Лидия Вебер
Развивающие возможности урока в развитии критического мышления
▼ Скачать + Заказать документы
Данная статья посвящена теме: «Развивающие возможности урока в развитии мышления критического».
Цель статьи: полностью раскрыть какие же есть развивающие возможности на уроках развития мышления критического.
Задачи:
– Дать определение, критическому мышлению;
– Как работает критическое мышление;
– Какие технологии применяются в обучении мышлению критическому;
Публикация «Развивающие возможности урока в развитии критического мышления» размещена в разделах
– Найти условия и подходы, развивающие критическое мышление;
– Найти и расписать стадии, с помощью которых можно работать и получать знания и развивать возможности на уроках в критических мышлениях;
– Выяснить, что предполагает методика критического мышления;
Объектом работы является критическое мышление. Предметом являются дети.
Критическое мышление что же это?
Выдержка: «Думать критически - это обозначает использованиеисследовательских методови проявление к любознательности: ставить перед собой вопросы,которые осуществляется планомерно поиском ответов. На многочисленных уровнях критическое мышление работает не довольствуясь фактами, а только вскрывая последствия и причины этих фактов. Мышление критическое предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, зачастую возникает вопрос: «А что, если?.» Мышление критическое по определенному вопросу означает выработку точки зрения и способность отстоять логическими доводами данную точку зрения. Мышление критическое предусматривает внимание к аргументам оппонента и логическое их обдумывание».
Критическое мышление – это неуверенность в чём-то. Перед намипредстоит задача – работать на окончательный результат, либо обучить ребенкатак, чтобы он смог найти главное. Мы даём ребёнку не рыбу, а удочку, т. е. что он сам «поймает». «Каждый получает ровно столько, сколько вкладывает сам». В меняющемся мире для учащихся нужно уметь анализировать информацию и решать, это и будет главным, умение выражать своё отношение к новым знаниям и идеям, давать понятие чему-то новому, не приниматьнеподходящие и бесполезные данные.
Критическое мышление – это мышление независимое, которое берет свое начало с постановки задач и их необходимо разрешить. Критическое мышление это начало для раздумий человека, он является единственным способом взаимного действия с идеями и данными. Критическое познаниеопределяетоценочную идею, отстраненность. Даннаяформальнаямысль, которая не принимаеттеизм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненно собственноезнание. В этом и отличия критическоймысли от мысли творческой, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование свежих замыслов, которые за частую выходят за рамки опыта жизни, внутренних норм и правил. При всем при том провести четкую границу между критическим и творческим мышлением далеко не просто. Так называемое мышление критическое является начальной точкой для того, чтобы развить творческое мышления, так же и творческое и критическое мышление, развивающиеся в синтезе, взаимообусловлено.
Достоинствомэтойметодики является- обучить детей слушать и слышать, улучшает речь, предоставлять возможность общения, активизироватьфилософскую деятельность, познавательноелюбопытство, побуждающее детей к деянию, поэтому работают все. Исчезаетбоязнь, поднимаетсяобязательствоучащегося за свой ответ, учитель и учащиеся совместнопринимают участие в получении знаний.
Изучение критическому познанию – является нелёгкой задачей. Нет определенного перечня шагов, которые бы вели к критическому познанию. Однакоесть технологии, определённые условия и подходы,с помощью которых развивается критическое мышление :
– ученикиобязаныпользоваться временем и возможностью практики в критическом мышлении;
– учащиеся должны поощряться в ходе учебного изученя;
– вынуждены принятьразличныеобразы и отзывы;
– в классе должна быть создана атмосфера, в которой отсутствуют насмешки, сарказм над чужим мнением;
– преподаватель должен быть уверенным в способностях каждого учащегося.
Следовательно, ученики, которые думают отрицательно, увлеченные в активный процесс регулярной работы, которые думают о своих знаниях, способны принять себя и верно понять кем он является в окружающем их мире.
Однако роз без шипов не должно быть. Хочетсязаострить свое внимание на проблемах, которые возникли во время овладенияданной технологией. Одна из которых – это недостача времени, как и у основного потока учителей. Множество усилий требуется от разработки и составления карточек для групповых работ, редкоученики обеспечены нужным учебным материалом, нужно делать много копий. Однако, кроме технических сложностей, выступает еще 1на, но как оказалось не все ученики не совсем достаточно активные, присутствует желание остаться в стороне, смотреть за происходящим со стороны. Часть учеников ждёт, чтобы дали «правильный ответ», и у них нет ответственности за своё обучение. Вот почему важно привлекать каждого ученика в ходе познания и рефлексии. Хочу сказать, что по истечении определенного времени большая часть проблем решиться, потому что даннаяметодика – естьметодик которая развивает критическое мышление через литературу и письменность – которое и получает большое распространение, за ней – оно же является возможностью воспитания будущего гражданина, активны, ни от кого не зависящей личности.
Пункт за пунктом разберем все подробности технологии. Итак, чтобы предоставить детям возможность работать со знаниями, которые получили, я предлагаю построить урок по удобной схеме : «введение – основная часть – заключение». Данная схема будет действовать так же во время решения проблем: «вступление в проблему – нужные ходы к ее решению – размышление результата». В рамках методики РКМЧП основные этапы получили другие обозначения и функции (стадии).
Стадия один – вызов (побуждение, когда определяется тема урока, происходит актуализация знаний, которые имеются по теме и выясняется, что дети уже знают об этом или думают, и то что хотят знать, или что нужно знать, а так же для чего нужно это знать. С данной целью используются разные приемы обучения, например составление кластера или ассоциации, в котором наглядно видна связь ключевого слова темы урока с другими понятиями или явлениями. Учительская роль на данном этапе невеликая, т. к. дети обязаны почувствовать себя комфортно. На данной стадии будет использоваться прием «умственного штурма», именно он и активизирует внимание всех учащихся (и беззащитных, и сильных). У детей появляется интерес к разговору. Нужно обучить так, чтобы учащийся смог использовать свои знания, смог прогнозировать и самостоятельно смог определять цели, которые познал на уроке.
Стадия два – осознание, ответы на вопросы, а именно их поиск, которые были поставлены в самом начале урока. Ребенок больше работает самостоятельно, в парах или группах. Если что-то не понятно, то он может обратиться за помощью к учителю. Это этап познания, где учащиеся получают возможность познакомиться с новой информацией, идеями или понятиями, связать их с уже имеющимися знаниями, активно отслеживая своё понимание. Для этого используются самые разнообразные приемы: чтение текста с остановками; составление таблиц, диаграмм Венна, дневников двойной записи; развивающая лекция, изложение в паре, «инсерт» – чтение текста с пометками и т. д.
Стадия три– размышление (рефлексия) – позволяет выяснить, насколько ребенок понял тему. Задаются как закрытые, так и открытые вопросы. Ответы должны быть по возможности полными и расширенными. Учащиеся осмысливают все то, что они изучали на уроке, выражают мысли и понятия через информацию, которую они получили. Данная стадия реализуется также благодаря разнымприемам: дискуссиям групп, которые написанныеэссе либо мини-сочинениями, синквейна–пятистишия, картой спорной, самодеятельного стула. Происходит осмысление целостное, информация, которая присваивается и обобщается и она же получилась и выработала к материалу собственное отношение, которая изучалась и которая еще непознанна.
В ходеобучения сложно представить себе структуру элементов, которыевзаимосвязанны между собой, поэтомуподход деятельностипредоставляет возможность рассмотреть ходучебный как систему цельную. В учебевыделяют моменты операционные, содержательные, мотивационные, которые соответствуют знаниям определёнными действиям мотивов.
Литература
1. Генике Е. А., Трифонова Е. А. Развитие критического мышления (базовая модель) / в сб. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. – Том 1 // под общ. ред. Л. И. Семиной. – М. : изд-во «Бонфи», 2002. – 239 с.
2. Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках. – М. : Просвещение, 2004. – 236 с.
3. Модернизация современного образования: теория и практика. сборник научных трудов / под ред. И. М. Осмоловской, д. пед. н., сост. Л. Б. Прокофьева, Г. А. Воронина – М. : ИТиИП РАО, 2004. – 524 с.