Ирина Морозова
Лэпбук как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Исследования Н. Г. Лаврентьевой, С. Н. Николаевой, Н. П. Рыжовой, П. Г. Саморуковой, И. А. Хайдуровой, И. В. Цветкова и др. свидетельствуют о том, что в период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического взаимодействия, у детей можно сформировать предпосылки экологического сознания и начала экологической культуры — осознанно-правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют непосредственное окружение детей в этот период жизни.
Публикация «Лэпбук как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Старшая группа
- Экологические лэпбуки
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Большую роль в экологическом образовании и воспитании ребенка, играет практическая, исследовательская работа в природных условиях. Теоретические знания, полученные на занятии, должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщить результаты своих наблюдений, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению. Часто дети изучают природу только по книгам, могут определить названия деревьев изображенных на картинках, но не узнают их в природе. Хотя бы частному решению проблемы, может помочь исследовательская работа дошкольников в рамках экологических проектов.
Целью нашей проектной деятельности стало изготовление и использованиеметодического пособиялепбука «Деревья» для закрепления темы, осмысления содержания и проведения исследовательской работы о многообразии деревьев.
Лэпбук (lapbook, или как его еще называют тематическая папка, - это самодельная интерактивня папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.
Создание лэпбука проходило в два этапа:
На первом этапе были выбраны: тема лэпбука Так как лэпбук - это не просто книжка или папка с картинками, а в первую очередь учебное пособие; он должен развивать и заинтересовывать детей Для поддержания интереса детей к лэпбуку и его содержанию
были включены следующие формы работы с детьми :
1-занятия С. Н. Николаева «Юный эколог»(«Что мы знаем о деревьях?»«Деревья и кустарники на участке детского сада»«Сохраним деревья»;Составление описательных рассказов о дереве по опорным схемам.
2-наблюдения («Листья желтые летят»; «Наблюдение за рябиной осенью»;«Экскурсия к осенним деревьям»
3-изготовление гербариев совместное участие детей и родителей «Деревья нашего края»
4-исследование и эксперименты,О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»
(«Для чего деревьям корни, ствол, кора, листья»«Кому нужны деревья в лесу»,«Изучаем плоды и семена»)
5- Экологические игры : настольно-печатные, дидактические, сюжетно- ролевые, подвижные,
(Разрезные картинки», подбери листик к дереву»,«Найди такой же лист», «Хорошо- плохо»)
6-рассматривание иллюстраций («Что делают из дерева»,«Времена года».)7-беседа «Что нельзя делать на природе?»;«Что нужно дереву?»
8-чтение художественной литературы (В. Лескова «Лечебница под сосной»М. Михайлов «Лесные хоромы» Пословицы и поговорки о деревьях. Отгадывание загадок.
9- художест. эстетич. развитие: аппликация, рисование, лепка («Осеннее дерево»;«Осенний лес»,«Дерево»;
Второй этап, непосредственно изготовление лэпбука и его содержимого
Работа проходит в несколько этапов:
1. выбор темы;
2. обсуждение плана;
3. создание макета;
4. создание шаблона лэпбука;
Лэпбук - это книга, которую собирает сами, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляем, используя всевозможные цвета и формы.
Как правило все задания имеют развивающий характер и направлены на:
1. развитие речи (игра «Расскажи о дереве» по опорным схемам, стихи, пословицы;
2. развитие познавательных процессов, (игра что делают из дерева, игра деревья и листья;
3. развитие мелкой моторики (раскраски, разрезные картинки
4. может проходить знакомство с терминологией;
5. причинно-следственные связи; Игра зима-лето
Использование лепбука
Лэпбук можно использовать как на занятии (если позволяет тема и время, так же и в совместной деятельности, (в том числе с участием взрослого, как играющего партнера, организовав работу по группам, парам, индивидуально).
Но как правило, одного занятия бывает недостаточно. Поэтому большую часть работы (планирование и поиск информации) можно осуществлять с помощью интеграции образовательной деятельности. А само создание лэпбука, т. е. 3 и 4 этапы, необходимо осуществлять в рамках занятия, чтобы было видно работу каждого ребенка в группе, в отдельности, чтобы была возможность поделиться друг с другом своими открытиями. Можно дать в качестве творческого домашнего задания.
Плюсами лепбука является:
1. Использование разных форм организации деятельности
(по группам, парами, индивидуально).
2. Совместная работа с родителями.
Лэпбук хорош и тем, что к его созданию можно привлечь родителей. (сбор информации, фото, гербарии)
Ручная работа.
Каждый лэпбук уникален, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от заданную темы, какими средствами пользуемся для достижения своих целей.
4. Развивающие задания.
Обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой, является средством художественно эстетического развития ребенка. Его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста.
5. Информативен (обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
6. Вариативен (возможное использование каждой его части)
Таким образом, можно сказать, - лэпбук - Это наглядно-практический метод обучения, заключительный этаписследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Создание лепбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.
Кроме того, такая деятельность формирует у детей бережное отношение к природе, воспитывает доброту и отзывчивость. Устанавливает взаимопонимания и взаимоуважения между педагогом, родителями и детьми; укрепляет дружеские взаимоотношений в детском коллективе; развивает творчество, мышление, воображение, внимание.