Татьяна Креничная
Технология «говорящих стен» как система визуализации знаний и как процесс погружения в образовательную среду дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы на тему
««Технология «Говорящих стен» как систем визуализации знаний и как процесс погружения в образовательную среду детей дошкольного возраста»
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работы
детских садов. ФГОС ДО требует изменений во взаимодействии взрослых с детьми. В связи с этим перед педагогами-дошкольниками встала задача пересмотра приоритета профессиональной деятельности. Главное – не просто передать какие-либо знания, но развить познавательный интерес у детей и осуществить преемственность дошкольного и начального школьного обучения через современные педагогические технологии.
Публикация «Технология „говорящих стен“ как система визуализации знаний и как процесс погружения в образовательную среду дошкольников» размещена в разделах
- Интерактивные, говорящие стены
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
При реализации этих требований мы выбрали такую форму работы, которая затрагивает развивающее содержание сразу нескольких образовательных областей.
Основная идея технологии «Говорящая стена» – трансформация среды пребывания детей в обучающую среду. Говорящая стена – инструмент, который позволяет необычным образом изменить развивающую предметно-пространственную среду ДОУ, своеобразный живой экран.
Цель создания «Говорящей стены» : создать условия для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС.
«Говорящая стена» решает важные задачи:
• создает условия для игровой, познавательной, творческой активности детей;
• позволяет изменять предметно-пространственную среду с учетом образовательной ситуации;
• развивает внимание, память, мелкую моторику, речь, зрительное и слуховое восприятие, воображение, творческое мышление дошкольников;
• обеспечивает эмоциональный комфорт для детей.
Организация такой стены дает возможность взрослому и ребенку совместно участвовать в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться.
Как работать с интеллектуальной «говорящей» стеной выбор педагога. В каждой группе работа индивидуально и исходит от потребностей детей. По продолжительности от 10 минут до 30 в подготовительной группе. «Говорящую стену» можно использовать как элемент любой ООД.
Работу с «Говорящей стеной» начинаю с нового для детей материала. На ООД знакомлю детей с темой, размещаю наглядный материал, пособия. Работа проводится фронтально. Применяя наглядные, словесные, проблемно- поисковые методы изучаем материал. Затем, в свободном доступе остаются карточки, наглядный материал по теме. Дети в самостоятельной деятельности имеют возможность действовать с материалом, играть, исследовать. На уровне глаз детей размещается разнообразная информация об их исследованиях и продуктах творчества, этапах работы над проектом. Информация представлена в доступной для детей форме, фотографии, выставки рисунков, поделок, схемы и карты, созданные вместе с педагогом.
Так, например, готовясь к Новогоднему празднику на занятиях по изобразительной деятельности изготавливаем игрушки для украшения новогодней елки. В центр стены располагаем макет елочки из фомиарана, создаем игровую проблемную ситуацию, мастерим игрушки и каждый ребенок может разместить свою игрушку на елочке, а затем в свободное время может украшать елку по своему собственному дизайну, используя приготовленные игрушки детьми или имеющимися в свободном доступе ранее приготовленные воспитателем.
Можно использовать «Говорящую стену» как выставку детских работ, которые регулярно сменяются, что является показателем вариативности среды. Для воспитанников важно осознание нужности своего труда. Как правило, их рисунки после просушивания убираются в папки, вывешиваются в приемной для родителей. Но в приемной ребенок и родитель проводят не более получаса в день. Основное время дошкольники находятся в группе, поэтому они считают, что выставки детских работ там и нужно размещать на определенное время.
Когда они видят свои рисунки на «говорящей стене», у них есть возможность и время их рассматривать. Дети их обсуждают, обмениваются впечатлениями - так создаются условия для речевого и социально-коммуникативного развития.
Дети рассматривают фотографии своих игр, занятий, рисунков, и это побуждает их возвращаться к ним снова и снова. Таким образом, инициатива исходит не от взрослого, а от ребенка. Например, девочка видит себя на фотографии во время игры в магазин, вспоминает, как ей было интересно, и возвращается к этой игре.
Главное преимущество «Говорящей стены» в том, что дети могут самостоятельно в свободное время пользоваться материалами. В свободном доступе детей пособия, раздаточные материалы, иллюстрации, картинки на разные темы.
«Говорящая стена» позволяет учитывать индивидуальные особенности развития ребёнка, интересы. Самостоятельная деятельность детей не должна регламентироваться педагогом. Педагог должен не руководить ребенком, а уважать его интересы, индивидуальные особенности развития. Наблюдать, а не вмешиваться.
Говорящая стена помогает педагогу ненавязчиво закрепить и расширить полученный детьми опыт, сделать образовательную деятельность яркой и динамичной, при этом проявить педагогическое мастерство.
Содержание материала для «Говорящей стены» соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Материалы обеспечивают игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, возможность самовыражения детей. Разнообразие материалов, пособий обеспечивают свободный выбор детей. Развивающая «Говорящая стена» обеспечивает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых карточек, схем, стимулирующих исследовательскую активность детей. Это обеспечивает вариативность среды.
«Говорящая стена» обеспечивает доступность для воспитанников, свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Результативность:
В ходе, проведённых наблюдений я пришла к выводу, что у детей развивается познавательная активность. Дети интересуются содержимым «Говорящей стены», выполняют задания, сами придумывают задания.
У детей развивается самостоятельность, инициатива при выборе содержания
деятельности, наглядных средств. Наглядные средства пополняются, изготавливаются детьми, родителями, воспитателями.
У детей развиваются коммуникативные навыки. Дети предлагают выполнять задания другим детям, придумывают задания, договариваются об этапах выполнения. Учатся сотрудничать с взрослыми и детьми. Дети учатся контролировать своё поведение, выполнять простые правила, следуют алгоритму при общении в группе.