Быстрицкая Анна
Технология обеспечения социально-психологического благополучия ребенка
Под технологией обеспечения социально-психологического благополучия ребенка понимается совокупность мероприятий, обеспечивающих комфортное и позитивное пребывание ребенка в детском саду.
Для реализации и обеспечения данных технологий в этом направлении должен работать весь педагогический коллектив при непосредственной поддержке и участии родителей.
Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребенка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам. Способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым и окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни, как таковой. Задача взрослого – помочь ребенку в соответствии с его возрастом овладеть средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития.
Публикация «Технология обеспечения социально-психологического благополучия ребенка» размещена в разделах
Эти задачи решают технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка
Рассмотрим более подробно некоторые мероприятия, которые обеспечивают комфортное пребывание ребенка в детском саду.
Одним из современных технологических средств формирования социального поведения ребенка являются дидактические игры тренингового характера, которые учат принятым в обществе моделям социального поведения.
Источником содержания данной разновидности дидактических игр является сама жизнь во всем многообразии социальных взаимоотношений и стилей поведения людей. Дидактическая игра-тренинг способствует формированию позитивного образа «Я» ребенка, учит искусству видеть себя «сквозь экран чужой души», социальной терпимости. Она создает атмосферу доброжелательности, радости общения, симпатии друг к другу, помогает ребенку осознать свою уникальность, неповторимую индивидуальность других детей.
Релаксация.
Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в работе используются специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Например, игра «Мышкин сон».Проводятся такие игры в любом подходящем помещении. Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов). Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.
Во время режимных моментов можно использовать «Минутку покоя»:
- посидим молча с закрытыми глазами;
- ляжем на спину и расслабимся, будто мы рыбки на дне моря;
- помечтаем под эту прекрасную музыку.
Песочная терапия.
Есть ли такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину мира, поставить заслон на пути жестокости, даст ощущение разнообразия природы, избавит от внутренних конфликтов и страхов, раскроет понятия добра и зла? Конечно, такая уникальная игра есть!
Терапевтический эффект песка известен еще со времен Карла Юнга, суть этого свойства в следующем: из песка можно строить и без сожаления разрушать, строя взамен что-то новое. Ребенок осознает, что нет ничего непоправимо разрушенного, на смену старому приходит новое. Благодаря этому, высвобождается заблокированная энергия, «активизируются возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике» (Юнг) Через игру в песок достигается состояние равновесия, уходят страх и тревога.
Леготерапия
Конструирование из крупных ярких деталей позволяет легко заинтересовать новеньких деток, что делает эту технологию особенно эффективной в адаптационный период. Развивается крупная моторика, цветовосприятие, умение работать в команде, запоминать и выполнять инструкции. Положительно влияет на климат в детском коллективе и снимает эмоциональное напряжение.
Музыкотерапия.
С древних пор музыка использовалась как лечебный фактор. Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали музыку для лечения души и тела. Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека.
Организм человека, слушающего музыку, как бы подстраивается под нее. В результате поднимается настроение, работоспособность, нормализуется сон, восстанавливается стабильная частота сердцебиения и дыхания.
Мы используем музыку в качестве средства коррекции эмоциональных состояний, двигательных и речевых расстройств, а также для профилактики различных соматических и психосоматических заболеваний.
Сказкотерапия.
Детские психологические проблемы, такие как страхи, агрессивность, плаксивость, девиантное поведение и др. ,решаются с помощьюсказкотерапии.
Сказку можно нарисовать. Сказку можно сложить из ткани. Сказки читают. В героев сказки можно переодеться. Беседа (индивидуальная или коллективная) о литературных героях позволяет детям в расслабленной обстановке усваивать нормы и безопасно выражать эмоции. Игры-драматизации тренируют способность к саморегуляции.
Психомышечная гимнастика.
Психогимнастика для дошкольников становится очень популярной в последнее время. Прежде всего, она полезна для детей, у которых наблюдается чрезмерная утомляемость и истощаемость, замкнутость или непоседливость, вспыльчивость, агрессивность.
Особенно важны такие занятия в наше время, ведь нагрузки на дошкольников и школьников постоянно возрастают, а количество отдыха и эмоциональной и двигательной разрядки уменьшается.
В психогимнастику для дошкольников входят специальные этюды, игры и упражнения, задача которых — это развитие и коррекция разных компонентов детской психики, куда входит и эмоционально-личностная сфера. Очень хорошо это направление представлено в работе Железновых в виде видеороликов «Музыка с мамой».
Танцевальная терапия.
Это очередная уникальная техника и отдельная большая тема. Но, поскольку, размеры моего рабочего помещения не позволяют ее использовать, а в саду есть прекрасный специалист в данной области – Екатерина Васильевна, я просто немного расскажу вам о полезности этого вида терапии.
Танцевально-двигательная терапия – это уникальный вид психотерапии, который берет начало в танцевальном искусстве. В основе ее лежит связь между психикой и телом. Если эту связь укреплять и развивать, то состояние психике будет заметно улучшаться.
В процессе танцевальной терапии можно:
- помогает уменьшить физическое и моральное напряжение
- улучшить свои коммуникативные навыки
- развивается способность распознавать и выражать эмоции, доверие к партнеру
- тренируется осознанность и положительный образ себя
- на физическом уровне улучшаются: осанка, координация, развивается чувство ритма
Танцы являются не только частью физической культурой, но еще и психической, ведь они доставляют немыслимую радость и удовольствие.
Ароматерапия.
Большой оздоровительный эффект имеет Ароматерапия - процесс вдыхания ароматов. Это положительно воздействует на нервную систему и головной мозг. Но, учитывая, большое количество детей, подверженных различным аллергиям, применять ее на занятиях в детском саду не безопасно.