Светлана Михайловна Куруленко
Форма познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по карте»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педагогическом совете МДОУ.
В настоящее время перед педагогами дошкольных образовательных организаций стоит проблема развития познавательной активности дошкольников.
Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если дошкольник в процессе образовательной деятельности проявляет познавательную активность.
Педагогами широко применяются современные образовательные технологии по формированию познавательной активности детей дошкольного возраста :
1. Проектная деятельность;
Публикация «Форма познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста „Путешествие по карте“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
2. Коллекционирование;
3. Опытно-экспериментальная и исследовательская деятельность;
4. Путешествия по реке времени;
5. Путешествия по карте.
Хочу подробно остановиться на такой технологии, как "Путешествие по карте". В последнее время мы часто слышим об использовании данного метода с детьми старшего дошкольного возраста.
Путешествие по карте – тип исследования, предложенный Надеждой Александровной Коротковой в ее монографии «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста».
(слайд №1) Целью познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие по карте» является обеспечение условий для развития у детей дошкольного возраста естественнонаучных представлений об окружающем мире, формирование целостной картины мира.
(слайд №2) При организации «Путешествия по карте» решаются следующие задачи:
1. Развивать у детей географические представления о земном шаре, океанах, материках через знакомство с глобусом и картой. (части света, страна, природные ископаемые, обозначение пустынь, лесов, гор, рек и т. д.) .
2. Познакомить детей с различными природно-климатическими зонами, условиями жизни на Земле и разными видами ландшафта.
3. Развивать представления о странах и населяющих их народах разных рас и национальностей; особенностях их жизнедеятельности.
4. Придать творческий исследовательский характер процессу изучения окружающего мира.
5. Зажечь в ребенке желание самому узнать что-то новое, используя разные информационные средства познания (опыты, эксперименты, книги, беседы, споры) и воплотить это в индивидуальный или совместный творческий продукт самим ребенком (альбом, панно, открытка, макет и т. д., т. е. развивать познавательную активность.
(слайд №3) В ходе познавательно-исследовательской деятельности от детей планируется получить следующий результат:
• дети проявляют интерес к познанию окружающего мира;
• проявляют бережное и любовное отношение к природе, знают правила поведение в природе;
• у детей возникает желание экспериментировать и узнавать новое;
• у детей развиты мышление, память, любознательность, активность, познавательный интерес;
• развито умение принимать решение самостоятельно;
• дети умеют обобщать представления о типичных экосистемах (лес, водоем);
• умеют быть исследователями;
• умеют анализировать, сравнивать, устанавливать взаимосвязи, обобщать в процессе
наблюдения, делать выводы;
• умеют работать с картой.
Данный тип исследования создает наиболее благоприятные условия для реализации такой развивающей задачи, как освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света и родной стране).
В данном культурно-смысловом контексте реализуются темы, связанные с элементарными географическими представлениями (мир как пространственное целое) - о сторонах света, об океанах и континентах и их обитателях и т. д.
Путешествие по карте не преследует цели снабдить детей детальными географическими сведениями. Главное здесь – создать в воображении ребенка целостные живые образы разных уголков Земли через яркие «метки» - символы (типичные природные ландшафты и их обитатели, люди и их занятия).
Таким образом, учитывая традиционное содержание представлений об окружающем мире, которое
включается в образовательный процесс в группах старшего дошкольного возраста, можно наметить примерный круг тематических содержаний и представить их в форме обозримой таблицы :
(слайд №4)
Примерный круг тематических содержаний
Путешествия по карте
(пространство мира) 1. Поверхность Земли и стороны света
2. Океаны и их обитатели (подводный мир)
3. Северные земли и их обитатели
4. Наша страна Россия
5. Части света с их природными и культурными «метками» - символами (природные ландшафты и их обитатели, люди и их занятия) :
Африка
Австралия
Антарктида
Америка
Азия
Европа
Круг тематических содержаний предлагается как рекомендательный. Он может варьироваться воспитателем (какие-то темы исключить, ввести, соединить, разбить на несколько подтем и т. п., исходя из педагогической целесообразности и конкретных интересов детей группы.
Каким образом следует выстраивать занятие, чтобы вызвать познавательную инициативу детей и поддержать их исследовательскую активность? Приняв позицию заинтересованного, любознательного партнера, воспитатель может придерживаться примерно следующей последовательности этапов исследования: (слайд №5)
Алгоритм структуры занятия «Путешествие по карте»
Этапы Последовательность деятельности
1 актуализация культурно-смыслового контекста, наводящего детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определенной темы
2 обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем
3 опытная проверка или предметно-символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями
4 предложение детям предметного материала, обеспечивающего продолжение исследования в свободной деятельности детей в группе или дома с родителями
Для каждого конкретного занятия нужен какой-либо отправной момент, вызывающий интерес детей и позволяющий поставить вопрос для исследования.
Для путешествий по карте отправным моментом могут стать воображаемые события (например, из художественных текстов, хотя в полной мере следует использовать и события, происходящие в реальной жизни ( например: Олимпийские игры как повод для путешествия по карте в определенную географическую точку, путешествия с родителями в летний период и т. д.). Отталкиваясь от события, воспитатель ставит вопросы для исследования: Как добраться до того или иного места? Как путешествовать в океане, если нет дорог и указателей? Почему у кенгуру и страуса сильные ноги, а у коалы — нет? Почему у жирафа пятнистая яркая шкура, а у бегемота серая? Воспитатель вместе с детьми обсуждает высказанные идеи, гипотезы детей, предлагает свою версию ответа. На этом этапе исследования педагог использует реальный предметный и иллюстративный материал. Дети обсуждают представленный материал, педагог поощряет к детальному анализу, возникают активные обсуждения относительно сходства и различия, связей между исследуемыми предметами и явлениями.
На следующем этапе – уровне практического действия – дети фиксируют «метки» пространства на карте. Опытную проверку идей, фиксацию «меток» дети осуществляют индивидуально, парами или небольшими подгруппами в зависимости от имеющегося материала для исследования. Воспитатель сначала сам может провести демонстрационный маршрут по карте, а затем подключиться к одной из подгрупп, затем перейти к другой. На этом этапе каждый ребенок выбирает удобное для себя место работы. Подгруппы детей могут рассредоточиться по группе, а затем вновь объединиться за «круглым столом» для сборки общей карты, для окончательного обсуждения, сопоставления результатов исследования.
Предлагаемое содержание усвоено ребенком тогда, когда оно используется в самостоятельной деятельности, поэтому, исследовательская деятельность со взрослым должна придать импульс самостоятельной деятельности детей, активизировать их собственные «изыскания» в детском саду и дома. Этот исследовательский импульс обеспечивается посредством предметного материала, используемого на занятиях и остающегося в группе. Карта полушарий, глобус с отмечаемыми маршрутами и «метками» частей света, имеет свое постоянное место в группе так, чтобы к ним был свободный доступ, рядом – маркеры. Дети могут легко подойти, рассмотреть, «поработать». Кроме карты и глобуса, для путешествия по карте понадобится следующий материал
(слайд №6) :
1. Атласы и контурные карты.
2. Иллюстрации разных видов транспорта.
3. Карточки или фотоиллюстрации с изображением природных и культурных ландшафтов разных частей света; жизненной среды и типичных занятий населения.
4. Карточки с изображением типичных представителей флоры и фауны разных частей света (демонстрационный материал).
5. Мелкие карточки-метки для наклеивания на карту по маршруту (размер метки 2 на 3). Метки отображают характерных представителей флоры и фауны данной местности, достопримечательности, особенности проживания людей и т. д.
6. Художественная и познавательная литература (произведения могут быть использованы как для предварительной работы, так и в ходе самого путешествия или в последующей работе).
7. Материалы для исследований детей (опыты, экспериментирование).
(слайд№7) Начиная воображаемое путешествие, воспитатель и дети обсуждают и выбирают пункт назначения, подходящий вид транспорта, намечают маршрут (или возможные разные пути) на глобусе, прокладывают его цветным маркером на карте, высказывают предположения о том, что может встретиться в пути. Далее воспитатель с детьми заполняют участок контурной физической карты полушарий линиями пройденных маршрутов, вырезками-метками (животных, растений, людей, занятых типичным трудом). В конце путешествия подводится итог, где
дети отмечают, сбылись ли их предположения и рассказывают о том, что нового они узнали.
Алгоритм деятельности взрослого и детей «Путешествие по карте»
Этапы Последовательность деятельности
1 этап Выбор пункта назначения.
2 этап Выбор транспортного средства передвижения.
3 этап Определение маршрута по глобусу и карте (или возможные разные пути) и прокладывание его цветными маркерами на карте.
4 этап Высказывание предположений о том, что и кто может встретиться в пути, в данной местности; что дети знают о пункте назначения.
5 этап Само путешествие. Заполнение участка контурной физической карты полушарий линиями пройденных маршрутов, вырезками-метками (животных, растений, людей, занятых типичным трудом)
6 этап Подведение итогов, проверка предположений, что нового узнали.
(слайд №8)
И в конце своего выступления, мне хочется отметить ряд достоинств технологии «Путешествие по карте» :
Данная технология дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Обогащает память ребенка, активизирует его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
Стимулирует развитие речи детей.
Формирует познавательную активность в процессе различных видов деятельности.
Развивает творческие способности, формирует трудовые навыки и укрепляет здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Таким образом, «Путешествие по карте» является эффективной технологией познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.