Получи документы

Семинар «Технология речевого развития»

Лариса Пужлякова
Семинар «Технология речевого развития»
▼ Скачать + Заказать документы

МДОУ "Детский сад" Колокольчик" р. п. Соколовый

Доклад

к семинару по теме :

"Технология речевого развития"

Старший воспитатель

Пужлякова Л. С.

2011 год

Семинар на тему :

«Технология речевого развития»

Цель: Знакомство с новыми подходами к обновлению содержания работы по речевому развитию ребёнка в дошкольном учреждении МДОУ"Детский сад "Колокольчик».

Систематизация знаний педагогов по данной теме.

План проведения:

1. Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.

Публикация «Семинар „Технология речевого развития“» размещена в разделах

2. Развитие речи детей дошкольного возраста в МДОУ «Колокольчик».

3. Условия успешного речевого развития.

4. Диагностика речевого развития.

1. Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.

«Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им», - сказал Г. Гегель.

«Речь – великая сила: она убеждает, обращает, принуждает. – считает Р Эмерсон.

А вот выписка из толкового словаря русского языка: - «Речь – способность говорить, говорение; разновидность или стиль языка; звучащий язык; разговор, беседа; публичное выступление.»

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Через общение с другими людьми человек реализует себя, как личность.

Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребёнка, речь имеет исключительное значение.

С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей – дошкольников относится к числу важнейших педагогических задач.

Полноценная речь – необходимое условие успешного обучения в школе.

Можно говорить о высоком уровне речевого развития у детей подготовительной группы, если дети:

1. Владеют литературными нормами и правилами родного языка, свободно пользуются лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания.

2. Умеют вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушать, спросить, объяснить.

3. Знают нормы и правила речевого этикета, умеют пользоваться ими в зависимости от ситуации.

Без определённого уровня развития речи обучение детей – дошкольников не просто затруднено, а невозможно. Однако несформированность речи встречается часто.

Как правило, это нарушения звукопроизношения, трудности звуко – буквенного анализа, бедный словарный запас, неумение вести диалог, составлять связный рассказ по картинке.

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей - дошкольников – явление очень редкое.

Проблема развития речи в дошкольных учреждениях является одной из актуальных. Рассмотрим на примере трёх городов.

По данным исследования специалистов города Москвы из 30 обследуемых детей подготовительной группы – 5 человек смогли составить описательный рассказ.

Из 100 обследуемых детей города Ростова – на – Дону 18 детей с нормальным речевым развитием, а 50 детей с уровнем четырёхлетних детей.

На начало учебного года города Волгодонска из обследованных детей подготовительных групп 50% имеют низкий и средний уровень речевого развития.

2. Развитие речи в МДОУ "Колокольчик"

Обследуя детей нашего детского сада, мы выявили, что 60 % детей старшей и подготовительной к школе групп имеют низкий уровень речевого развития.

У детей был беден словарный запас, они не могли грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст. Речь этих детей была невыразительная, бедная, дети не выговаривали все звуки.

Эту проблему мы обсудили на педсовете. Перед коллективом в годовом плане была поставлена задача: «Повысить уровень речевого развития детей в МДОУ, используя как имеющиеся методики, так и новые.»

На первом этапе работы по решению годовой задачи были выявлены причины низкого уровня развития речи детей.

Вместе с творческой группой «Родной язык» был составлен план мероприятий для решения этой задачи.

Так как дети подражают взрослым, которые с ними общаются, то было проведено общее собрание. " Речь взрослого – эталон становления детской речи в дошкольном учреждении"

На педсовете поднимался вопрос об особой роли воспитателя по формированию у детей культуры речевого общения. Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения детей, общается с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определённом темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Всегда подчёркиваю, что речь воспитателя воспринимается лучше детьми, если она протекает в замедленном темпе.

На педсоветах были затронуты темы :«О закономерностях усвоения дошкольниками родной речи», «Этапы становления речи детей".

3. Условия успешного речевого развития.

В программе " От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы указано что, для успешного речевого развития должны быть создана развивающая речевая среда, соответствующие условия.

Коллектив МДОУ старается создать их:

1. Интересно организовать жизнь детей.

2. Постоянно побуждать детей говорить.

3. Не забывать про одарённых детей.

4. Давать детям одинаковые стартовые возможности.

Надо помнить, что сначала ребёнок осваивает звуковую речь, на основе которой позже развивается лексическая, грамматическая и связная. Сначала дети усваивают произношение более лёгких по артикуляции звуков. Например: если длительно произносить звук (и) … у ребёнка подготавливается артикуляционный аппарат к усвоению звука (с).

Напоминаю воспитателям, что согласные звуки произносятся коротко – не (сэ, (ше, а (с, (ш). На педсовете было принято решение работать по методическому пособию Н. Г. Комратовой, в которое включены дидактические игры, взятые из уже имеющейся методической литературы, так и новые разработки.

На занятиях и повседневном общении воспитатель упражняет детей в чётком произнесении слов, в правильном использовании интонационных средств выразительности, учит их говорить достаточно громко, не спеша, развивает фонематический и речевой слух.

Однако, напоминаю воспитателям, что дети, имеющие нарушения в познавательной деятельности, в строении артикуляционного аппарата, ослабленные, дети, у которых снижен слух, нуждаются в своевременной помощи специалистов.

Развитие речи тесно связанно с мышлением. Маленький ребёнок все мыслительные задачи решает руками, действиями. Поэтому в нашем детском саду с 1-й младшей группы ведётся кружковая работа по развитию пальцевой моторики.

Мы обратили внимание на факторы, облегчающие процесс становления речи у детей.

Один из таких факторов по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. – наглядность.

Рассматривание предметов, картин, помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора мы выделили создание плана высказывания.

На его значимость неоднократно указывал психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной программе, схеме всех конкретных элементов высказывания, а также, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим. Уже не один год мы работаем по методике использования схем в описательных рассказах, разработанной логопедом высшей квалификации г. Москвы Т. А. Ткаченко.

Остановлюсь подробнее на принципах использования схем. Например, схема «Описание игрушек». Лист разделён на шесть квадратов.

1. Цвет. В первом квадрате нарисовано красное, жёлтое, синее и зелёное цветовые пятна. Важно,чтобы они не имели чёткой, узнаваемой детьми формы, тогда внимание лучше концентрируется на цвете и не происходит смешения понятий цвет – форма.

2. Форма. Во втором квадрате изображены геометрические фигуры.

Их не раскрашивают, чтобы внимание детей концентрировалось на их форме. Если форма описываемой игрушки сложная (кукла, луноход, медведь, этот пункт в рассказе детей опускается, соответствующая часть схемы закрывается листом белой бумаги.

3. Величина. В квадрате нарисованы 2 игрушки контрастной величины, например, большой и маленький мячи. Детям напоминают, что, характеризуя величину предмета, кроме понятия «большой – маленький», надо использовать понятия «высокий – низкий», «длинный – короткий», «широкий – узкий», «толстый – тонкий».

4. Материал. На эту часть листа наклеены 3 прямоугольника одинакового размера из металлической фольги, пластмассы и плёнки «под дерево». Они изображают соответственно металл, пластмассу и дерево.

5. Части игрушки. Несколько колец пирамидки нарисованы раздельно. Если игрушка цельная, на части не разбираются (мяч, кубик, этот пункт в рассказах детей опускается, а на рисунке закрывается листом белой бумаги. Причём закрывать нужно только на одном – двух занятиях, чтобы впоследствии дети сами приучались выбирать из схемы нужные пункты в соответствии с особенностями игрушек.

6. Действия с игрушкой. Изображена кисть руки с разведёнными пальцами. Поскольку манипуляции с игрушками могут быть самыми разнообразными, важно при объяснении этого пункта детям использовать антонимы и другие приёмы расширения глагольного словаря детей.

Воспитателю не составит большого труда подобрать игрушки, при описании которых будут использованы все пункты схемы.

Анализируя результаты проведенной работы, можно сделать вывод, что использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчает дошкольникам овладение этим видом связной речи.

Таким образом, развивая речевую среду в МДОУ, звуковую культуру речи у детей, используя схемы, речевые тренажёры, мы добились значительного улучшения речевого развития у наших воспитанников.

Публикации по теме:

«Электронная книга» как современная технология развития речевой активности дошкольников» Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение.

Активизирующее общение как технология развития связной речи дошкольниковАктивизирующее общение как технология развития связной речи дошкольников Одна из образовательных областей ФГОС дошкольного образования – речевое развитие. Мои многолетние наблюдения и анализ речевого развития.

Коррекция речевого дыхания у дошкольников 4–5 лет с 1–2 уровнем речевого развития (из опыта работы) В настоящее время большое внимание уделяется раннему началу коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения. У дошкольников 4-5.

Логосказка. Проблема речевого развития и речевого воспитания в ДОУ (2)Актуальность Проблема речевого развития и речевого воспитания одна из самых значимых в дошкольном учреждении. В последние годы наблюдается.

Педагогическая технология развития музыкально-художественного восприятия Неизменный изменчивый мир. Вода Цель: развитие личности ребёнка в процессе общения с миром воды в её многообразии и связей с жизнью людей.

Примерная серия игр для развития мелкой моторики как основы умственного, речевого и психического развития малышейПримерная серия игр для развития мелкой моторики как основы умственного, речевого и психического развития малышей Примерная серия игр на развитие мелкой моторики как основы умственного, речевого и психического развития детей от 1.5 до 3 лет. «Ум ребенка.

Технология разработки программы развития ДОО - титульный лист; - паспорт программы; - информация о ДОУ; - проблемно ориентированный анализ состояния образовательного процесса; - концепция.

Технология развития визуальной коммуникацииТехнология развития визуальной коммуникации .

Технология развития ЭМП дошкольников с нарушениями зрения посредством развивающих игр (с применением ИКТ)Технология развития ЭМП дошкольников с нарушениями зрения посредством развивающих игр (с применением ИКТ) Технология развития математических способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья посредством развивающих.

Консультация «Технология тестопластики для развития речи детей» В свете Федеральных государственных образовательных стандартов образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар «Технология речевого развития»
Опубликовано: 22 октября 2015 в 20:07
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар «Технология речевого развития»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Пужлякова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД