Получи документы

Использование палочек Кюизенера для развития логического мышления дошкольников

Татьяна Заднепровская
Использование палочек Кюизенера для развития логического мышления дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Среди большого количества дидактических пособий для развития математических и творческих способностей палочкам Кюизенера нет равных. Автором палочек является бельгийский математик, именем которого они и были названы.

Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему учебному пособию.

Публикация «Использование палочек Кюизенера для развития логического мышления дошкольников» размещена в разделах

Методика работы палочками Х. Кюизенера

Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного.

Задачи:

• познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету).

• познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине).

• познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда.

• осваивать прямой и обратный счет.

• познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел).

• помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания.

• научить делить целое на части и измерять объекты.

развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.).

развивать логическое мышление, внимание, память.

• воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Размер, см Цвет Условное обозначение

2х2 белая 1

2х4 розовая 2

2х6 голубая 3

2х8 красная 4

2х10 желтая 5

2х12 фиолетовая 6

2х14 черная 7

2х16 бордовая 8

2х18 синяя 9

2х20 оранжевая 10

Вместо брусочков можно использовать цветные полоски.

Деревянные или пластиковые палочки Кюизенера имеют длину от 1 до 10 см. Палочки одной длины окрашены в одинаковый цвет. Каждая палочка отображает определенное число в см, объединенные общим оттенком палочки образуют «семейства». Каждое «семейство» отображает кратность чисел, например, в «красное семейство» входят числа, которые делятся на 2, в «зеленое семейство» входят числа, которые делятся на 3, и т. д.

Как работать с палочками Кюизенера?

Существует множество вариантов упражнений для работы с палочками. Все задания можно распределить по блокам:

1. Задания на ознакомление с палочками.

• найди и покажи такую же палочку, как у меня;

• найди самую длину или короткую палочку;

• укажи из палочек каких цветов построен дом или дорога.

2. Задания на изучение цвета.

• построй квадрат из красных палочек, а затем из голубых, какой больше;

• выложи палочки по схеме : красная, желтая, красная, желтая;

• положите несколько палочек перед ребенком и через несколько секунд уберите одну, спросив, палочки какого цвета не хватает.

3. Задания на измерение.

• попросите ребенка найти любую палочку, короче синей, но длиннее желтой;

• из нескольких палочек нужно составить такую же по длине, как бордовая или синяя;

• с помощью любой палочки измеряйте длину карандаша, книги, ножку стола;

• с закрытыми глазами найди две одинаковые длинные, а затем и короткие палочки;

• постройте из палочек дорогу, заведомо пропуская палочки разного размера, и попросите ребенка заполнить пробелы.

4. Задания на построение.

• попросите ребенка построить предмет, используя шаблон.

5. Задания на состав числа.

• попросите ребенка найти большую палочку равную сумме двух маленьких.

6. Логические задания с палочками.

• расположи палочки так, чтобы белая была между красной и синей, а синяя рядом с черной.

Палочки интересны тем, что играть и продуктивно заниматься с ними смогут дети разного возраста, поэтому у европейских семей такие палочки давно стали лидерами среди развивающих игрушек.

Польза занятий с палочками Кюизенера.

Занятия с палочками Кюизенера должны происходить в виде волшебной игры, где ребенок это волшебник, который сможет из палочек создать любую картинку и фигурку.

Итак, если вашему ребенку исполнился один год, то вы уже с успехом можете начать занятия с этими волшебными палочками. Если вы думаете, что малыш пока ничего не поймет, далеко заблуждаетесь. Маленьким деткам точно так же, как и более взрослым интересны подобные игры. С помощью них они осваивают математические алгоритмы и учатся решать легкие задачки. Ведь палочки Кюизенера представляют собой множество, которое способно создавать математические ситуации.

Игры с палочками Кюизенера помогают ребенку понять, что любое число является результатом счета и измерения. Кроме того, после таких занятий дети уже осмысленно могут определить какое число меньше, а какое больше, понимают суть умножения, деления, прибавления и вычитания.

Палочки Кюизенеравыполняют роль наглядного материала, который заставляет работать детскую логику и вырабатывать навыки счета, измерений. А научившись понимать все это, у ребенка закладывается прочная основа для дальнейших математических достижений.

Занятия с палочками Кюизенера ускоряют процесс интеллектуально-творческого развития, помогают учиться фантазировать, тренируют память и наконец, развивают мелкую моторику пальцев. Нужно добавить, что цветными палочками с успехом пользуются даже педагоги в начальных классах и воспитатели в детских садах.

Игровые задачи цветных палочек

Счетные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

На начальном этапе занятий палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами.

На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.

Игры с палочками Кюизенера.

Вот несколько самых популярных заданий:

• Попросите ребенка показать вам палочку, цвет которой не будет красным и черным.

• Спросите какого цвета палочка короче синяя или красная, фиолетовая или черная.

• Пусть ребенок покажет вам две палочки одинакового цвета. Какая из этих палочек самая длинная?

• Предложите малышу сделать лесенку из палочек преимущественно бордового, оранжевого и фиолетового цветов. Затем усложните задачу – нужно вставить в готовую лесенку синюю и черную палочку.

• Пройдитесь пальцами по лесенке вверх, называя через ступеньку цвета палочек, а потом вниз, называя цвет уже каждой палочки.

Второй вариант лесенки: ребенок должен собрать лесенку из всех палочек, начиная с белой и заканчивая оранжевой.

• Легкая игра «Назови число». Взрослый говорит любое число, а ребенок должен к нему найти подходящую палочку. Затем все наоборот. Взрослый сам выбирает палочку, а ребенок уже основываясь на ее длине называет число, к примеру, вы показываете голубую палочку, а ребенок отвечает 3. Чтобы малыш не запутался. Начните говорить числа по порядку от меньшего к большему, и чуть позже усложните задачу, называя цифры вразброс.

• Спросите ребенка, из каких палочек можно составить оранжевую или фиолетовую палочку. Позже можно разнообразить упражнение и попросить его составить только из трех палочек одну фиолетовую.

• Покажите ребенку дорожку длиной в 10 см. Пусть ребенок уложит на нее любые, по его мнению подходящие палочки.

• И наконец, дайте ему задание, чтобы он с помощью счетных палочек Кюизенера посчитал длину и ширину стола.

Палочки можно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений. Они могут использоваться во второй младшей, средней. Предлагаю детям упражнения в игровой форме. Это основной метод обучения, позволяющий наиболее эффективно использовать палочки. Занятия с палочками проводятся систематически, индивидуальные упражнения чередуются с коллективными.

В младшем возрасте проводятся упражнения в игровой форме.

• 1. Игра " Найди такую же". Цель: знакомство и закрепление знаний о цвете и длине.

Например: покажите палочку такого же цвета как у меня. Покажите палочку синего цвета и попросите найти такую же.

• 2. Игра " Строим дорожки". Цель: учить группировать предметы по цвету и длине.

Например: постройте дорожку из палочек красного цвета. Постройте дорожку из палочек голубого цвета. Какая дорожка длиннее? Какая короче? Постройте дорожку самостоятельно любого цвета.

• 3. Игра " Коврик для кошечки". Цель: Закрепление знаний о цвете и длине.

Например: Найдите палочки жёлтого цвета, положите их рядом, одну под другую. У нас получился маленький коврик для кошечки.

• 4. Игра " Лесенка для зайки". Цель: осваивается последовательная зависимость палочек по длине.

• Мы по лесенке шагаем и ступеньки все считаем.

• Все ступеньки до одной знаем в лесенке цветной.

• Первая - это белый листок, вторая - розовый лепесток,

• Третья - как голубой океан, четвёртая - словно красный тюльпан,

• Пятая - жёлтый солнечный свет, шестая - сиреневый яркий букет,

• Седьмая - чёрный пушистый кот, восьмая - вкусный вишнёвый компот,

• Девятая - синий мой лимузин, десятая - оранжевый апельсин.

• 5. Игра " Поезд". Цель: закреплять умение различать цвета и соотношение длины.

Например: Сейчас мы построим поезд, а палочки - это вагоны. Возьмите палочки голубого, красного и жёлтого цветов, присоедините их кдруг другу как вагончики.

• 6. Игра " Построим забор". Цель: закрепление умения выделять цвета и сравнивать по длине.

Например: Спрячем собачку за забором. Палочки в заборе должны быть одного цвета и одинаковой высоты.

Старший возраст.

В играх с палочками, которые могут носить соревновательный характер, ребенку следует предоставлять возможность проявления самостоятельности в поиске решения или ответа на поставленный вопрос, учить выдвигать предположения и их проверять, осуществлять практические и мысленные пробы. Помощь ребенку

лучше оказывать в косвенной форме, предлагая подумать еще раз, но по-другому, попробовать выполнить задание, одобряя правильные действия и суждения детей.

Упражнения могут носить комплексный характер, позволяя решать одновременно несколько задач. Желательно в упражнении предусматривать перебор всех возможных вариантов решения задачи: составление "поездов" одинаковой длины из двух, трех, четырех и т. д. "вагонов", измерение одной и той же палочкой-меркой разных палочек, одинаковых палочек разными мерками-палочками, измерение простой и составной меркой (соответственно одной, а затем двумя такими же палочками) и т. д.

Подбор упражнений осуществляется с учетом возможностей детей, уровня их развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач. При отборе упражнений учитывается их взаимосвязь ( наличие общих и постепенно усложняющихся элементов: способов действия, результатов) и сочетаемость с общей системой упражнений, проводимых с помощью других дидактических средств.

Сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и сериация выступают не только как познавательные процессы, операции, умственные действия, но и как методические приемы, определяющие путь, по которому движется мысль ребенка при выполнении упражнений.

Для успешной работы с палочками Кюизенера педагогу необходимо выполнять некоторые заповеди:

• поощрять все усилия ребёнка и само его стремление узнать новое;

• избегать отрицательных оценок результатов деятельности ребёнка;

• сравнивать результаты работы ребёнка только с его же собственными достижениями.

Публикации по теме:

Из опыта работы по формированию сенсорных способностей детей 2–3 лет. Использование палочек Кюизенера Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов и их формы, цвета, величине,.

Мастер-класс по изготовлению дидактического материала для развития логического мышления у дошкольниковМастер-класс по изготовлению дидактического материала для развития логического мышления у дошкольников Для изготовления нам понадобится: отрез однотонной ковровой дорожки, фетр (цветной) шаблоны из картона (геометрических фигур, клей.

Использование цветных палочек Кюизенера в работе с детьмиИспользование цветных палочек Кюизенера в работе с детьми В наше время многие родители подходят к проблеме воспитания и развития своего ребенка очень серьезно. Изучают педагогическую литературу,.

Конспект открытого занятия «Моделирование сказки «Волк и козлята» с помощью палочек Кюизенера как способ развития речи детей» Направления развития: познавательно-речевое, социально-личностное Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, чтение.

Методическая разработка «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста». Использование в работе с детьми развивающих математических игр. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Поэтому.

Педагогический проект «Интеллектуальная игра как средство развития логического мышления у старших дошкольников» «В игре детей есть часто смысл глубокий». Иоганн Фридрих Шиллер. Аннотация Логическое мышление формируется на основе образного и является.

Развитие логического мышления на основе палочек Кюизенера и блоков ДьенешаРазвитие логического мышления на основе палочек Кюизенера и блоков Дьенеша Логическое мышление — это способность и умение производить простые логические действия самостоятельно. Развитие логического мышления у.

Развитие логического мышления посредством использования палочек Кюизенера И родители, и педагоги знают, что математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих.

Развитие логического мышления с помощью счётных палочек В последнее время педагоги и воспитатели все чаще отмечают у детей проблемы с построением логичных рассуждений, трудностями в анализе предметов.

Развивающие дидактические игры, как средство развития логического мышления детей. «Познание начинается с удивления». Аристотель. Развивающие дидактические игры, как средство развития логического мышления детей. Современный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование палочек Кюизенера для развития логического мышления дошкольников
Опубликовано: 24 ноября 2016 в 19:39
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование палочек Кюизенера для развития логического мышления дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Заднепровская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД