Юлия Волокитина
Конспект занятия «Обследование словарного запаса детей». Средняя группа
▼ Скачать + Заказать документы
Обследование словаря детей дошкольного возраста
Богатство словарного запаса - признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словаря является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарным запасом, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи.
Публикация «Конспект занятия „Обследование словарного запаса детей“, Средняя группа» размещена в разделах
Ребенок овладевает, прежде всего, названиями наглядно представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко. Другой особенностью является постепенное овладение значением, смысловым содержанием слова. Таким образом, значение слова на протяжении дошкольного детства изменяется по мере развития познавательных возможностей ребенка.
Обследования словарного запаса проводилось с детьми в возрасте 4-5 лет (Средняя группа)
Для проведения обследования было использовано 5 методик
Тема: «Домашние животные»
Цель: Активизация словаря, развитие умения производить сравнительный анализ.
Задачи:
образовательные:
закрепление и расширение представлений о домашних животных,
развитие умения производить сравнительный анализ.
развивающие:
развитие грамматического строя речи,
развитие памяти, внимания, воображения, мышления.
воспитательные:
воспитывать любовь и бережное отношение к животным,
умение слушать товарищей.
Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательная, коммуникативная.
Ход занятия:
Беседа по теме:
- Каких домашних животных вы знаете?
- Какую пользу они приносят людям?
- Как человек заботится о животных?
- Чем питаются домашние животные?
- Чем покрыто тело овцы, лошади, свиньи?
Методика № 1 «Называние предмета по его описанию».
Цель: Обследование словарной семантики. Воспитатель описывает определенный предмет. Ребенок должен сказать, о каком предмете идет речь. Ребенку сложнее назвать предмет по его описанию, когда предмет отсутствует.
Инструкция: «Что это такое?»
• Пушистый с острыми коготками, мяукает, (кот)
• Покрыто перьями летает (птица)
Методика № 2 «Подбор прилагательных к существительным».
Цель: Обследование словаря признаков.
Воспитатель показывает ребенку картинки с животными и просит ответить на вопрос Список картинок: волк, лиса, медведь. Ребенок должен как можно больше подобрать прилагательных к существительному. Инструкция: «Медведь, какой? и т. д.»
Методика № 3 «Название животных и их детенышей».
Цель: обследование навыков словообразования.
Воспитатель называет и раскладывает на доске картинки с изображениями взрослых животных: кошка, заяц, свинья, волк. Картинки детенышей этих животных находятся на столе перед ребенком. Ребенок должен найти, назвать и соответственно разместить детенышей животных рядом с взрослыми животными на доске.
Инструкция: «Вышли на полянку разные животные. Найдите детенышей, назовите их и поставьте каждого к своей маме».
Физкультурная минутка «Хомка»
Хомка, хомка, хомячок
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щёчки моет,
Шейку трет.
Подметает Хомка хатку,
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.
Методика №4 «Один-много».
Дети встают полукругом перед педагогом. У педагога мяч.
- Я называю вам животное, а вы бросаете мне мяч и называете если бы их было много. Например «корова» а если много «коровы»
Отгадывание загадок
Идёт мохнатый, идет бородатый,
Рожками помахивает,
Бородкой потряхивает,
Копытами постукивает. (Козел)
Кто не в жару, ни в стужу не снимает шубу? (Овца)
Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь. (Осёл)
С хозяином дружит, дом сторожит,
Живёт под крылечком, а хвост колечком. (Собака)
Длинное ухо, комочек пуха.
Прыгает ловко, грызёт морковку. (Кролик)
Кто имеет пяточек, не зажатый в кулачок?
На ногах его копытца. Ест и пьёт он из корытца. (Поросёнок)
Методика №5 «Четвертый лишний».
Детям показывается картинка с изображением:
1. собака, коза, курица, лошадь.
2. коза, корова, лошадь, баран.
3. верблюд, корова, кошка и лошадь.
4. свинья, овца, верблюд, кролик.
Молодцы ребята! О каких животных мы с вами говорили? Почему их так называют? Какие игры вам понравились?
Имя ребенка Методика№1 Методика№2 Методика№3 Методика№4 Методика№5
1. Дима П. + + + + х
2. Гриша 3. + х + х -
3. Настя Г. + х + + х
4. Семен В. х + + + +
5. Соня С. + + х + -
6. Женя К. + х + + +
7. Саша К. + + + + х
Условные обозначения : «+» - задание выполнено правильно; «-» - задание не выполнено;
«» - задание выполнено частично.
Выводы об уровне развития:
4-5 баллов - высокий.
2-3 балла - средний.
0-1 балл - низкий.