Анастасия Паршикова
Технологическое обеспечение коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения интеллектуального развития
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-развивающая деятельность с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения интеллектуального развития, в первую очередь направлена на социальную адаптацию данной категории воспитанников, расширение их компенсаторных способностей, с последующей перспективой безболезненной интеграции в школьный социум, во взрослую жизнь. Необходимо использовать все жизненно необходимые потенции детей, формировать и развивать у них навыки гигиены, самообслуживания в быту, умения общаться со сверстниками и взрослыми, уметь совершать элементарные трудовые действия, решать несложные бытовые вопросы. Все это является достижимым, если педагогами и специалистами, работающими с особыми детьми, используется необходимый арсенал специальных коррекционных технологий, методов, средств, приемов в условиях проводимых занятий, во время совместной деятельности с детьми.
Публикация «Технологическое обеспечение коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения интеллектуального развития» размещена в разделах
Коррекционно-развивающий процесс может быть эффективно осуществлен в том случае, если будут соблюдаться основные психолого-педагогические закономерности, определяющие необходимые условия организации деятельности с детьми, имеющими нарушения интеллектуального развития. Эти условия касаются организации и проведения коррекционно-развивающей работы с психическими функциями и физическими способностями детей.
При проведении занятия необходимо учитывать уровень актуального развития ребенка с нарушениями интеллектуального развития, уметь определить зону ближайшего развития. При этом не забывать об использовании методов и приемов коррекционной работы, посильных ребенку согласно его психофизическим возможностям, образовательным способностям.
Педагогу, осуществляющему коррекционно-развивающую работу с ребенком, имеющим нарушение интеллектуального развития, необходимо помнить несколько важных правил:
1. Доводить до ребенка только четкую словесную инструкцию, при необходимости сложную инструкцию разбивать на ряд простых фраз.
2. При проведении занятий педагог должен обращать внимание на установление и поддержание зрительного контакта с ребенком, поддерживать положительный эмоциональный тон занятия.
3. Необходимо использовать такие методы и приемы, как повтор за педагогом, тактильно-вибрационный метод, метод стимуляции звукоподражаний.
Наиболее распространенными и эффективными технологиями в работе с детьми, имеющими нарушения развития, являются:
1) коррекционно-игровые технологии (подключение персонажей, сюрпризных моментов, игровых методов, приемов, использование развивающих дидактических, настольных игр, игрушек, игровых материалов и т. д.);
2) кинезиотренинг (логоритмика, коррекционная ритмика, жестовые и пальчиковые игры, метод замещающего онтогенеза);
3) психокоррекционные технологии (игры-драматизации, инсценирование, театрализованная деятельность, сказочные диалоги);
4) информационно-коммуникационные технологии (просмотр видео, развивающих заданий и программ, слушание аудиосказок с последующим обыгрыванием);
5) арт-стимуляция (рисование, лепка, игры на песочном столе, музыкальное сопровождение);
6) технологии по сенсорной интеграции (комплекс М. Монтессори, сенсорные наборы, оборудование, балансиры).
При использовании каждой из вышеперечисленных технологий осуществляется подбор соответствующего игрового материала, который должен быть безопасным, естественных цветов, привлекательным, эстетически оформленным. Это могут быть дидактические игры, игровые пособия, наглядный материал (иллюстрации, серии сюжетных картин, картины-нелепицы, ИКТ (программы и задания на стимуляцию звукоподражаний, отдельных слогов и слов; задания для развития связной речи – описание предметов, картин; загадки-описания и др.)
Не стоит забывать, что условия по коррекции нарушений развития особого ребенка необходимо соблюдать всем педагогам, включенным в психолого-педагогическое сопровождение, не забывая об основополагающих позициях:
1) единство требований, согласованность действий между взрослыми участниками образовательного процесса (тетради взаимодействия с воспитателями, устные обсуждения);
2) насыщенная развивающая предметно-пространственная среда;
3) адекватный подбор методов, приемов, средств в соответствии с уровнем актуального развития каждого ребенка с нарушениями интеллектуального развития;
4) индивидуальный подход;
5) работа с родителями, психолого-педагогическое просвещение, включение в образовательную деятельность.
Только при единых, согласованных, адекватных требованиях возможно достичь высоких результатов в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушение интеллектуального развития.