Елена Стрижакова
Педагогическая технология развития музыкально-художественного восприятия
▼ Скачать + Заказать документы
Неизменный изменчивый мир. Вода
Цель: развитие личности ребёнка в процессе общения с миром воды в её многообразии и связей с жизнью людей на основе музыкально художественных произведений.
Задачи:
Формировать навыки визуальной грамотности ребёнка;
Формировать у детей представления об изобразительных возможностях в музыке и живописи, её способностях отражать явления окружающей природы;
Темочки:
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Музыка. Образовательные технологии
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Образовательные технологии в ДОУ
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
развивать навыки музыкально-художественного восприятия ребёнка произведениями искусств на основе общности этих произведений;
создать условия для накопления опыта в художественно-творческой деятельности каждого ребёнка, которая отражается в рисунке;
Способствовать активизации фантазии ребёнка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения замысла, отражённых в созданных продуктах творчества.
Формы работы художественно-эстетического воспитания в культурно-образовательном пространстве решаются:
• в совместной деятельности педагогов и детей;
• в совместной деятельности с семьёй;
• в самостоятельной деятельности детей;
• при организации режимных моментов.
Используются методы обучения:
1. Метод эмоционально-художественного погружения
2. Метод комплексного воздействия разных видов искусств
3. Метод сравнения и сопоставления
4. Метод совместного рассматривания и обсуждения с детьми мира вещей и рисунков
5. Метод рефлексии
Средства обучения:
- магнитная доска, компьютер, цветные магниты;
- аудио-видео материал
- Картины русских художников: Пластов Аркадий Александрович (1893-1971) Полдень. 1961 г. ГРМ
Айвазовский Иван Константинович (1817-1900). Море. Коктебель. 1853.
Музыкальные произведения: Римский – Корсаков «Море» вступление из оперы «Садко»; фрагменты 1 «Море и Синдбадов корабль» и 4 «Праздник в Багдаде» частей симфонической сюиты «Шахерезада»; М. Равель «Игра воды»; П. И. Чайковский «Июль» из цикла «Времена года», музыка природы.
Виды деятельности на занятии:
1. Слушание и исполнение музыки
2. Технология фасилитированной дискуссии
3. Художественно - игровая деятельность
4. Импровизация
5. Рисование
Формирование универсальных учебных действий:
1. Личностные УУД
Формирование: мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценке; адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.
2. Регулятивные УУД
Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; умения оценивать результат своей деятельности.
3. Познавательные УУД
Формирование: умения эмоционально воспринимать и визуализировать художественно - музыкальные произведения; анализировать взаимодействия героев, музицировать; рисовать.
4. Коммуникативные УУД
Формирование: умения сотрудничать в группе.
Ход занятия
1. Приветствие
Звучит музыка М. Равеля «Игра воды», на фоне которой происходит приветствие педагога с детьми.
Шум воды бесконечен,
Вода холодна и чиста,
Свежа как роса на восходе,
Чиста, как слеза янтаря. (Стрижакова)
Педагог берёт в руки синий карандаш, как олицетворение морской стихии, родника, и просит представить себя капелькой воды, живущей на тучке, листочке, цветочке, камешке, кораблике, рыбке и т. д. и поздороваться от его лица.
Например, я - капелька дождливой тучки, рада познакомиться с вами!
2. Вхождение в сказку
Слышен шум прибоя.
Слышите, это море зовёт нас в гости полюбоваться морскими красотами, и для того, чтобы их увидеть, подумайте, о чём шепчет нам море?
Предлагаю вам превратиться в сказочные морские существа, принять удобную позу, расположившись в кругу, закрыть глаза и внимательно послушать разговор моря. Что нам оно говорит?
3. Моё воображение
Прошу детей закрыть глаза и представить себе, что они:
- пускают бумажный кораблик;
- загорают на берегу моря;
- плывут на лодке и ловят рыбу;
- капитанами большого корабля;
- плавают вместе с дельфинами;
- прячутся от грозы на берегу моря.
Что вам больше всего понравилось представлять и что вы чувствуете при этом.
Звучит отрывок из симфонической сюиты Римского-Корсакова, детей просят пройти на стульчики.
Музыкальный руководитель вспоминает Сказку Шахерезады из восточных сказок тысячи и одной ночи 1 часть «Море и Синдбадов корабль», 4 часть, («Багдадский праздник. Море; корабль разбивается о скалу с медным всадником», на фоне звучания музыкальных отрывков перед детьми открывается картина И. Айвазовского Море. Коктебель.
4. Упражнение: Рассмотри и дай название картине
На выбор даются 2 картины:
картина И. Айвазовского Море. Коктебель;
картина А. Пластова Полдень.
5. Упражнение «Музыкальная картина» - технология фасилитированной дискуссии.
Хорошая живопись – это музыка, мелодия, недаром музыку называют сестрой живописи.
Послушай музыку, которой озвучена рассмотренная картина, и скажи, соотносится ли музыкальный образ с живописным (сопоставление музыкальных средств выразительности с цветовым решением) .
Картина А. Пластова «Полдень» озвучена фортепианной пьесой П. Чайковского «Июль» из «Детского альбома».
6. Игра "Реченька"
Жарко. От синего глубокого моря мы пойдём в поле, и поведёт нас туда ручеёк.
Звучит музыка ручейка.
Муз рук. Читает стихотворение В. Орлова «Ты скажи мне, реченька»:
– Ты скажи мне, реченька лесная,
Отчего ты звонкая такая?
–Утром надо мной поёт синичка,
Оттого и звонкая водичка!
– Ты скажи мне, реченька лесная,
Отчего ты чистая такая?
–Чистым голоском поёт синичка,
Оттого и чистая водичка!
–Ты скажи мне, реченька лесная,
Отчего ты синяя такая?
–В родничке купается синичка,
Оттого и синяя водичка!
Муз рук. Предлагает детям «прозвонить» стихотворение, выбрав подходящий по звуку инструмент из заранее разложенных (барабан, бубен, колокольчик, металлофон, кастаньеты, бакальчики, «музыка ветра», и спросить у каждого ребёнка, почему он сделал такой выбор. (6 пар инструментов)
Привёл нас ручеёк к роднику с чистой и холодной водой. Покажите, как мы умываемся, когда нам жарко, пьём.
7. Разговор с вещью.
Рассмотрите вещи, которые имеют прямое отношение к воде:
Ракушка, морская звезда, кружка, чашка, ведёрко. Исследуйте вещи, выберите ту, которая понравилась вам больше всего, и расскажите о ней.
8. Упражнение «Музыкальные жесты воды» на музыку М. Равеля «Игра воды»
Щелчки; шуршащие ладони; шлепки по коленям или хлопки; подуть на ладонь
9. Рефлексия
Педагог берёт в руки ракушку и просит наполнить её своими пожеланиями, а также вспомнить и назвать самое интересное задание сегодняшней встречи.
10. Ритуал прощания
Детей просят встать в круг, послушать музыку воды (звуки природы, попрощаться, и напиться воды, угоститься сладкими дарами – «морскими и речными камешками», как напоминание о том, что мы вернулись из морской сказки.
11. Упражнение «Я – художник»
По желанию педагога, отталкиваясь от подготовки опыта восприятия ребёнка можно предложить:
1. Нарисовать свою картину воды, подарив всё волшебство и силу синего цвета белому листу бумаги, после чего музыка позволит оживить наше представление в ваших рисунках.
2. Найти место для себя или выбранного предмета, явления непосредственно на картине.
3. Сходить в музей воды и рассказать о том, что вам больше всего там запомнилось.