Папки-передвижки

Технология критического мышления для развития речи у дошкольников

Карина Карпушина
Технология критического мышления для развития речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) : «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Публикация «Технология критического мышления для развития речи у дошкольников» размещена в разделах

Развитие речи дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности по следующим направлениям:

1. Развитие связной речи (диалогическая, монологическая). Монологическая речь (описание, повествование, рассуждение).

2. Обогащение, расширение и активизация словарного запаса.

3. Формирование грамматического строя речи, т. е. навыков образования и употребления грамматических форм: морфология - части речи и изменение слов по родам, числам и падежам; словообразование - образование слов по аналогии с помощью приставки, суффикса, окончаний; синтаксис - соединение слов в словосочетания, предложения разных типов (простые, сложные) и их эмоциональная окраска (повествовательное, побудительное, вопросительное).

4. Развитие звуковой культуры. Способность слышать, распознавать фонологические средства языка: знакомство с линейными звуковыми единицами: звук слог слово фраза текст; просодические единицы: ударение, интонация (мелодика речи, сила голоса, темп и тембр речи). Формирование этих сложных речевых навыков требует повторяемости фонетических упражнений, связной речи.

5. Развитие образной речи. Это составная часть воспитания культуры речи в широком смысле слова. Под культурой речи понимается соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания: содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно. Источники развития выразительности детской речи : художественная литература; устное народное творчество.

Овладение речью — одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии и педагогики. Остается непонятным, как маленький ребенок, не умеющий ни на чем сосредоточиться, не владеющий интеллектуальными операциями, всего за 1—2 года практически в совершенстве овладевает столь сложной знаковой системой, как язык.

Развитие речи — процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше (по мере возрастных особенностей) мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.

Развитие речи — это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов, технологий и собственные речевые упражнения ребенка.

Одной из современных технологий, используемых для развития речи дошкольников является технология развития критического мышления. Учитывая, что основным приоритетом развития образования сегодня становится его личностно-ориентированная направленность. Задача воспитателя заключается не в передаче готовых знаний и умений, а в создании условий для развития личности ребенка.

Технология развития критического мышления является оптимальной методикой для решения данной задачи. Работая в режиме данной технологии, воспитатель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов.

• Первый этап – «вызов» - пробуждается интерес к теме.

• Второй этап – «осмысление» - осмысленная работа с текстом или информацией.

• Третий этап – «рефлексия» - размышления, формирование личностного отношения.

В работе с детьми по речевому развитию можно использовать следующие инновационные технологии : синквейн, интеллектуальные карты, приём «Кластер», приём «Чтение (просмотр, прослушивание) с остановками», приём «Кубик», приём «Перемешанные события», приём «Заучивание по рисункам (схемам)», «Корзина идей», «толстые и тонкие вопросы».

Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Правила составления синквейна:

• первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

• вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

• третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

• четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

• пятая строка - слова, связанные с первым, отражающие сущность темы:

Например:

1) Заяц.

2) Белый, пушистый.

3) Прячется, боится, убегает.

4) Я жалею зайца.

5) Дикое животное.

1) Колобок.

2) Колобок круглый, золотистый.

3) Колобок скребен, пряжон, мешон.

4) Колобок от дедушки ушел и от бабушки ушел.

5) Хитрость.

Интеллектуальные карты – это уникальный и простой метод запоминания информации. Регулярное использование интеллектуальных карт позволяет сделать привычным использование образов. Метод интеллектуальных карт дает возможность фокусироваться на теме, проводить целенаправленную работу по формированию словаря и связной речи. Правила составления интеллектуальных карт:

1. В центре страницы пишется и обводится главная идея (образ)

2. Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления, используя ручки разного цвета

3. Для каждого ответвления пишется ключевое слово или фраза, оставив возможность для добавления деталей

4. Добавляются символы и иллюстрации

5. Писать надо разборчиво (печатными) буквами

6. Важные идеи записываются более крупным шрифтом

7. Для выделения определенных элементов или идей используются линии произвольной формы

8. При построении карты памяти лист бумаги располагается горизонтально, ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы:

Приём «Кластер». Информация систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре – ключевое понятие. Последующие ассоциации логически связаны с ключевым понятием. Можно составлять кластеры по любой из тем: «Транспорт», «Времена года», «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Птицы».

Приём «Чтение (просмотр, прослушивание) с остановками». Приём помогает прорабатывать материал детально. Читая детское художественное произведение, нужно разметить его так, чтобы останавливаться на неожиданных поворотах событий. Во время каждой остановки надо спрашивать ребё нка: «Как ты думаешь?», «Что будет дальше?», «Почему ты так думаешь?». Дочитав до финала, надо обсудить с ребёнком сходство и различие его версии с оригиналом. Вопросы симулируют мышление ребёнка, заставляя его мозг работать. Дети имеют возможность пофантазировать, высказать своё мнение. Происходит обучение ка критическому мышлению, так и творческому, так как от ребёнка требуется связное монологическое высказывание

Приём «Кубик». Каждая сторона кубика несё т вопрос:

• Картинка изображаемого предмета. Что это?

• На что похоже?

• Форма, величина, цвет

• Как это делают?

• Для чего используют?

• За и против (положительное и отрицательное)

Например: Кубик «Спички»

• Спички

• Похожи на палочки

• Деревянные палочки небольшого размера, на конце сера

• Выстругивают из отходов дерева одинаковой длины и толщины палочки, один конец которых обмакивают в серу

• Используются для того, чтобы зажечь газ, развести костёр, растопить печь и т. д.

• Хорошо то, что спички дают тепло, огонь. Плохо то, что спички детям не игрушка, может случиться пожар

Приём «Перемешанные события». Предлагается разместить картинки из сказки или рассказа в том порядке, который ребёнок считает последовательным, правильным. Затем воспитатель читает произведение и предлагает исправить последовательность картинок. Иногда сам воспитатель может перемешать картинки в дидактической игре и уже дети в процессе игры исправляют неверное.

Приём «Заучивание по рисункам (схемам)». На каждую строчку стихотворения рисуется схема, которая помогает не только на слух, но и зрительно выстраивать цепочку строк, и стихотворение легче запоминается. Если схемы вывесить в ряд, ребёнок, глядя на них, быстрее самостоятельно воспроизводит стихотворение вслух.

«Корзина идей» предполагает выяснить, какие знания уже есть у детей по данной теме. Этот прием накапливает знания. Предлагаем детям положить в корзину то, что им уже известно по данной теме. Ребята выбирают картинки, опорные схемы, предметы и кладут в корзину. В течении недели мы узнаем что-то новое и наша корзина пополняется. В обобщающей беседе, мы перебираем содержимое корзины и подводим итоги.

На стадии осмысление эффективен прием «толстых» и «тонких» вопросов

• Тонкие вопросы требуют односложного ответа. И задаются со словами: Кто? Что? Когда? Как звать?

• А толстые вопросы требуют развернутого ответа. Звучат примерно так: дайте объяснение, почему? А что, если? Почему вы думаете, что?

Таким образом, технология развития критического мышления даёт детям возможность размышлять, классифицировать, оценивать, критически анализировать информацию, делать выводы; способствует формированию коммуникативных навыков, активности в образовательной деятельности и самое главное активно развивает речь дошкольника.

Литература:

1. Акименко В. М. Новые педагогические технологии : Учеб. -метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.

2. Буренко Н. Дома и сказки для букв и звуков. // Обруч, 2000. - №1.

3. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В., Учим детей мыслить критически. -С-Пб: “Альянс “Дельта” совм. С издательством “Речь”, 2003.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /https://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

Публикации по теме:

Мастер-класс по изготовлению дидактического материала для развития логического мышления у дошкольниковМастер-класс по изготовлению дидактического материала для развития логического мышления у дошкольников Для изготовления нам понадобится: отрез однотонной ковровой дорожки, фетр (цветной) шаблоны из картона (геометрических фигур, клей.

Использование палочек Кюизенера для развития логического мышления дошкольников Среди большого количества дидактических пособий для развития математических и творческих способностей палочкам Кюизенера нет равных. Автором.

Игровые технологии развития системного мышления дошкольников как условие формирования у них целостной картины мира ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ У НИХ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В современное е время.

Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников» Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников» Цель: • Научить детей (педагогов) составлению синквейнов.

Мнемотехника — это технология развития памяти и речи у детейМнемотехника — это технология развития памяти и речи у детей ''Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой; из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска''.В. Шаталов. За.

Педагогический проект «Интеллектуальная игра как средство развития логического мышления у старших дошкольников» «В игре детей есть часто смысл глубокий». Иоганн Фридрих Шиллер. Аннотация Логическое мышление формируется на основе образного и является.

Приёмы развития критического мышления на уроках чтения в начальных классах Сегодня жизнь диктует нам новые, более жесткие требования к организации учебного процесса в школе, к умению работать с информацией. Необходимо,.

Развивающие возможности урока в развитии критического мышления Данная статья посвящена теме: «Развивающие возможности урока в развитии мышления критического». Цель статьи: полностью раскрыть какие же.

Технология формирования монологической речи дошкольников «Комментированное рисование» Образовательная область «Речевое развитие» предполагает развитие связной речи и развитие речевого творчества. Я представляю технологию по.

Творческий проект «Экологическое воспитание — как неотъемлемая часть развития мышления дошкольников» Творческий проект «Экологическое воспитание – как неотъемлемая часть развития мышления дошкольников» «Природы и мы» Занятия педагога-психолога.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология критического мышления для развития речи у дошкольников
Опубликовано: 22 января 2017 в 17:47
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технология критического мышления для развития речи у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Карина Карпушина (УИ 696592) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД