Ольга Анисина
Технология использования дидактических игр по формированию пространственно-временных представлений у детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Технология использования дидактических игр по формированию пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Автор: Анисина О. А., воспитатель
МБДОУ Детский сад № 88
комбинированного вида г. Орла
Рассмотрим, какие педагогические средства предлагаются для повышения эффективности работы педагога по формированию пространственно-временных представлений у дошкольников.
Публикация «Технология использования дидактических игр по формированию пространственно-временных представлений у детей старшего возраста» размещена в разделах
Главными дидактическими средствами формирования ориентировки в пространстве и временных представлений Е. И. Щербакова считает следующие: собственную двигательную активность ребенка; сочетание наглядности, образа со словом в виде схем, таблиц, моделей; игры-инсценировки, рассказы с помощью театральных кукол и игрушек; дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные игры и упражнения; чтение стихотворений, рассматривание фотографий, картин и иллюстраций, беседа по которым способствует адекватному использованию предлогов : на, в, под, над и т. д. При этом основными принципами формирования представлений и понятий о пространстве и времени являются : постепенность, последовательность, использование в обучении наглядности в сочетании чувственного и логического, учет возрастных и индивидуальных особенностей [4, 202].
Т. А. Мусейибова в своей системе обучения детей пространственным ориентировкам выделила несколько групп игр на развитие пространственных представлений : игры на дифференцировку основных пространственных направлений в процессе активного передвижения в пространстве; игры на ориентировку в пространстве с закрытыми глазами; дидактические игры на распознавание местоположения предметов в окружающем пространстве и пространственных отношений между ними; игры на ориентировку в двухмерном пространстве, т. е. на плоскости, например на листе бумаги; игры словесные (они предназначены для активизации пространственной терминологии в речи детей) [3, 32].
В пособии Е. И. Щербаковой «Теория и методики математического развития дошкольников» дидактические игры рассматриваются в качестве основного метода, обеспечивающего формирование у дошкольников ориентировки в пространстве. Все имеющиеся игры условно можно разделить на такие блоки (группы) : игры с активным передвижением ребенка в пространстве. Преимущественно это игры «Догонялки», «Прятки», «Кот и мыши» и др. Вторую группу составляют игры с активным передвижением и с завязанными глазами: «Миша-Маша», «Где звонит колокольчик?», «Кто позвал?» и др. В этих играх ориентировка в пространстве осуществляется на основе слухового анализатора.
В отдельную группу можно объединить игры и упражнения на усвоение терминологии, такие как: «Куда пойдешь, что найдешь», «Скажи наоборот», «Повторяй за мной» и др. В старшем дошкольном возрасте важное значение имеют игры и упражнения на ориентировку в ограниченном пространстве : на столе, на листе бумаги, в книге, в тетради, а также игры на воссоздание сложной формы предметов : «Из каких фигур сделано?», «Колумбово яйцо», «Чудесный шар», «Шахматы», «Шашки», «Вьетнамская игра», различные головоломки и др., слуховые диктанты или задания типа «Дорисуй кошке хвостик», «Дорисуй мышке ушки» и т. п. Особое место в деятельности старших дошкольников имеют игры на развитие логического мышления (на основе алгоритмов) : «Игра в слова», «Вычислительные машины», «Переход улицы», «Сделай позу такую, как на карточке», «Дерево», «Ход коня» и др. [4, 207].
Можно использовать следующие упражнения на формирование ориентировки в пространстве : упражнения со счетными карточками (детям дается задание выложить предметы на верхнюю, нижнюю полоску, слева – направо, справа - налево, игры со счетными палочками (например, выложить геометрические фигуры, производя преобразования над ними, при счете предметов (используется счет по диагонали, по кругу) и т. д.
Развитию ориентировки в пространстве способствуют и физкультминутки, включающие в себя игры и упражнения с мячом. Целью таких игр является закрепление ориентировки ребенка в собственном теле; закрепление умения ориентироваться в пространстве (справа, слева, впереди, сзади); закрепление употребления предлогов.
В подвижной игре можно не только развивать и закреплять приобретаемые навыки ориентировки в пространстве, но и значительно расширять их. Особенно важно правильно использовать слово при проведении подвижных игр.
З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая предлагает на занятиях и вне, во время игр, наблюдений, бесед, чтения широко использовать вербальные, практические, наглядные методы и приемы, применять различные модели, дидактические игры, которые по характеру своей выразительности и обобщенности позволят успешно решать поставленные задачи. Например, чтение детям рассказа В. И. Даля «Старик-годовик» и беседа по прочитанному помогут им установить зависимость между временными эталонами: год, месяц, неделя, сутки. [2, с. 134].
Обучение детей умению определять время на часах и ознакомление их со строением часов З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая предлагают осуществлять с использованием моделей. Воспитатель совместно с детьми выясняют отличие часов от модели, уточняют назначение стрелок часов. Словарь ребенка обогащается новыми понятиями, связанными со временем. Для закрепления представлений о разных временных понятиях З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая предлагают использовать следующие дидактические игры и упражнения : «Вставить пропущенное число», «Живая неделя», «Наоборот», «Что короче, что длиннее?» [2, 135].
Игры и упражнения, направленные на развитие и уточнение временных представлений, способствует не только развитию временных представлений у старших дошкольников, но и совершенствованию лексического и грамматического строя речи.
Потребность в повышении эффективности образовательного процесса, натолкнула на поиск и разработку новых технологических приемов, которые в практике работы по формированию пространственных представлений у дошкольников предлагают использовать ряд арт-технологий, которые синтезируют визуальные, звуковые, световые, речевые и художественные знаки, создавая художественный образ действительности. Внедрение в практику разнообразных видов арт-технологий (изо-технологии, сказочная арт-технология, музыкальная арт-технология, песочная арт-технология, драма-технологии и др.) предполагает развитие представляет собой эффективное средство формирования представлении о пространстве.
Таким образом, использование дидактических игр по формированию пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста позволяет закреплять и углублять представления о единицах измерения времени, о некоторых свойствах времени, формировать «чувства времени», формировать представления о пространстве.
Список литературы
1. Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников / Т. И. Ерофеева. - М. : Просвещение, 1992.
2. Михайлова, З. А. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада / З. А. Михайлова. – Спб: Акцидент, 1996.
3. Мусейибова, Т. А. Генезис отражения пространства и пространственной ориентации у детей дошкольного возраста / Т. А. Мусейибова //Дошкольное воспитание. – 1970.- № 3. - [Электронный ресурс] Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru
4. Щербакова, Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова. - М. : Издательство Московского психолого-социального института, 2005.