Мария Тураева
Педагогический проект «Интеллектуальная игра как средство развития логического мышления у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«В игре детей есть часто смысл глубокий».
Иоганн Фридрих Шиллер.
Аннотация
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.
Публикация «Педагогический проект „Интеллектуальная игра как средство развития логического мышления у старших дошкольников“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику?
Прогресс в науке и технике, а также процессы распространения информации в мире происходили раньше менее стремительно, чем сегодня. Сегодня окружающий мир переполнен условными знаками и символами. Однако умение использовать информацию определяется развитостью логических приёмов мышления.
Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни в условиях постоянно меняющегося социума. И, т. к. развитие современного общества носит динамический характер, то и ключевой задачей образовательного процесса является передача детям таких знаний и воспитание таких качеств, которые позволили бы им успешно адаптироваться к подобным изменениям.
Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте - в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба - решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил.
В целях развития логического мышления нужно предлагать старшему дошкольнику самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. Овладев логическими операциями, старший дошкольник станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Решать эти задачи лучше всего в игре. Поэтому, я хочу представить серию игр созданных своими руками, которая будет очень полезна в работе со старшими дошкольниками, в процессе развития у них логического мышления.
Введение
Актуальность. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Не следует ждать, когда ребенку исполнится 14 лет и он достигнет стадии формально - логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.
Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте - в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба - решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
В целях развития логического мышления нужно предлагать ребенку самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения.
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Цель исследования - Развитие логического мышления через интеллектуальные игры у старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме «Интеллектуальная игра как средство развития логического мышления».
2.. Рассмотреть интеллектуальные игры как средство развития логического мышления.
3. Внедрить в свою работу интеллектуальные игры как средство развития логического мышления.
Объект: логическое мышление детей дошкольного возраста.
Предмет: - интеллектуальные игры как средство развития логического мышления дошкольников.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования в итоговой работе ставились и последовательно решались следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме «Развитие мышления у дошкольников в процессе реализации проектной деятельности».
2. Составить план проекта по теме «Развитие мышления у дошкольников в процессе реализации проектной деятельности».
3. Реализовать проект : «Развитие мышления у дошкольников в процессе реализации проектной деятельности».
Гипотеза:
Если целенаправленно и систематически использовать в работе со старшими дошкольниками интеллектуальные игры, то логическое мышление детей будет развиваться.
Участники : дети группы, воспитатели.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Ожидаемые результаты: Формирование у дошкольников всех форм логического мышления в результате использования данной системы игр.
Продукт деятельности: сочинение с детьми стихотворения о геометрических фигурах.
Глава 1.
Содержательные и методические аспекты развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через интеллектуальные игры
Серия интеллектуальных игр «Волшебный коврик», направленных на развитие логического мышления у дошкольников
Для реализации поставленной цели мною было создано дидактическое пособие предназначенное для педагогов ДОУ, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Данное пособие соответствует требованиям ФГОС: мобильность и трансформируемость. Пособие представляет собой 2 коврика из войлока, которые можно разместить как на столе, так и на доске. Пособие включает в себя ряд практических заданий разложенных по отдельным конвертам. Все детали выполнены из фетра и крепятся к коврику на липучках:
1. «Геометрический диктант»;
2. «Танграм»;
3. Геометрическая мозаика «Волшебное яйцо»;
4. Игра «Крестики-нолики».
Необходимо отметить благоприятное влияние мелкой моторики на развитие мыслительных способностей. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. С этой целью можно использовать математические игры с геометрическими фигурами: «Сложи фигуру по образцу», «Танграм», «Колумбово яйцо», «Геометрический диктант» и т. д.
Первое практическое задание: «Геометрический диктант» наравлено на решение таких задач:
- развитие ориентировки в пространстве, а так же внимания, сообразительности, логического мышления.
- совершенствование координации мелкой моторики руки.
- развитие познавательно-исследовательского интереса.
- развитие пространственных представления детей, умение ориентироваться.
Ребенку дается задание разместить заданные геометрические фигуры в правом нижнем (верхнем) углу коврика, в левом нижнем (верхнем) углу коврика и по середине. Данный вид игры развивает пространственные представления детей, умение ориентироваться, развивает память, мышление.
Второе практическое задание : «Танграм»
Танграм - старинная восточная головоломка из фигур, получившихся при разрезании квадрата на 7 частей особым образом: 2 больших треугольника, один средний, 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. В результате складывания этих частей друг с другом получаются плоские фигуры, контуры которых напоминают всевозможные предметы, начиная от человека, животных и заканчивая орудиями труда и предметами обихода. Такого рода головоломки часто называют "геометрическими конструкторами", "головоломками из картона" или "разрезными головоломками".
С танграмом ребенок научится анализировать изображения, выделять в них геометрические фигуры, научится визуально разбивать целый объект на части, и наоборот - составлять из элементов заданную модель, а самое главное - логически мыслить.
Каждая фигура игры должна складываться из семи частей танграма, и при этом они не должны перекрываться.
На первом этапе обучения детям предлагается собирать фигуры по расчерченным на элементы схемам (ответам, как мозаику. Немного практики, и ребенок научится составлять фигуры по образцу-контуру и даже придумывать свои фигуры по такому же принципу.
Третье практическое задание: «Геометрическая мозаика «Волшебное яйцо» («Колумбово яйцо»)
Овал из фетра размером 15х12 см разрезают, как показано на схеме. В результате получается 10 частей: 4 треугольника (2 больших и 2 маленьких, 2 2 фигуры, похожие на четырехугольник, одна из сторон которых округлой формы, 4 фигуры (большие и маленькие, имеющие сходство с треугольником, но с закругленной одной стороной.
На начальном этапе освоения игры (рассматривание и называние частей, определение их формы и размера, комбинирование) детям предлагают найти сходство по форме ее частей и комбинаций из них с реальными предметами и их изображениями. В результате можно заметить, что фигуры треугольной формы с закруглением имеют сходство по форме с крыльями птиц, большие по размеру фигуры (треугольники и четырехугольники с закругленной стороной) похожи на туловище птиц, зверей, морских животных. Такое соотношение и сравнение частей игры с предметами развивают у детей воображение, умение анализировать предметы и изображения сложной формы, выделять составляющие части.
Пусть дети подумают, что можно составить из набора фигур к игре “Колумбово яйцо”? Кто-то изобразит птицу в полете, пингвина, человека, кто-то увидит рыцаря, коня, балерину, воина, лошадку и т. д. В помощь детской фантазии у нас есть схемы- картинки.
4 практическое задание: игра «Крестики-нолики»
Цель: развивать мелкую моторику, логическое мышление, память, внимание, ориентировку в пространстве.
Воспитатель рассказывает правила игры и некоторые аспекты игры: Итак, самая простая игра - крестики-нолики "3 в ряд" относится к категории конечных, переборных, стратегических игр двух лиц. Вначале детям нужно объяснить правила игры: партнеры по очереди ставят на поля квадрата крестики и нолики, и выигрывает тот, кто первым выстроит три своих знака в ряд. Игра длится не более девяти ходов. Если никому из игроков не удается добиться цели, партия заканчивается вничью.
После нескольких партий мы проанализируем игру.
Анализируя игру дети учатся абстрагированию и анализу.
Заключение
Реализация развития логического мышления зависит от особенностей и характера развивающей среды в группе и дома, в которой находится ребёнок, от организации педагога (родителей) процесса познания математических отношений.
Имея возможность раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятиях ребенка, тем самым повышаем уровень познавательной деятельности ребёнка и тем быстрее осуществляется плавный, естественный переход от конкретного мышления к высшей его фазе — абстрактному мышлению.
Для достижения успеха необходимо поддерживать интерес детей к разнообразным логическим играм.
Начиная занятия с ребенком, важно выбирать игры и упражнения в порядке нарастания сложности, в которых в наибольшей степени присутствует речевая деятельность ребенка и сложность которых вполне соответствует возможностям ребенка.
Доступность заданий и успешное его выполнение придадут ребенку уверенность в себе, и у него появится желание продолжить занятия. Постепенно следует переходить к упражнениям, требующим более значительных интеллектуальных и речевых усилий.
Регулярные занятия с ребенком по развитию мышления не только существенно повысят интерес к интеллектуальным задачам, доставят удовольствие от их выполнения, но и подготовят к обучению в школе.
Игры и упражнения по развитию мыслительных способностей позволяют решать все три аспекта цели: познавательный, развивающий и воспитательный зависимостей.
Регулярные занятия с ребенком по развитию мышления не только существенно повысили интерес к интеллектуальным задачам, но и доставили удовольствие от их выполнения. Игры и упражнения по развитию мыслительных способностей позволяют решать все три аспекта цели: познавательный, развивающий и воспитательный
Мы заметили, что у наших воспитанников повысился уровень логического мышления и желания играть в логические игры.
Поставленная цель и задачи проекта выполнены. Гипотеза доказана. Работа над поставленной задачей была интересной, динамичной, увлекательной и познавательной.
- Дети стали мыслить логически. У детей развилась геометрическая зоркость,умение анализировать и сравнивать предметы по форме;
- Сформировалось умение обследовать предметы разной формы: при обследовании включать движения рук по предмету;
- Расширились представления о фактуре предметов: гладкий, пушистый, шероховатый и т. п. ;
- Дети научились выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов;
- Расширился познавательно-исследовательский интерес у детей;
- Дети научились выделять в изображении геометрические фигуры, визуально разбирать целый объект на части, и наоборот составлять из частей целый объект;
- Совершенствовалась координация мелкой моторики руки;
- Развилась способность ориентироваться в пространстве, а так же внимание, сообразительность, логическое мышление.
Высокую оценку, проведённая работа, получила у родителей группы, педагогического коллектива.
Литература
1. Абрамян Л. А. ; Антонова Т. В. ; Артёмова Л. В. / «Игра дошкольника» М. :Просвещение,2010г.
2. Выготский Л. С. Детская психология. М. : Педагогика, 1984. 432 с.
3. Журнал «Игра и дети» (Электронный ресурс) https:www.i – deti.ru/ игра и дети
4. Локтева Н. Ю. Проект «Игры в которые играют дети» / Журнал №6 Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. Сфера, 2013 г.
5. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ; от теории к практике/ Приложение к журналу “Управление ДОУ” Сфера, 2010 г.
6. Надеждина Вера/ Книга Танграм. 1000+1 фигура. 2007г.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://минобрнауки. рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО. pdf