Коберник Ирина Григорьевна
Технология по социально-эмоциональному развитию дошкольников ЗПР на материале произведений E. Чарушина
▼ Скачать + Заказать документы
Технология по социально-эмоциональному развитию дошкольников ЗПР на материале произведений E. Чарушина
Современные технологии социально-личностного развития детей в процессе экологического воспитания важную роль отводят художественной литературе природоведческого содержания (произведения E.Чарушина, В. Бианки). Такая литература является важным средством формирования у детей представлений о мире живой природы. Она заставляет волноваться, сопереживать событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки.
Публикация «Технология по социально-эмоциональному развитию дошкольников ЗПР на материале произведений E, Чарушина» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Чарушин Е.И.
- Темочки
Произведения E.Чарушина реалистичны и доступны дошкольникам. Они привлекательны, вызывают эмоциональный отклик в душе ребенка.
Учитывая ценность такой природоведческой литературы, мы разработали технологию.
Цель: способствовать социально-эмоциональному развитию дошкольников средствами художественной литературы.
Задачи:
воспитывать интерес к книге природоведческого содержания;
формировать способность сопереживать, сострадать персонажу;
умение замечать в тексте эмоциональные переживания (веселое, грустное);
обогащать эмоциональный словарь детей.
Для реализации поставленных задач были выбраны природоведческие произведения E.Чарушина : серия рассказов «Про Томку», «Тюпу».
Важным условием реализации технологии является создание предметной развивающей среды :
книги E.Чарушина;
видео с записью из телепередач о животных;
альбомы о животных, познавательного характера.
Технология включает в себя три этапа:
1. Подготовительный
2. Основной (чтение произведений)
3. Творческая деятельность детей
На 1 этапе широко использовались индивидуальные беседы (-Любишь ли ты животных? Что тебе больше нравится делать: наблюдать, ухаживать за животными или играть с ними); дидактические игры («Узнай по описанию», «Найди отличие», «Чем похожи» и другие); рассматривание картин, книг природоведческого характера; обращение к личному опыту детей (понаблюдай дома за животными).
В результате бесед выяснили, что у большинства есть дома животные, за которыми они ухаживают всей семьей. Дети с удовольствием рассказывали, как их кошка играет с хвостом, как они играют с собакой и т. д. Вместе с тем дети затруднялись в словесном обозначении эмоционального состояния животных, не всегда адекватно оценивали описываемую ситуацию.
2 этап (основной)
Основная цель: формирование полноценного восприятия произведений E.Чарушина.
Для решения поставленной цели использовались следующие приемы: выразительное чтение (темп чтения, соблюдение логических ударений, длительность пауз); беседы по содержанию (помогает понять основное содержание, почувствовать настроение персонажа, сопереживание к нему); пластические этюды (-Покажи, как Тюпа удивился, когда увидит непонятное, интересное. -Покажи, как Тюпа ползет. -Как Тюпа испугался.); объяснение лексики (Тюпа удивился, приуныл, боится); творческие задания (придумать кличку для маленькой пушистой собачки, для собаки, которая служит на границе. Предлагали детям придумать продолжение рассказа).
На 3 этапе (заключительном) работа была направлена на социально-эмоциональное развитие детей в процессе творческой деятельности. На этом этапе эффективным было проведение комплексных занятий:
- речевая и двигательная деятельность (чтение рассказа «Про Томку», подвижная игра «Лохматый пес»;
- речевая и изобразительная деятельность (чтение «Про зайчат», рисование «Пушистые зверята»);
- речевая, музыкальная и изобразительная деятельность (чтение рассказа «Томка»; слушание песни «Пропала собака» муз. В. Шаинского, сл. А. Ламм; аппликация «Собака со щенятами»).
Широко использовались: игры драматизации по произведениям E.Чарушина; выставки по темам «Животные Е. Чарушина»; «Мы-художники; совместное изготовление панно «Звери».
Таким образом произведения E.Чарушина способствуют социально-эмоциональному развитию детей с замедленным психическим развитием. Показателями эмоционального отношения к животным у детей явились: интерес к познанию живого мира, взаимодействию с природными объектами, желание заботиться о животных, ухаживать за ними.