Полина Проскурякова
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования методического пособия «Бусоград»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование методического пособия
М. И. Родиной «Бусоград».
Аннотация
Данная технология интеллектуальных игр с бусами «Бусоград или Волшебные игры Феи Бусинки» социально-педагогической направленности ориентирована на развитие интеллектуально - творческих способностей и инициативы, коммуникативных навыков и воображения, мелкой моторики, речи, развитие пространственной ориентации посредством рисования бусами под музыку, проигрывания разных музыкальных игр используя данный материал. Данная технология является разработкой известного педагога: Родиной М. И. В ней использован педагогический опыт педагога, на протяжении многих лет работающего в этой технике с детьми разного возраста, а также собственная система взглядов на обучение детей этой технике.
Темочки:
- Бусоград. Образовательная технология
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Содержание «Волшебные игры феи Бусинки» рассчитано в одинаковой мере и на сильного ребёнка, и на слабого, ориентирована на развитие личности ребёнка и носит деятельный характер, направлена на коммуникацию и социализацию воспитанников. Будет полезна музыкальным руководителям, воспитателям, логопедам, психологам, педагогам дополнительного образования.
Пояснительная записка.
На современном этапе развития дошкольного образования, определенного ФГОС ДО, происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования обогащается, усложняется, акцент внимания педагогов переходит на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, на коррекцию эмоционально-волевой и двигательной сфер.
На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного, личностного, творческого, духовно-нравственного развития ребенка. Проблема творческого развития дошкольников – одна из самых актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности.
Для того, чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления в разных видах деятельности.
Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать ребенка к музыке, театру, литературе, живописи. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больше результатов можно достигнуть.
Движение, музыка, игра как раз то, в чем нуждается ребенок в дошкольный период. На основе этого он осваивает двигательно - ритмические, коммуникативные навыки, и при этом развиваются психические процессы, которые лежат в основе психомоторного развития.
Важным и неоценимым помощником данной технологии
является музыка – своего рода музыкальная терапия вкупе с бусотерапией. Бусы – это не только элемент украшения, соответствующий тому или иному костюму, бусы – это и полет вашей фантазии, а для ребенка – это еще и доступный и эстетически притягательный дидактический материал. Эмоциональное воздействие музыки таково, что вызывает у ребёнка множество ассоциаций. Цвет и музыка, ритм и графика увлекают малыша в свой волшебный мир, движения руки подчиняются работе "очарованного" музыкой мозга.
Огромный образовательный потенциал заключается в работе с бусами, который активно формируется у детей в дошкольном возрасте. Во-первых, в процессе работы с бусами ребенок знакомится с пространственными свойствами предметов (формой, цветом величиной и пр.). Во-вторых, применение в работе техники «Бусоград» оказывает существенное влияние на формирование способов восприятия: составление целого из отдельных частей, мысленное расчленение сложной формы и установление пространственных взаимоотношений предметов.
При проведении работы с использованием бусотехники необходимо помнить о главном условии успешности этого вида деятельности – ребенку должно быть интересно. У него должна быть создана положительная мотивация для создания героев сказок, волшебных линий, домиков, замков и т. д.
Применение технологии «Бусоград» в рамках творческого развития способствует: становлению эстетического отношения к окружающему миру; формированию элементарных представлений о видах искусства; восприятию музыки, художественной литературы, фольклора; стимулированию сопереживания персонажам художественных произведений; реализации самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др
Кроме того, «Бусоград» открывает для каждого творческие горизонты: можно попробовать придумать свои игры, оригинальные упражнения, изобразить при помощи бус фантастические картины, сочинить и показать удивительные истории.
Основная часть.
Цель и задачи.
Цель: создание условий, способствующих развитию музыкальных, творческих и познавательных способностей детей.
Задачи:
- формировать у детей музыкальный вкус, создавать условия для накопления музыкальных впечатлений;
- формировать личностные качества и навыки пространственной ориентации;
- развивать музыкально – ритмический слух и движения посредством использования технологии интеллектуальных игр с бусами «Бусоград;
- развивать творческие способности и, интерес ребенка к экспериментальной деятельности, его любознательность;
- способствовать интеллектуальному и нравственному развитию детей;
- способствовать развитию коммуникативных навыков ребенка с помощью совместной игровой деятельности.
У техники «Бусоград» широкая область применения:
1. В совместной образовательной деятельности это:
-непосредственно образовательная деятельность (занятия)
-праздники, развлечения
-художественно – творческая деятельность (изобразительная, музыкальная, театрализованная и др.)
- игровая деятельность (подвижные игры, дидактические игры, пальчиковые игры и др.)
-индивидуальная работа
2. Самостоятельная деятельность
Для создания творческой атмосферы рекомендуется использовать музыкальное сопровождение со спокойной, красивой мелодией.
Работа по освоению данной методики ведется поэтапно.
Этапы работы с детьми:
I этап – Подготовительный: начинаем работу со знакомства с бусами. Пусть дети расскажут о цвете, определят форму бусин, размер бус по отношению к другим (методом сравнения, работаем со всей длиной бус, используем пальчиковые упражнения с бусами.)
II этап – Конструктивный: работаем над выкладыванием отдельных предметов, сопровождая упражнения стихами и речевыми упражнениями. Привязываем упражнения к музыкальным темам. Воспитателям можно к темам недели, логопедам- к лексическим темам.
Например: На этом этапе мы с ребятами водили хоровод и в руках у них были бусы. Зачастую, детям трудно ходить хороводным шагом по кругу, ребята постоянно тянут руки друг друга, круг получается неправильной формы. А это упражнение позволяет, чтобы круг был не растянутым. На начальном этапе ребятам было непонятно, трудно, но постепенно у них стало получаться.
III этап – Творческий: Самостоятельное составление картин под музыкальное сопровождение, заполнение контуров, придумывание сказок, историй. Звучание музыки различных жанров позволяет детям выкладывать из бус различные образы, которые соответствую характеру произведения, придумывать свои сказочные истории. А это будет интересно всем и старшим и младшим дошкольникам.
Дополнительно, хочется отметить, что «Бусоград» помогает решить такую сложную поведенческую задачу, как прививание усидчивости и внимательности.
Основные принципы:
Принцип поэтапности. Это самый важный принцип. Если приступать к освоению этапа, минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата.
Принцип динамичности. Каждое задание или упражнение необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка – от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.
Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения обучающимися заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит и к творческому мышлению.
Принцип доступности. Этот принцип требует от педагога четкого установления степени сложности и глубины освещения учебного материала. Необходимо знать какие знания и навыки могут быть доступны детям того или иного возраста, что они могут усвоить и выполнить за отведенное время.
Принцип наглядности. Используется для создания необходимого психологического климата в группе, расширения представления об окружающем мире. Чем больше органов чувств участвует в восприятии, тем познание глубже и вернее. Наглядность тесно связана с правильной организацией наблюдения и анализа, существенным образом влияет на правильность суждений, качество выполнения изображения.
Методы работы:
Используя в работе методическое пособие М. И. Родиной «Бусоград», необходимо принимать во внимание личность ребенка и уважать его свободу выбора. Наряду с распространенными методами работы (объяснительно-иллюстративным, частично-поисковым, диалогическим методом) используются такие, как метод индивидуальных проектов, которые осуществляются детьми под руководством взрослого.
• Объяснительно-иллюстративный метод. Для объяснения нового материала, задания, педагог применяет различные иллюстрации, наглядный материал, музыкальные произведения и т. д.
• Частично-поисковый метод. Этот метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выдаче небольших знаний, решение которых требует самостоятельной активности (привлечения воображения и памяти). Большое внимание уделяется творческим работам. Этот метод позволяет соединить полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую познавательную активность.
• Метод индивидуальных проектов предполагает познавательную и исследовательскую деятельность. Большое значение здесь приобретает самообразование детей, поиск новых приемов работы, неординарный подход к синтезу материала.
Заключение.
В заключение хочется отметить, что технология интеллектуальных игр с бусами «Бусоград» позволяет строить образовательный процесс в соответствии с целями и задачами ФГОС ДО и ФОП ДО, среди которых можно выделить:
• создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
• развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
• обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования;
• возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
• формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
Звучание музыки различных жанров позволяет детям выкладывать из бус различные образы, которые соответствую характеру произведения, придумывать свои сказочные истории. А это будет интересно всем возрастным категориям.
Хочется отметить, что «Бусоград» без проблем помогает решить такую сложную поведенческую задачу, как прививание усидчивости и внимательности.
Кроме того, «Бусоград» открывает для каждого творческие горизонты: можно пробовать придумать свои игры, оригинальные упражнения, изобразить при помощи бус фантастические картины, раскрепостить замкнутых детей. В этом, наверное, и есть особая магическая сила Бусин — каждый, кто к ней притронется и тоже станет добрым Волшебником.
Список используемых источников:
1. Родина М. И. Бусоград или волшебные игры Феи Бусинки. – СПб. : 2014.
2. Самолдина К. А., Маркова Е. П. Полихудожественный подход воспитанию дошкольников. – Новосибирск, НИПК и ПРО: 2007. – 66 с.
3. Учебно – методический комплект: методическое пособие по интеллектуально-творческому развитию детей 2 – 7 лет. Кукляндия. – СПб. : под редакцией М. И. Родиной и А. И. Бурениной «Музыкальная палитра», 2014.
4. Горбунова М. С. Игровая технология «Бусоград» в развитии инициативы, самостоятельности и творчества дошкольников// Воспитатель ДОУ. 2017. № 12. С. 41