Курбанова Зигра Равильевна
Технология интервьюирования как форма коммуникативно-речевой деятельности старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА МАКЕЕВКА
МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 167 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ГОРОДСКОГО ОКРУГА МАКЕЕВКА» ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Методическое объединение
для воспитателей старших и
подготовительных к школе групп
Технология интервьюирования как форма коммуникативно-речевой деятельности старших дошкольников
Курбанова З. Р.,
старший воспитатель
Публикация «Технология интервьюирования как форма коммуникативно-речевой деятельности старших дошкольников» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2024
Основой для обучения детей грамоте является общее речевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматического строя речи, развитие фонематического восприятия.
Исследования показали, что дети с хорошо развитой речью успешно овладевают грамотой и всеми другими учебными предметами. Особое значение имеет формирование элементарного осознания чужой и своей речи, когда предметом внимания и изучения детей становится сама речь, её элементы.
Показателями определенного уровня осознания речи и готовности к обучению грамоте являются следующие умения: сосредотачивать свое внимание на вербальной задаче, произвольно и преднамеренно строить свои высказывания. Выбирать наиболее подходящие языковые средства для выполнения вербальной задачи, размышлять о возможных вариантах ее решения, оценивать выполнение вербальной задачи.
С целью активного влияния на коммуникативную деятельность и повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста эффективна технология интервьюирования.
Интервью (англ. interview) в журналистике — один из жанров в форме разговора журналиста с социально значимой личностью по актуальным вопросам. Кроме того, интервью является одним из методов получения информации в журналистике.
В интервью участвуют два собеседника: интервьюер (журналист) и интервьюируемый. Они обмениваются информацией для того, чтобы насытить аудиторию (она является третьим участником коммуникации).
Основополагающим направлением работы является помощь дошкольнику в ощущении себя свободной полноценной личностью, равноправно со взрослыми включенной в систему коммуникации общения.
Основными принципами реализации технологии интервьюирования являются систематичность работы по воспитанию положительного отношения к журналистике, к средствам массовой информации (СМИ, взаимосвязь с занятиями по ознакомлению с окружающим миром, развитием речи, логикой, математикой, свободной, игровой деятельностью детей и др., сотрудничество взрослых и детей, воспитателей и родителей.
Таким образом, технология интервьюирования стала неотъемлемой частью нашей педагогической деятельности, она не только повышает профессиональный уровень, но и меняет подходы к воспитанию и обучению детей, раскрывает творческий потенциал.
Основной формой организации детской деятельности стала культурная практика в форме сюжетно-ролевой игры «Студия журналистов».
Цель игры: формировать связную речь, в том числе диалогическую, коммуникативные навыки и творческую активность.
Задачи:
• Расширять словарный запас;
• Закреплять навыки ведения диалога;
• Формировать умение общаться в паре, группе, коллективе, вызвать желание установить межличностное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• Развивать способности к сотрудничеству, умения выдерживать паузы во время разговора, слушать и слышать других;
• Способствовать использованию невербальных средств общения;
• Развивать внимание, память, эмоционально-личностную сферу.
Поставленные задачи решаются в форме занятий с использованием различных методов, таких, как: моделирование ситуаций, наблюдения, развивающие игры, тренинговые упражнения, импровизации, рассматриванием рисунков и фотографий, рассказы детей (описательные, из опыта и т. д., беседы, обсуждения.
Работая непосредственно над областью речевого развития в сюжетно-ролевой игре «Студия журналистов» происходит интеграция области познавательного развития (беседа по теме интервью, социально-коммуникативное развитие (непосредственно работа над интервью).
В игре «Студия журналистов» дети учатся работать в группе, в паре, учатся договариваться, самостоятельно распределяют роли, расширяется словарь ребенка, автоматизируются поставленные звуки, развивается связная речь при беседе по теме, составлении описательного рассказа по картине, при придумывании вопросов для интервью, рассказов. Речь обогащается интонационно-выразительными средствами языка. Помимо речевых задач решаются психологические задачи: преодоление робости, стеснительности, повышается самооценка.
Подбор вопросов при подготовке к будущему интервью, побуждают дошкольников думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик участников интервью, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Работа перед камерой является дополнительным стимулом для ребенка ясно, четко, понятно изъясняться, что способствует улучшению диалогической речи, ее грамматическому строю, активизации словаря.
Участниками игры: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители, сотрудники дошкольного учреждения. Игра проводится 1 раз в неделю в вечернее время и строится в соответствии с личностно-ориентированным подходом к воспитанию детей.
Форма работы с детьми – подгрупповая с включением дидактических и словесных игр, практических заданий элементов интервьюирования, моделирования различных ситуаций; ознакомление с техническими средствами : микрофоном, камерой, фотоаппаратом; встречи-беседы с интересными людьми.
Организация развивающей предметно-пространственной среды:
«Гримерная» : зеркало, стол, стулья, расчески, резинки для волос, заколки.
«Мастерская речи» : стол, стулья, зеркало, чистоговорки, скороговорки, игры на развитие мелкой моторики.
«Студия журналистов» : столы, стулья, микрофон, камера, фотоаппарат, карандаш, опорные карточки-схемы для ведения интервью – пиктограммы (приложение, бейджики с именами.
Перед каждой игрой проводится предварительная работа:
1. Беседа.
Например, прежде чем взять интервью у представителя какой-либо профессии (того же врача, провести беседу с детьми на эту тему, использовать дидактические игры «Что лишнее?», «Играем в профессии», «У кого микрофон?», «Кем быть?», «Что за профессия», «Не ошибись» и т. д.
В ходе предварительной речевой подготовки обогащается словарный запас детей, расширяются знания не только по данной теме, но и в области смежных с ней лексических тем, таких, как «Больница», «Спорт» и т. д. И только после того как дети получают достаточное количество сведений о профессии врача, становится возможным обсуждение круга вопросов, которые можно задать ее представителю.
В качестве наиболее эффективного приема развития диалогической речи используется моделирование. Замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение. Это так называемые опорные карты-схемы, которые используются ребенком для воспроизведения или создания диалога.
Координатор (педагог) предлагает для запоминания последовательности и содержания вопросов зрительную опору в виде карточек с изображением символа вопроса. Поощряется инициатива детей в подборе новых вопросов. Воспитатель договаривается с детьми, каким символом будет обозначен новый вопрос и заносит его в карточку.
Карточки-символы помещаются в кармашки блокнота в установленной последовательности.
2. Распределение ролей.
Учитывается желание детей, а также конкретные задачи, которые ставит перед собой воспитатель.
3. Эмоциональная разминка.
Воспитатель предлагает детям сделать злое, затем грустное, затем веселое выражение лица. По ходу делает уточнения, комментирует положение губ, бровей и т. д.
• Как вы думаете, обрадуются ли гости, если мы придем к ним с такими выражениями на лицах?
4. «Творческая командировка» или «интервью в студии»
Двое детей-корреспондентов по очереди берут интервью у гостей.
Примерные игровые задания:
• Творческие отчеты о проходящих в детском саду праздниках, выставках, экскурсиях, встречах;
• Интервью с гостями, родителями, сотрудниками детского сада.
Технология интервьюирования позволяет приобрести детям знания норм речевого общения со взрослыми и сверстниками, использование их на занятиях и в реальных жизненных ситуациях.
Применение технологии интервьюирования в работе с дошкольниками способствует развитию у детей необходимых форм общения со сверстниками, они умеют вести диалог, составлять полный и краткий пересказ услышанного текста, описывать интересное событие, случай по схемам.
Журналистика вызывает у детей большой интерес и может быть использована как средство повышения уровня речевой и коммуникативной компетентности воспитанников.
Приложения.
Примерный алгоритм ведения интервью
Тема речевого высказывания Варианты речевых обращений
Вход в диалог
Приветствие
Цель
Рассказ о работе (профессии)
Обучение
История появления
Отношение к чему-либо
Фото на память
Выход из диалога.
Выражение благодарности.
Прощание
-Здравствуйте!
- Добрый день (утро, вечер!
- Мы рады встрече с вами!
- Представьтесь, пожалуйста.
- Разрешите задать Вам несколько вопросов?
- Мы хотим побеседовать с Вами о …
- Расскажите нам, пожалуйста, о …
-Не могли бы Вы ответить на мои вопросы?
-Мне хотелось бы услышать ваше мнение…
- Где (кем) Вы работаете?
-Чем Вы занимаетесь?
-Что Вы делаете?
- Что Вы можете рассказать о своей профессии?
- Какие инструменты Вам нужны?
- Чем Вы работаете?
- Расскажите о своих помощниках в работе?
- Где учились?
- Кто Вас научил?
- Долго ли Вы учились
- Как появилась идея…
- Любите ли вы свою профессию?
- За что Вы любите свою профессию?
- Разрешите с Вами сфотографироваться на память?
- Вы очень интересно рассказали …
- Спасибо вам за рассказ.
- Нам понравилось…
- Спасибо за то, что Вы ответили на мои вопросы
- Благодарю за ответы
Карточки-схемы для ведения диалога в форме интервью
Список литературы
1. Бородич, А. М. «Методика развития речи детей», М., 1981 г.
2. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В. К. Воробьева. — М. : ACT : Астрель: Транзиткнига, 2006. — 158 с.
3. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии//Вопросы психологии. 1996. №6
4. Латышева, Н. Р., Медведева, И. Н. Детская журналистика/ Н. Р. Латышева, И. П. Толстова // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2012. №8. – С. 24-29.
5. Толстова, Н. П. Детское телевидение: ресурсы в коррекции речи дошкольников /Н. П. Толстова// Логопед. 2013. № 6. - С. 94-98.
6. Ястребова А. В., Лазаренко О. И. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры речи. М., 2001г.