МААМ-картинки

Технологические карты экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Абвгдейка»

ирина мелехова
Технологические карты экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Абвгдейка»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Сказка»

структурное подразделение Детский сад «Солнышко»

Технологические карты

экспериментальной деятельности

в подготовительной группе «АБВГДейка»

Составитель: Тарасова Ирина Евгеньевна

воспитатель

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Публикация «Технологические карты экспериментальной деятельности в подготовительной группе „Абвгдейка“» размещена в разделах

с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы «Вулканы»

Цель: познакомить детей с природным явлением - вулкан.

Задачи:

познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении и строении вулканов; формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана; обогащение активного словаря новыми словами (лава, жерло, кратер, магма); становление самостоятельности и целенаправленности собственных действий в рамках проведения экспериментальной деятельности; удовлетворение потребности детей в познании, самостоятельности, радости и удовольствии в процессе детского экспериментирования; формировать умение правильного обращения с химическими веществами (уксусом).

Оборудование и материалы: презентация к занятию, макет вулкана, гуашь красного цвета, моющее средство для посуды, сода, уксус, столовые пластиковые ложки, маски, перчатки, шапочки, клеенка, поднос, емкости для химических средств.

Предварительная работа: изготовление макета: приготовить солёное тесто для изготовления макета вулкана (400 гр. муки, 200 гр. мелкой соли и 150 мл. воды); изготовления подножия макета: зелёной цветной бархатной бумаги 20/20 см и лист картона 20/20 см (склеить вместе); положить тесто на подножие, в центре сделать отверстие и поставить в него стеклянный стаканчик, который будет выполнять роль жерло; окрашивание макета, использовать краски - гуашь (нижнюю часть склона покрыть зелёным цветом, среднюю и верхнюю часть склона макета покрыть коричневой краской, нанести на макет вулкана стекающую лаву, используя красный цвет гуаши); рассматривание иллюстраций с изображением вулканов; чтение детской энциклопедии.

Ход занятия

Этапы занятия Действия воспитателя Действия воспитанников

1. Организационный момент Воспитатель загадывает детям загадку, чтобы определить тему занятия

«Я плююсь огнем и лавой,

Я - опасный великан,

Славен я недоброй славой,

Как зовут меня?» (Вулкан)

Воспитатель сообщает детям, что сегодня речь на занятии будет идти про вулканы. Задает вопрос: что такое вулкан? и знает ли кто-нибудь, почему они называются вулканы? Дети отгадывают загадку.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

2. Основная часть

Просмотр презентации

Воспитатель рассказывает детям о вулканах.

Вулкан - это гора, внутри которой горные породы еще не остыли, и поэтому они периодически извергаются, изливая на поверхность земли кипящую лаву. Такое название эти горы получили в честь римского бога огня и металла Вулкана.

Зачитывает легенду о Вулкане.

«Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раска-ленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами».

Воспитатель знакомит детей со строением вулкана.

Вулкан — это гора, на вершине которой есть отверстие или трещина – это кратер, внутри вулкана проходит канал, называемый жерлом вулкана, по которому расплавленная масса горных пород — магма, поднимается. Когда во время извержения вулкана магма выходит на поверхность, она меняет свое название, становиться лавой. Но на поверхность земли выбрасывается не только лава, а еще много ядовитых газов, пепла и вулканических бомб.

Сначала лава жидкая, очень горячая и красного цвета, а когда она остывает, то становится серой или черной.

Если лава затвердевает внутри кратера, то говорят, что вулкан потух или спит. Когда проснуться потухшие вулканы? Этого никто не знает! Но это будет незабываемое зрелище!

Воспитатель рассказывает про самый опасный вулкан.

Самый известный вулкан – Везувий, в результате его извержения были разрушены два города Помпеи и Геркуланум. Это событие изобразил в своей картине великий русский художник Карл Брюллов, картина так и называется – «Последний день Помпеи». На этой картине мы видим, как люди пытаются спастись от разрушительной силы природы.

Теперь люди стали жить подальше от вулканов и с далека, наблюдать за красотой их извержения.

Дети внимательно слушают.

Просмотр видео «Извержение вулкана»

Воспитатель интересуется у детей, хотели бы они увидеть извержение вулкана, показывает видео.

Дети смотрят видео.

Физминутка

Стихотворение Движение

Вулканы начали "играть" -

Из жерла лаву извергать. Присесть, постепенный подъем на носочки, руки поднять вверх, потянуться, сделать несколько встряхиваний расслабленными кистями рук, опустить руки вниз.

Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!

Как грозен он сейчас на вид! Руки на поясе, поднимаем их вверх с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук в кулак. -2 раза

Но вот он начал уставать -

Огонь в нём начал угасать. Медленное опускание рук с одновременным приседанием в низ

Последний раз огнём дыхнул -

Сидя в приседе, долгий сильный выдох. Дышат как драконы «извергающие огонь»

И на десятки лет уснул.

Складывают руки под щеку «засыпают, спят»

Дети повторяют действия за воспитателем.

Проведение эксперимента «Извержение вулкана».

Все проходят в лабораторию. Воспитатель предлагает вспомнить правила поведения в лаборатории.

Работать в лаборатории должны в масках. Нельзя работать без головных уборов. Нельзя работать без перчаток. При проведении опыта необходимо быть очень аккуратными и внимательными.

Для опыта нам понадобится: пищевая сода – это порошок белого цвета, моющее средство, краситель – гуашь красного цвета, ложечки, и, конечно же, сам макет вулкана.

А теперь приступаем к эксперименту : возьмем ложечки и с помощью них в «жерло» вулкана насыпаем соду, затем добавляем моющего средства. И чтобы разбудить вулкан понадобится главный ингредиент – уксус, подкрашенный в красный цвет. Наш вулкан просыпаются. Эксперимент закончен.

Разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они как - будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает, лава вытекает «спокойно». У нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах. Дети надевают маски, шапочки, перчатки.

Насыпают по ложке соду в жерло вулкана, добавляют моющего средства. Один ребенок помогает добавить.

Наблюдают, как лава стекает по склону.

3. Итог занятия Все справились с заданием. Вам понравилось? А что вам понравилось больше? Что нового вы узнали? Теперь вы знаете, на что способен вулкан во время извержения.

Закрепление новых слов:

Она горячая и красная, стекает по вулкану. Вершина, из которой извергается вулкан. "Труба" внутри вулкана. Раскаленное море глубоко под землей. Дети высказывают свои впечатления.

Конспект организованной совместной деятельности с детьми

подготовительной группы

Образовательные области: Речевое развитие, «Познание» (математика, экология)

Виды детской деятельности : Экспериментированная деятельность

Тема: «Секретный воздух»

Цель: Уточнение представлений о свойствах воздуха, его значении в природе и жизни людей

Задачи:

Обучающие:

Расширять представления детей о свойствах воздуха: без вкуса, не имеет собственной формы, необходим для жизни, имеет вес, не имеет запах. Углубить знания о воздухе, посредством практических действий.

• Закреплять умения пользоваться условной меркой, для нахождения длинны, а также для определения середины.

Развивающие задачи:

• Активизировать интерес детей к окружающему миру; систематизировать представления детей о воздухе; развивать познавательный интерес, умение анализировать, устанавливать взаимосвязи между явлениями природы; закреплять знания на практике в игровой ситуации

Воспитательные задачи:

• Воспитывать желание познавать новое

Коррекционные задачи: Обогащение словаря прилагательными по теме «Ветер» : свирепый, лютый, обжигающий, пронизывающий.

Индивидуальная работа:

• Закреплять у Веры, Азизы и Вани умение слушать ответы товарищей, не перебивая их.

Предварительная работа:

Беседы с детьми: «Что такое ветер»

Чтение художественных произведений : «Волшебное слово» В. Осеева.

Заучивание стихотворений о дружбе с Ульяной и Богданом, песен: «Дружба», «Улыбка».

Игры: «Пусть делают все так, как я», «Ветерок».

Конструирование: изготовление вееров

Теоретическое обеспечение: Компьютер

Два «портрета» ветра, соломенки - трубочки, стаканчики для воды, таз с водой, веера, пакеты, «Волшебный сундучок», камень, деревянный брусок, апельсин, набор картинок (свойство воздуха, колпак для Буратино, тесьма, 2 воздушных шара, гимнастическая палка, подобие весов.

Планируемый результат:

1. Дети умеют анализировать, делать выводы;

2. Рассказывать об особенностях ветра

Этап, его продолжительность Задачи этапа Деятельность

педагога Деятельность

воспитанников Методы, формы,

приемы, возможные

виды деятельности Результат

Психологический настрой,

1 мин Создание условий для психологического и эмоционального комфорта детей.

Вызвать интерес детей Здравствуйте, ребята. Сегодня я хочу загадать вам загадку:

Он бескрылый, а летает, безголосый, а свистит, хоть безрукий, но, бывает, груши с веток обрывает - так порою, он сердит

Только что он был везде,

Миг - и нет его нигде!

Почему ветер называют невидимкой?

Какой бывает ветер?

Как можно узнать, дует ли ветер на улице?

А что умеет делать ветер?

Много разных дел умеет делать ветер - и хороших, и плохих.

Вообще-то ветер нельзя увидеть. Вы об этом уже сказали. Дети стоят в круге и слушают загадку.

Это ветер.

Мы его не видим, а можем только ощущать.

Сильный, слабый, злой, колючий…

Посмотреть в окно на деревья

Гудеть, кружить листья, поднимать волны на воде Художественное слово: загадывание загадки Психологическая готовность

Вводно-организационный

3 мин Организация направленного внимания Но в некоторые времена жил на свете один Художник, у которого были волшебные очки. В этих очках он мог разглядеть любого невидимку: Однажды Художник решил нарисовать ветер. И вот что у него получилось. Воспитатель показывает два «портрета» ветра. Как вам кажется, на каком портрете нарисован ветер, делающий добрые дела, а на каком – ветер, от которого одни несчастья. Сейчас подойдем к компьютеру и посмотрим на что способен ветер Дети стоят около фланелеграфа и слушают рассказ воспитателя

Рассматривают «портреты» ветра

Дети садятся и анализируют «поступки» ветра Художественное слово Привлечение произвольного внимания

Сформированность умения слушать взрослого

Мотивационно - побудительный

2 мин

Актуализация

2 мин. Формирование представлений о предстоящей деятельности, её задачах

Создание ситуации, в которой возникает необходимость в актуализации имеющихся знаний Сегодня наше занятие посвящено теме - ветер. Вот на этот фланелеграф будем прикреплять выводы, полученные в результате опытов и наших знаний.

Ответьте на такой вопрос: что такое ветер? Правильно это движение воздуха. А как мы с вами можем сделать ветер?

А нужен ли воздух для жизни?

А как это доказать?

Да очень просто - рукой закроем нос и рот. Сколько по времени вы сможете так пробыть?

Сейчас мы это попробуем, а я включу секундомер. Знаете что это такое?

И посмотрим, сколько секунд вы сможете так пробыть….

Воздух есть не только вокруг нас, но и внутри нас. Давайте проведем такой опыт: одну ладошку положите себе на грудь - при вдохе грудная клетка поднимается, а при выдохе опускается. Это значит, воздух входит и выходит из нашего организма. И так делаем первый вывод - воздух необходим для жизни. Воздух есть повсюду и чтобы в этом убедиться давайте пройдем в нашу лабораторию. Движение воздуха.

Помахать на себя веером, включить фен, включить вентилятор

Он нам необходим

Это часы, показывающие секунды.

Дети закрывают нос и рот рукой

Дети ладошку держат на груди и выполняют дыхательные движения Придание личностной значимости предстоящей деятельности

Дети отвечают на вопросы воспитателя Внутренняя мотивация на деятельность

Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового

Динамическая пауза

1. мин

Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений,

14 мин

Закрепление пройденного материала

Итог

1 мин Смена вида деятельности

Уточнить и закрепить знания о физических свойствах воздуха

Содействовать формированию диалогической, монологической (связной речи детей) : развивать умение слушать и понимать речь взрослого и сверстника

Смена вида деятельности, переключение внимания с одного вида деятельности на другой

Созданы условия для развития умения мыслить, развития фантазии и речи

Совершенствовать связную речь.

Развивать память и внимание.

развивать умение слушать и понимать речь взрослого и сверстника А чтобы веселее было нам идти возьмем с собой Буратино.

Вот у меня есть волшебный сундучок, а в нем предметы: деревянный брусок и камень. Как вы думаете, что из них тяжелее? Давайте проверим. Правильно камень утонул, а дерево плавает. Почему?

А воздух легкий или тяжелый? Давайте проведем опыт: берем соломинку и пробуем дуть через нее в воду. Что видим? И что это значит?

Прикрепляем первый вывод на фланелеграф. Мы говорили, что воздух есть везде. Как это проверить? Очень просто - берем пустой стакан - в нем что нибудь есть? А вот и вы не правы. Давайте это проверим: опустим его вверх дном в воду, что видим? Вода не заходит в стакан. А почему?

Значит, и в пустых предметах есть воздух. Прикрепляем следующий результат.

А как вы думаете, воздух имеет вес? Я предлагаю его взвесить. Как? Да, очень просто. Только для начала нам надо сделать весы. Мы знаем, что у весов обе стороны равны.

У меня есть вот такая палка. Кто мне скажет, как она может нам помочь? Правильно, если мы найдем середину - уровняем стороны, то у нас могут получиться весы. Но как найти середину? Ведь палка не сгибается?

Хорошо середину нашли, сейчас привязываем за нее к нашему приспособлению - уравновешиваем и весы готовы. А сейчас привяжем к каждому концу по шарику. Что видим?

А сейчас один из шаров проткнем…

Что видим?

А что это значит?

А если я проткну и второй - весы будут опять уравновешены? Давайте проверим. (Протыкает шарик)

На фланелеграф помещаем следующую схему.

Как вы думаете, воздух можно потрогать? Или поймать? Хотите, научу?

Берите пакеты, раскрываем их и резким движением закрываем в них вход. Что видим?

А как вы думаете, воздух – имеет запах? Правильно не имеет, но у него есть такое свойство - он приобретает различные запахи. Понюхайте воздух в нашей группе - чем пахнет? Вот я вам сейчас разрежу апельсин - появился запах? Прикрепляем последнюю схему.

Сейчас я вас приглашаю подойти к нашему фланелеграфу и, глядя на все схемы на нем рассказать о свойствах воздуха На ребенка одевается колпачок Буратино, и он проводит физминутку:

Буратино потянулся, Раз - нагнулся, Два - нагнулся, Руки в сторону развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. (Дети выполняют движения согласно тексту)

Дети сидят за столом, на котором стоят миски с водой, трубочки для сока, прозрачные стаканчики.

Смотрят, как воспитатель проводит опыт

Дуют через соломинку на воду.

Опускают стакан в воду

Если найти середину и подвесить ее то получатся весы

Можно найти середину линейкой, свернуть тесьму и отмерить от конца

Весы находятся ровно

Один конец опустился

Весы опять уравновешены

Дети раскрывают пакеты и резким движением закрывают в них вход.

Дети нюхают воздух

После ощущают запах апельсина.

Стоят около фланелеграфа и рассказывают о проделанных опытах и их выводах Игровой приём Привлечение произвольного внимания

- Да

Дети проходят в круг и начинают игру вместе с воспитателем

- Доброе утро, Ваня!

- Слава, передай пожалуйста, мяч Карине и т. д Игровой приём с мячом Закреплены умения изображать эмоциональное состояние

Дети проходят на свои места

Рассматривают пиктограмму «Солнце»

Рассматривают пиктограмму «Дождь»

Рассматривают пиктограмму «Облачко»

Дети внимательно слушаю воспитателя, запоминая правила предложенной игры

Дети внимательно смотрят показ слайдов и

показывают пиктограммы «Солнце», «Дождь», «Облачко», сидя на своих местах

Дети внимательно слушают

Дети выражают настроение мимикой

- Да

- Смех, улыбка, доброта, радость и т. п

- Обижают

- Нет, нельзя

- Да

Дети разыгрывают ситуацию

- Да

- Веселить, утешать, огорчать и т. п

Дети слушают

- Да

- Дети рассуждают, выдвигают свои предположения

_ Дети соглашаются с воспитателем Приёмы активизации самостоятельного мышления детей

Беседа с наглядной демонстрацией объектов

Дети внимательно рассматривают пиктограммы на слайдах

Игровой момент

Пиктограммы «Солнце», «Дождь»,

«Облачко» на каждого ребёнка

Наглядная демонстрация объектов Осознанные усвоенные понятия, сформированы представления о выражении эмоций «Радость», «Грусть»

Развитие произвольного внимания

Овладение умениями работать по правилу, слушать взрослого и выполнять его инструкцию

Созданы условия для развития умения мыслить, развития фантазии и речи

Совершенствовать связную речь.

Развивать память и внимание.

Помочь детям вспомнить знакомые пословицы и поговорки.

Воспитывать заботу, прививать доброжелательные отношения к сверстникам. Художественное слово

Обсуждение коллективное и индивидуальное

Разыгрывание проблемной ситуаций Сформировано нравственное качество (не обижать, умение утешить друга, улучшить настроение себе и друзьям)

Сформирована способность самостоятельно действовать в ситуациях.

Овладение умением решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту.

Развитие любознательности и активности

Рефлексивно - корригирующий

3 мин Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости Выполняют действия в круге

Выстраивают пирамиду из рук

- Да

- Очень

- Дети принимают предложение воспитателя Игровой приём

Игра «Пирамида слов»

Фронтальная, индивидуальная работа Овладение умениями работать по правилу, слушать взрослого и выполнять его инструкцию.

Получение нового игрового опыта.

Созданы условия для закрепления уже освоенных знаний, а также для проявления фантазии.

Заключительный этап.

Рефлексия,

3 мин Содействовать формированию диалогической, монологической (связной речи детей) : развивать умение слушать и понимать речь взрослого и сверстника - Нет

- Понравилось!

- Ответы, рассуждения детей по поводу полученной информации, своего эмоционального состояния Коллективное и индивидуальное обсуждение Сформированность элементарных навыков самооценки.

Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности (умение слушать других детей, желание принимать участие в беседе)

Сформировано умение высказывать свою точку зрения полными, распространённым предложениями.

Итог

«Солнечные лучики»

1 мин. Дети стоят в кругу

Дети, слушая воспитателя, делают действия Игровой момент

Сюрпризный момент Осознание себя как участника познавательного, творческого пр

Публикации по теме:

Инновация в ДОО. Технологические карты для организации кружка дополнительного образования «Робототехника» (часть 2)Инновация в ДОО. Технологические карты для организации кружка дополнительного образования «Робототехника» (часть 2) Уважаемые коллеги, продолжаю Вас знакомить с ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ КАРТАМИ для организации кружковой работы по разработанной мнойОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности по теме «Природные явления» в подготовительной группе Цель: Расширять знания детей о природных явлениях. Задачи: 1. Воспитывать у детей интерес к экспериментальный деятельности в процессе практической.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Чудо-ягода лесная»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Чудо-ягода лесная» Цель: развитие исследовательских умений детей в процессе опытнической деятельности. Задачи НОД: Образовательная область «Познание» (формирование.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Огород на окне»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Огород на окне» Цель :Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях,создать огород на окне. Оборудование : 1) Земля для посадки ; 2) Ящики для.

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница вода» в подготовительной группе Цель: развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования. 1. Образовательные задачи:.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода-волшебница»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода-волшебница» Цель: учить устанавливать причинно-следственные зависимости, развивать наблюдательность детей, умения сравнивать, анализировать, обобщать,.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Свойства воздуха»Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Свойства воздуха» Конспект по экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Свойства воздуха» Познавательно-исследовательская деятельность.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Извержение вулкана»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Извержение вулкана» Цель: - Познакомить детей с природным явлением – вулканом. Задачи: - Познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная вода» Цель: Обобщить знания детей о воде: состояниях и свойствах воды. Задачи: Образовательные: 1. Учить детей проводить несложные опыты с водой.

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Лимон-волшебник»Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Лимон-волшебник» Тема: «Лимон- волшебник.» Цель: расширить представление детей о растении - лимон и его свойствах. Задачи: 1. Обучающие: дать представления.

Автор публикации:
Технологические карты экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Абвгдейка»
Опубликовано: 28 мая 2020 в 12:02
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технологические карты экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Абвгдейка»» (включая файлы) размещена пользователем ирина мелехова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД