Елена Куликова
Технология «Анималотерапия» в логопедической практике для дошкольников с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
(заметка из личного опыта работы)
Анималотерапия в системе коррекционно-развивающей логопедической работы для детей дошкольного возраста с ОВЗ (заметка из личного опыта работы)
В логопедической практике элементы анималотерапии, можно использовать для детей с ОВЗ, как интеграцию в инклюзивном образовании.
В своей практике я часто сталкиваюсь с тем, что у данной категории детей имеются некоторые особенности в восприятии адаптированной коррекционной программы:
Публикация «Технология „Анималотерапия“ в логопедической практике для дошкольников с ОВЗ» размещена в разделах
- Анималотерапия
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
1) Дошкольники с ОВЗ испытывают трудности, связанные с адаптацией и обучением в детском саду;
2) Часто наблюдается незрелость эмоционально-волевой сферы;
3) На занятиях проявляется неустойчивость внимания, неусидчивость;
4) Восприятие таких детей часто недостаточно сформировано, они затрудняются построить целостный образ предмета;
5) Мышление также может отставать в развитии.
У детей с ОВЗ часто возникают проблемы в речи:нарушения фонетико-фонематической стороны речи; недостаточная сформированность лексико-грамматических категорий;отставания в развитии связной речи.
Педагог может наблюдать у определенной группы детей, низкую заинтересованность к материалу занятий. Таким детям необходимо разбивать материал на части, упрощать его до уровня развития ребенка, прибегать к разным приемам и методам работы, усиливающим интерес к занятиям, привлекать детей к активному изучению тем по ознакомлению с окружающим миром, а также активизировать их поисковую деятельность в ответах на нестандартные вопросы, изучать необычное использовать эти методы для расширения сферы познания у детей с ОВЗ.
Поэтому, спешу поделится одним нестандартным методом, который я использовала в своей работе на примере применении элементов "Анималотерапии".
Я решила использовать фото и видео-сюжеты, снятые мной в ходе увлекательного путешествия к диким животным, адаптированных к человеку : волку и лисе, проживающих в "Доме волка", с удовольствием пообщалась с организаторами проекта, узнала много нового о коммуникации диких животных с человеком. Сняла короткие видео и сделала фотоотчет по теме необычного путешествия.
Видео: https://www.youtube.com/embed/Y4JLtw_qGOMРешила, что редкие фотографии и видео, можно использовать для разнообразных целей на занятиях по коррекции речи, а именно:
1) Для создания эмоционально-положительного контакта и раскрепощения речи у детей, которые с трудом идут на словесный диалог при первичном контакте с педагогом.
2) Для формирование фонетико-фонематической стороны речи (на занятии волк и лиса пришлют ребятам видео-телеграмму, или попросят выполнить задания, с помощью которых дети помогут диким животным разрешить проблемную ситуацию)
3) Для формирования лексико-грамматического строя речи.
Дети обогащают свой словарный запас существительными, описывая их внешний вид, повадки, называя место обитания зверей, рассказывая о том, чем они питаются; глаголами, прилагательными, описывая животных; наречиями, вспоминают названия их детенышей и пр. На лексическом материале отрабатываются и грамматические категории. От описания одного животного легче перейти к описанию других диких животных, сравнить их между собой.
4) Для развития связной речи:
- можно составить рассказа о конкретном животном, которое присутствует на фото- и видеосюжете;
- составить пересказ текста, составленного педагогом на тему конкретного животного;
-придумать о животном свою историю, сказку;
- составить диалоги между животными на видео и через нестандартный сюжет расширить свои представления о мире природы и взаимодействии с человеком.
После просмотра сюжета и работы по развитию речи необходимо закрепить материал: предложить детям разные игры: "Ребята и зверята, слепить из пластилина, или нарисовать лису и волка; поставить короткий спектакль в диалогах.
Детям нравится необычный материал, способный их удивить, вызвать массу эмоций, на волне которых быстрее происходит запоминание темы, возникает интерес к новой теме.
На данных фотографиях изображены животные -хищники, общение с которыми связано с риском, поэтому детям необходимо объяснить технику безопасности, объяснить,что данные животные -дикие и встреча в естественной среде обитания для человека опасна.
Животные, представленные на фото и видео-доверяют человеку, но входить с ними в контакт могут только специально обученные языку животных люди. Можно задать вопросы детям:
-Где можно встретить диких животных в городе (в цирке, зоопарке?
- Как называются профессия человека, который лечит животных, выступает с ними в цирке, изучает их повадки (ветеринар, укротитель, натуралист, зоолог и пр.)
Подводя итоги я сделала выводы:
Включение коррекционно-педагогической работы по формированию речи и общения с помощью элементов анималотерапии благотворно влияет на стимуляцию речевой активности детей, укрепляет доверительные отношения с педагогом (речевая активность и интерес детей возрастает, когда они видят на фотографии (видео) своего учителя, возрастает интерес к занятиям, улучшаются все компоненты речи, в зависимости от поставленных задач, в ходе выполнения тех, или иных заданий.