Наиля Гусакова
Технология формирование умений и навыков в Программировании высказывания. Консультация
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ и НАВЫКОВ в ПРОГРАММИРОВАНИИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ :
«Планировать рассказы учит жизнь»
Основной задачей развития планирования речи является развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания и реализация его в разных ситуациях общения.
Иными словами, в процессе этой деятельности отрабатываются и, главным образом, совершенствуются лексико-грамматические средства языка и адекватное использование их в различных ситуациях коммуникативной деятельности. Основными целями построения связного высказывания являются :
Публикация «Технология формирование умений и навыков в Программировании высказывания, Консультация» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Роботы и робототехника. Программирование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
Программирование смысловой структуры высказывания;
Установление связности и последовательности высказывания;
Отбор языковых средств.
Современный подход к реализации содержания планирования высказывания должен опираться на лингвистические понятия – речь, речевая деятельность, текст, стили и типы речи, а также на организацию максимально активного общения детей на логопедических занятиях с логопедом и друг с другом. С этой целью необходимо использовать специфические приемы, адекватные задачам и условиям общения, учить правилам речевого поведения.
Над умением программирования высказывания проводится работа по совершенствованию различных видов синтаксических конструкций :
Построение;
Переконструирование предложений : составление предложений при помощи различных приемов (по опорным словам, по иллюстрациям);
Распространение, сокращение предложений, восстановление деформированных предложений;
Составление из двух простых предложений сложных и наоборот и др.
По мере совершенствования умений, составляются предложения различных синтаксических конструкций, создаются условия для активной работы по построению текста (устного дискурса, что предполагает формирование умений и навыков правильно определять содержание текста, его логическое построение и языковое оформление. Основным содержание этой работы является развитие умений и навыков построения различных стилей и типов: определение темы и основной мысли текста, последовательности, связности предложений и смысловой зависимости между ними. Наряду с этим – отдельные задания по совершенствованию практических представлений детей о тексте.
Современные требования к созданию условий для развития планирующих функций речи у детей, является направленность внимания детей на развитие предпосылок к составлению учебных развернутых самостоятельных высказываний (доказательство, рассуждение). С этой целью отрабатываются различные виды высказываний по ходу работы, по ее завершении, диалоги, которые постепенно становятся все более развернутыми по сравнению с аналогичными высказываниями на 1 и 2 этапах. Такие виды высказывания, как рассуждение и доказательство, имеют большое значение, как для продуктивной деятельности ребенка, так и для предупреждения функциональной неграмотности. Именно поэтому на занятиях необходимо учить детей оречевлять производимые ими учебные действия и умственные операции в различной форме.
Таким образом, в процессе занятий отрабатываются следующие умения и навыки :
Самостоятельно формулировать и задавать вопросы в разных видах учебной деятельности: в коллективных формах учебной работы; в работе парами;
Сравнивать, обобщать и делать выводы, доказывать и рассуждать.
В этих формах работы развиваются и совершенствуются различные виды коммуникативной деятельности детей.
Практика обучения детей с недоразвитием речи показала, что особенно замедленно и с большими трудностями овладевают такой формой высказывания, как рассуждение, которое требует продуманности, аргументированности, своего отношения к высказываемому, отстаивая свою точку зрения.
Чтобы овладеть рассуждением, ребенку необходимо научиться раскрывать причинно-следственные связи, отношения между явлениями и фактами действительности. Это умение, называемое планированием речи, формируется постепенно, в определенной последовательности. На первых порах целесообразно как можно чаще предлагать детям повторять вслед за логопедом или за другим ребенком формулировки заданий, обобщающих выводов и т. д. Позже следует систематически упражнять детей в свободных высказываниях, постоянно побуждая их к этому путем моделирования ситуаций, способствующих к речевой активности детей. При этом необходимо естественно регулировать и стимулировать последовательность, логичность, связность и развернутость высказываний. Достигается это различными способами, и прежде всего – системой вопросов. Кроме того, необходимо постоянно привлекать внимание детей к собственной речи в процессе формулирования заданий, выводов, доказательств, обобщений, рассуждений и т. д. Следует также формировать у них контрольно-оценочные действия путем организации проверки правильности выполнения тех или иных заданий, в процессе которой дети также обучаются построению связных высказываний. Последовательность высказывания определяется последовательностью работы, а связность – порядком выполнения учебных действий.
Как уже упоминалось, особе место в системе работы над развитием функции планирования речи занимает составление плана развернутого высказывания, работе над которым немало места и времени отводится и в программе по изучению родного языка. Однако при обучении детей с ОНР ей надо уделять значительно больше времени и места, особенно при формировании связной речи. В ходе коррекционных занятий с такими детьми работа над планированием речи должна быть использована не только как средство для развития речи (внешней и внутренней, но и как способ организации их образовательной деятельности.
В процессе этой работы дети учатся:
Определять тему выказывания;
Отделять главное от второстепенного;
Строить собственные сообщения в логической последовательности.
При этом большому вниманию следует уделять развитию у них различных приемов мыслительной обработки материала: деление текста по смыслу на отдельные части, выделение смысловых опорных пунктов, составление плана пересказа, изложения. Опыт показывает, что необходимо специально учить детей тому, как пользоваться планом в своей практической деятельности, в частности, как отвечать по плану.
Таким образом, следуя из понятия механизмов порождения речевого высказывания – планирование речи – является представление о «семантическом поле», которое позволяет производить отбор необходимых семантических единиц в процессе общения на основе лексических связей слов.
Современные требования по разработке комплекса коррекционных занятий по развитию внутреннего программирования высказывания дошкольников, опирается на исследование звеньев внутреннего планирования.
ОСНОВНЫЕ ВАРИАЦИИ (ЭТЮДЫ) ИГР-ЗАНЯТИЙ
Виды сенсорного планирования высказывания.
Вариации (этюды) игр-занятий по составлению рассказов с использованием разных технологии планирования.
Любое сообщение предполагает трехсоставную структуру:
- С чего начать? - обозначит тему, ввести в смысл.
- О чем поведать? – получить информацию, так как вед – знание.
- Как завершить? – выразить отношение, сделать итог, обобщить, обозначит перспективу, выразить свои ощущения, чувства.
Начало и конец рассказа относятся к области размышлений и умозаключений. Фундамент, на котором строится само высказывание – это прожитый, пережитый и осознанный опыт человека. Мы оречевляем наши мысли, которые складываются из представлений по следам практики и их преобразования посредством воображения. Эти мыслеобразные картинки, сменяющие друг друга во внутреннем видении в процессе говорения, и служат планом (программированием) высказывания.
Ход этюда игры – занятия
«Следы детских ножек или зверей, ситуативные, сюжетные, в зависимости от тематики занятия».
Мини-следы, вырезанные из бумаги, педагог выкладывает на предметную или сюжетную картину, или прикрепляет к предметам описания (к различным частям игрушки, предмета и т. д.).
Путь-лабиринт
Он прокладывается по картине, с помощью начерченных непрерывных линий и коридорчиков, веревки, нитки, ситуативных следов… он должен быть легким, но все же запутанным. Задача лабиринта – соединение предметов описания и мини-сюжетов рассказа.
На лист бумаги, словно на кормушке, расположены в разброс зимующие птицы. Главный герой рассказа воробей-Шустрик, должен рассказать мудрой сове о каждом посетителе птичьей столовой. Что не перепутать порядок представления первых гостей, он должен склевать зернышки, рассыпанные по картине в виде лабиринта. Убирая зерна от птички к птичке, дети описывают каждую из них.
Путь-макет
Раздаются различные карточки предметных и сюжетных картинок: действий, цвета, предметов живых и неживых. Детям предлагаются из всего набора выбрать нужные картинки и расположить их на игровом поле, чтобы получилось предложение, рассказ.
Путь-схема
Он обозначается в виде субъектов и объектов, события которых схематически зарисованы. Схема «Начало» - розовая полоса, «Середина» - желтая, «Конец» - голубая полоса.
План-пространство
Этот план развивает психомоторный интеллект в действии «думает не только головой, но и руками». Каждый квадрат на планшете имеет свое назначение в зависимости от пересечения столбиков: А1, А2, Г5 и т. д., и после небольшой тренировки начинается «выкладывание» сказки, можно по рассказу педагога, можно по придуманному сюжету самого ребенка.
- В одной сказочной стране стоял маленький домик.
Ребенок выбирает картинку и ставит «домик» в указанный квадрат В3.
- Домик освещало веселое солнышко, а светило оно из квадрата А3.
Ребенок ставит картинку «солнце» в указанное место.
И так далее – до окончания рассказа.
План-плоскость -
пространственное расположение
на плоскости и в объеме
Схематичный аналог картины или схематичное изображение наблюдаемой ситуации. Фишки «Начала», «Середина», «Конец» рассказа можно изобразить квадратиками или др. розового-желтого-синего цвета и разместить их возле соответствующих схем. Как вариант, ребенок при составлении рассказа использует их как условные обозначения для «вхождения» в рассказ, для основных событий рассказа, для окончания.
Постепенное открывание
частей спрятанной картины
Закрыть части картины листами разной формы в зависимости от тематики рассказа.
Литература
1. Е. В. Котова, С. В. Кузнецова, Т. А. Романова. 244 упражнения для маленьких гениев. Развитие креативных способностей ребенка-дошкольника. – Ростов н/ Д: Феникс, 2010. – 138, - Мир вашего ребенка.
2. 150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе. Л. А. Григорович, О. С. Ермоленко, Т. Д. Марцинковская и др. – М. : ООО «Издательство АСТ», 2000. – 128. : ил.
3. Г. А. Ванюхина Методическое пособие по развитию речи. Секреты-советы связных высказываний. Сборник – 3., Новоуральск, 2005 – 68с.
4. Г. А. Ванюхина Методическое пособие по развитию речи. Секреты-советы связных высказываний. Сборник – 4., Новоуральск, 2005 – 72с.
5. Матюгин И. Ю. и др. Школа эйдетики. Развитие памяти, образного мышления, воображения. Т. 1: Запоминание цифр, телефонов, исторических дат / Матюгин И. Ю., Чакакберия Е. И., Рыбников И. К. – М. : Эйдос, 1994 г.
6. Матюгин И. Ю. Развитие памяти и внимания / И. Ю. Матюгин. – М. : РИПОЛ классик, 2009. – 112 с. : ил.