Светлана Камалеева
Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Трудно переоценить роль чтения в развитии подрастающего поколения. Литература играет огромную роль в социализации личности ребенка. Она питает ум и воображение дошкольника, открывая ему новые миры, образы и модели поведения.
Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности. Ни для кого не секрет, что проблема приобщения ребенка к чтению в современном обществе требует повышенного внимания. Как известно, современные дети все чаще проводят большую часть своего времени у телевизора и компьютера и все реже читают книги.
Во всем мире интерес к традиционной книге постепенно угасает. Печатные издания, к сожалению, отходят на второй план, уступая место так называемым устройствам для чтения электронных книг. Чтобы прочитать то или иное произведение, сегодня не обязательно бежать в библиотеку, интересующую книгу несложно найти в интернете. Учитывая это, задачи педагогов и родителей: оказать помощь детям в правильном выборе источников информации, а также повышать среди подрастающего поколения престиж чтения и статус «читающего человека». Книгу не зря называют источником знаний. Люди, которые много читают, интересные собеседники, обладающие хорошей памятью, большим словарным запасом, развитым воображением.
Каковы цели и задачи литературного воспитания ребенка в детском саду? Это, прежде всего подготовка к последующей ступени -к долгому пути литературного образования в школе. Приобщать детей к книге, воспитывать интерес к чтению, формировать будущего читателя необходимо с самого раннего возраста, в первом для ребенка «социальном институте» детском саду. Книги оказывают огромное влияние на умственное, нравственное и эстетическое развитие детей, на формирование у них образной, грамматически правильной речи. Этим занимаются родители и педагоги дошкольных учреждений. Библиотека и школа не первый, а последующий этап формирования читателя. Исходя из этого, самым осведомленным человеком в вопросах детской литературы и чтения является воспитатель ДОО. Он не только воплощает задачу приобщения детей к книге, рождение в них интереса к процессу чтения и глубокого понимания содержания произведения, но и выступает как консультант по вопросам семейного чтения.
«Ребенок-слушатель» – это уже читатель. Только читательская судьба ребенка зависит от взрослых, которые берут в руки книгу и становятся посредниками между писателем и слушателем. Именно поэтому проблема приобщения ребенка к чтению сегодня особенно актуальна и значима. Только в детском саду начинается складываться начитанность. Ребенок приходит в школу с обширным, во многих отношениях, уникальным литературным багажом.
Приобщение детей к чтению является мотивационной готовностью к обучению в школе. С чего начинается литературное воспитание ребёнка. Главная задача – приобщение дошкольников к книжной культуре, воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умению слушать и понимать художественный текст, т. е. всего того, что составляет основание, фундамент для воспитания, будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека.
Воспитание вдумчивого, чуткого читателя – процесс длительный и сложный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он крепчайшими нитями связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их.
В дошкольном возрасте дети широко знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров – от колыбельных песен, потешек, считалок, загадок, пословиц до сказок и былин; с русской и зарубежной классикой – с произведениями А. С. Пушкина, П. П. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Х. К. Андерсена, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, А. Линдгрен и многих других. С теми первыми классическими произведениями, к которым человек часто уже не возвращается позже. Дошкольник не только постоянно осваивает новые, всё более сложные произведения, но и уже формируется как читатель: приобретает способность открывать и черпать новое, скрытое для него раннее содержание знакомых книг. В дошкольном детстве складываются, как свидетельствуют психолого-педагогические исследования, основы эстетического восприятия, эстетических чувств и эмоций, создающие фундамент для литературного образования. Вышесказанное свидетельствует, что именно дошкольный период должен рассматриваться как первая ступень в литературном развитии будущего «большого, талантливого» читателя. Образовательный процесс в ДОО предполагает разработку содержания, средств, методов образовательной деятельности и обеспечивает каждому ребенку возможность удовлетворять свои потребности в развитии, потенциальные способности. В содержании ФГОС ДО, на сегодняшний день, вопросы приобщения детей к художественной литературе рассматриваются в двух образовательных областях: «Речевое развитие» и «Художественно – эстетическое развитие». Учитывая это, работу необходимо вести в следующих направлениях:
-организация сотрудничества детей и взрослых в процессе ознакомления с художественной литературой, создание атмосферы доверия, поддержки детской инициативы и активности ребенка;
-создание условий для развития у воспитанников речи, любознательности, воображения, желания изучать и исследовать окружающий мир;
-реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно –модельной, музыкальной и др.);
-создание стимулирующей и способствующей проявлению детской инициативы развивающей предметно-пространственной среды в части литературного воспитания.
Таким образом, полноценная деятельность по данному направлению это, с одной стороны, важнейшее средство познавательно – речевого развития детей, так как художественная литература расширяет представления дошкольников, обогащает их знаниями об окружающей действительности, формирует целостную картину мира, содействует развитию речи. С другой стороны, именно художественная литература вводит детей в особый мир чувств, переживаний, эмоциональных открытий и способствует формированию первичных ценностных представлений. Подбор современных форм, приемов и методов литературного воспитания дошкольников основывался на принципах воспитания «грамотного читателя». Однако, чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослые сами должны проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, уметь правильно отбирать произведения литературы для чтения и рассказывания детям. Для развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста необходимо учитывать следующие критерии:
-идейная направленность книги (например, моральный облик героя). Идейность обуславливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, природе;
-высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы;
-доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;
-сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;
-конкретные педагогические задачи.
Перечисленные критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения, умение правильно формировать основу профессиональной деятельности воспитателя в области приобщения дошкольников к книжной культуре и эффективно использовать разнообразные методы, приемы и формы приобщения детей к чтению. Методы ознакомления с художественной литературой:
-словесные методы: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть стихотворений и пересказ произведений детьми;
-практические методы: дидактические игры по сюжету литературных произведений, инсценировки небольших художественных произведений, театрализованная деятельность, отражение впечатлений от прочитанного в продуктивных видах деятельности (лепке, рисовании, аппликации);
-наглядные методы: показ иллюстраций, картин, просмотр видеороликов, фильмов, презентаций, театральных постановок по мотивам литературных произведений, оформление выставок.
Приемы анализа текста по ознакомлению детей с художественной литературой весьма разнообразны, выбор в каждом конкретном случае объясняется спецификой художественного произведения и задачами литературного развития. При ознакомлении с художественной литературой используются разные приемы:
-чтение или рассказывание одного произведения;
-чтение нескольких произведений, объединенных одной тематикой (о весне, о жизни животных и т. д.);
-объединение произведений различных видов искусства, чтение и рассматривание картины, чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой;
-чтение с использованием наглядного материала (с игрушками, настольным театром, презентацией и т. д.).
Для полноценного восприятия текста и овладения читательскими умениями в работе с детьми также используются частично-поисковые приемы.
1. Словесное рисование. Это описание картин, которые возникли в воображении читателя при чтении литературного произведения. По словесной картинке педагог может понять, насколько образ, описанный ребенком, соответствует действительности.
2. Графическое рисование. Детям предлагается сделать зарисовки по прочитанному и попросить проанализировать, соответствует ли нарисованное содержанию текста. Этот прием дает возможность выразить свое отношение к прочитанному.
3. Составлени плана текста. Представляет собой композиционный анализ текста:
а) Картинный план. Воспитатель по порядку выставляет картинки и предлагает детям рассказать «Какая картинка должна быть здесь? Какой картинки не хватает?»
б) Картинный план текста по порядку. Картинки раскладываются в произвольном порядке. Детям предлагается: выложить картинки по порядку и найти ошибку.
в) Модельный план. План представлен в виде моделей-схем.
4. Рассказывание по ролям. Это конкретный диалог между героями, который можно проигрывать как все произведение, так и отдельные фрагменты.
5. Рассказ от лица героя. Задача детей – рассказать о происходящем в произведении от лица, выбранного героя. Это развивает коммуникативные качества, творческие способности, формирует образ Я, самооценку.
6. Стилистический анализ текста. Одним из вариантов анализа текста является искажение: давайте пофантазируем, как еще мог бы закончиться рассказ? Что было бы, если бы.
Таким образом, использование частично-поисковых приемов в работе с художественной литературой позволяет сделать занятия разнообразными и интересными для детей. Содержание образовательной деятельности направлено на расширение читательских интересов детей, восприятие литературного текста, творческую деятельность на основе литературного произведения. Развитие интереса к художественной литературе необходимо осуществлять в образовательных ситуациях разного вида:
-Тематические (чтение, в процессе которого дети приобщаются к ведущим темам детской литературы, наиболее близким и понятным детям, взятым из их детской жизни);
-Теоретические (чтение, в процессе которого дети знакомятся с доступными их возрасту теоретическими понятиями, необходимыми для выявления художественных особенностей текста);
-Творческие (чтение, в процессе которого развивается творческий потенциал дошкольников);
-Аналитические (чтение, в процессе которого дети учатся анализировать текст с целью глубокого проникновения его смысла и художественных особенностей).
Технология проектирования дает возможность раскрыть себя, проявить творческую инициативу не только ребенку, но и взрослому, также применять новые подходы к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Метод проектной деятельности особенно успешно реализуется в работе со старшими дошкольниками. Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. Работу с детьми необходимо строить по принципу дифференцированного подхода при выборе методов ознакомления детей с художественной литературой (наглядный, словесный, практический, игровой и метод проектирования). Построение всех видов детской деятельности целесообразно проводить с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Работу начинать с создания РППС (мини-библиотека, мини-музей детской книги, мастерская по ремонту книг и т. д., подбор художественной литературы разных жанров и т. д., изготовление с детьми «Книжки-малышки» по произведениям знаменитых детских писателей. Технология развития интереса к художественной литературе включает следующие формы работы:
-интегрированные занятия;
-проектная деятельность;
-творческие встречи;-книжные выставки;
-тематические выставки рисунков и поделок;
-конкурсы чтецов;
-просмотр мультфильмов;
-презентации;
-литературно-музыкальные праздники;
-конкурсы;
-экскурсии в библиотеку;
-посещение музея.
Для самостоятельной деятельности детей организовывать сюжетно-ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин» и т. д. Драматизация сказок, стихов, потешек, перевёртышей, басен. Художественное творчество (лепка, рисование, аппликация, конструктивно-модельная деятельность).
Организация работы с родителями:
-анкетирование;
-литературные вечера;
-конкурсы;
-совместные праздники, досуги;
-консультации;
-выставки и т. д.
На основе вышесказанного мы можем определить следующие функции воспитателя:
-педагогическая поддержка дошкольника в приобщении его к книге, рождении интереса к процессу чтения и глубокого понимания содержания произведения;
-сопровождение семьи ребенка по вопросам семейного чтения, пропаганды книги и книжного знания.
Для выполнения обозначенных функций педагог должен своевременно реагировать на изменение детского отношения к книге и процессу чтения, наблюдать за восприятием и воздействием художественного текста на детей, вносить необходимые коррективы в образовательный процесс:
-непосредственно образовательная деятельность: чтение произведения, его обсуждение, интерпретация замысла, знакомство с автором, обсуждение эмоций, возникших при прочтении; данное направление включает обогащение развивающей предметно-пространственной среды: оформление уголка читателя (иллюстрации к произведению, портрет автора, дидактические игры);
-самостоятельная игровая деятельность (экспериментирование, решение проблемно-поисковых задач, работа с дидактическим материалом по произведению); данное направление предполагает совместную деятельность детей: продуктивную, игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, двигательную, музыкально-художественную, творческую (выполнение рисунка, поделки, макета);
-взаимодействие с родителями, осуществляемое в проектной деятельности и предполагающее единство содержания (идейного, тематического) чтения художественной литературы дома и в детском саду.