными нормами и правилами родного языка, свободно пользуются лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания.
2. Умеют вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушать, спросить, объяснить.
3. Знают нормы и правила речевого этикета, умеют пользоваться ими в зависимости от ситуации.
Без определённого уровня развития речи обучение детей – дошкольников не просто затруднено, а невозможно. Однако несформированность речи встречается часто.
Как правило, это нарушения звукопроизношения, трудности звуко – буквенного анализа, бедный словарный запас, неумение вести диалог, составлять связный рассказ по картинке.
Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей - дошкольников – явление очень редкое.
Проблема развития речи в дошкольных учреждениях является одной из актуальных. Рассмотрим на примере трёх городов.
По данным исследования специалистов города Москвы из 30 обследуемых детей подготовительной группы – 5 человек смогли составить описательный рассказ.
Из 100 обследуемых детей города Ростова – на – Дону 18 детей с нормальным речевым развитием, а 50 детей с уровнем четырёхлетних детей.
На начало учебного года города Волгодонска из обследованных детей подготовительных групп 50% имеют низкий и средний уровень речевого развития.
2. Развитие речи в МДОУ "Колокольчик"
Обследуя детей нашего детского сада, мы выявили, что 60 % детей старшей и подготовительной к школе групп имеют низкий уровень речевого развития.
У детей был беден словарный запас, они не могли грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст. Речь этих детей была невыразительная, бедная, дети не выговаривали все звуки.
Эту проблему мы обсудили на педсовете. Перед коллективом в годовом плане была поставлена задача: «Повысить уровень речевого развития детей в МДОУ, используя как имеющиеся методики, так и новые.»
На первом этапе работы по решению годовой задачи были выявлены причины низкого уровня развития речи детей.
Вместе с творческой группой «Родной язык» был составлен план мероприятий для решения этой задачи.
Так как дети подражают взрослым, которые с ними общаются, то было проведено общее собрание. " Речь взрослого – эталон становления детской речи в дошкольном учреждении"
На педсовете поднимался вопрос об особой роли воспитателя по формированию у детей культуры речевого общения. Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения детей, общается с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определённом темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.
Всегда подчёркиваю, что речь воспитателя воспринимается лучше детьми, если она протекает в замедленном темпе.
На педсоветах были затронуты темы :«О закономерностях усвоения дошкольниками родной речи», «Этапы становления речи детей".
3. Условия успешного речевого развития.
В программе " От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы указано что, для успешного речевого развития должны быть создана развивающая речевая среда, соответствующие условия.
Коллектив МДОУ старается создать их:
1. Интересно организовать жизнь детей.
2. Постоянно побуждать детей говорить.
3. Не забывать про одарённых детей.
4. Давать детям одинаковые стартовые возможности.
Надо помнить, что сначала ребёнок осваивает звуковую речь, на основе которой позже развивается лексическая, грамматическая и связная. Сначала дети усваивают произношение более лёгких по артикуляции звуков. Например: если длительно произносить звук (и) … у ребёнка подготавливается артикуляционный аппарат к усвоению звука (с).
Напоминаю воспитателям, что согласные звуки произносятся коротко – не (сэ, (ше, а (с, (ш). На педсовете было принято решение работать по методическому пособию Н. Г. Комратовой, в которое включены дидактические игры, взятые из уже имеющейся методической литературы, так и новые разработки.
На занятиях и повседневном общении воспитатель упражняет детей в чётком произнесении слов, в правильном использовании интонационных средств выразительности, учит их говорить достаточно громко, не спеша, развивает фонематический и речевой слух.
Однако, напоминаю воспитателям, что дети, имеющие нарушения в познавательной деятельности, в строении артикуляционного аппарата, ослабленные, дети, у которых снижен слух, нуждаются в своевременной помощи специалистов.
Развитие речи тесно связанно с мышлением. Маленький ребёнок все мыслительные задачи решает руками, действиями. Поэтому в нашем детском саду с 1-й младшей группы ведётся кружковая работа по развитию пальцевой моторики.
Мы обратили внимание на факторы, облегчающие процесс становления речи у детей.
Один из таких факторов по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. – наглядность.
Рассматривание предметов, картин, помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
В качестве второго вспомогательного фактора мы выделили создание плана высказывания.
На его значимость неоднократно указывал психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной программе, схеме всех конкретных элементов высказывания, а также, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим. Уже не один год мы работаем по методике использования схем в описательных рассказах, разработанной логопедом высшей квалификации г. Москвы Т. А. Ткаченко.
Остановлюсь подробнее на принципах использования схем. Например, схема «Описание игрушек». Лист разделён на шесть квадратов.
1. Цвет. В первом квадрате нарисовано красное, жёлтое, синее и зелёное цветовые пятна. Важно,чтобы они не имели чёткой, узнаваемой детьми формы, тогда внимание лучше концентрируется на цвете и не происходит смешения понятий цвет – форма.
2. Форма. Во втором квадрате изображены геометрические фигуры.
Их не раскрашивают, чтобы внимание детей концентрировалось на их форме. Если форма описываемой игрушки сложная (кукла, луноход, медведь, этот пункт в рассказе детей опускается, соответствующая часть схемы закрывается листом белой бумаги.
3. Величина. В квадрате нарисованы 2 игрушки контрастной величины, например, большой и маленький мячи. Детям напоминают, что, характеризуя величину предмета, кроме понятия «большой – маленький», надо использовать понятия «высокий – низкий», «длинный – короткий», «широкий – узкий», «толстый – тонкий».
4. Материал. На эту часть листа наклеены 3 прямоугольника одинакового размера из металлической фольги, пластмассы и плёнки «под дерево». Они изображают соответственно металл, пластмассу и дерево.
5. Части игрушки. Несколько колец пирамидки нарисованы раздельно. Если игрушка цельная, на части не разбираются (мяч, кубик, этот пункт в рассказах детей опускается, а на рисунке закрывается листом белой бумаги. Причём закрывать нужно только на одном – двух занятиях, чтобы впоследствии дети сами приучались выбирать из схемы нужные пункты в соответствии с особенностями игрушек.
6. Действия с игрушкой. Изображена кисть руки с разведёнными пальцами. Поскольку манипуляции с игрушками могут быть самыми разнообразными, важно при объяснении этого пункта детям использовать антонимы и другие приёмы расширения глагольного словаря детей.
Воспитателю не составит большого труда подобрать игрушки, при описании которых будут использованы все пункты схемы.
Анализируя результаты проведенной работы, можно сделать вывод, что использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчает дошкольникам овладение этим видом связной речи.
Таким образом, развивая речевую среду в МДОУ, звуковую культуру речи у детей, используя схемы, речевые тренажёры, мы добились значительного улучшения речевого развития у наших воспитанников.