Нина Козлова
Технологическая карта занятия в средней группе «Мир вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕХНОЛОГИЧЕКАЯ КАРТА
Возрастная группа Средняя группа
Форма организации,
количество обучающихся Групповая, 7 детей
Тема занятия Природа вокруг нас!
Публикация «Технологическая карта занятия в средней группе „Мир вокруг нас“» размещена в разделах
Используемые технологии и методики Беседы по теме, чтение художественных произведений, наблюдение за трудом взрослых, отгадывание загадок, опытно-экспериментальная деятельность, дидактические (настольно-печатные) игры, экскурсии за пределы сад.
Цель занятия
ознакомление детей среднего дошкольного возраста с объектами живой и неживой природы с использованием ; актуализация уже имеющихся данных
Задачи Обучающие Развивающие Воспитательные
Расширение знаний об объектах живой и неживой природы Развитие зрительного восприятия, речевого слуха, памяти, внимания Воспитание интереса к окружающему миру.
Оборудование иллюстративный материал по теме, предметные карточки, интерактивное оборудование
Ход занятия.
Этап Деятельность педагога Деятельность детей Планируемый результат
I.Вводный (организационный момент) Педагог создаёт положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность с помощью стихотворения.
Осень подойдет неслышно, тихо встанет у ворот,
В огороде листик вишни на дорожку упадет.
Это первая примета, что от нас уходит лето.
А вторая — куст малины в нитях белой паутины.
Чуть короче станет день, потемнеют облака,
Словно их покроет тень, станет пасмурной река —
Третья верная примета осень бродит близко где-то.
Ранним утром на поляны лягут белые туманы,
А потом уж жди не жди —- моросящие дожди
Пеленой затянут просинь. Значит, наступила осень.
Дети внимательно слушают стихотворение.
Проявляют неподдельный интерес к происходящему, перечисляют живые и неживые объекты.
Актуализация знаний.
Воспитатель актуализирует имеющиеся знания.
Предлагает детям оглянуться вокруг, выглянуть в окошко и назвать всё, что они видят.
Интересуется, как думают воспитанники, птица живая? Как они догадались? А дерево – живое? А качели во дворе? (ведь они тоже двигаются).
Нацеливает воспитанников на предстоящую деятельность.
Принимают участие в беседе.
II Основной этап.
Открытие детьми нового знания. Воспитатель сообщает детям информацию, сопровождая её показом иллюстраций или презентационных слайдов.
Природа бывает живая и неживая.
Мир живой природы – это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы (показываю картинки). И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. Живая природа – это все, что растет, дышит, питается, развивается (показ схемы).
Неживая природа – это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает – звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др. (показ картинок). И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы.
Предлагает рассмотреть рисунок в азбуке-тетради: Рассмотри рисунок. Назови живые и неживые объекты. Вспомни, что ты видел по дороге в детский сад? Как ты думаешь, кошка – живое существо? Попробуй доказать.
Приглашает принять участие в мозговом штурме «Живое-неживое».
Какие звуки может издавать живая природа?
Слушают сообщение воспитателя, реагируют на информацию вопросами, познавательной активностью.
Принимают участие в работе по азбуке-тетради. Рассуждают.
Делятся на две команды (мальчики – девочки, светлые волосы – тёмные волосы, по столам-рядам) и принимают участие в игре, называют живые и неживые объекты. Исправляют друг друга.
Имитируют звуки животных, пение птиц, шум ветра, дождя и т. д.
Дети воспроизводят название живых и неживых объектов;
Дети применяют навыки взаимодействия в рамках учебно-игровой деятельности.
Самостоятельное применение нового знания на практике.
Воспитатель акцентирует внимание детей на том, что существует связь между объектами окружающего мира.
Проводится игра «Найди связь».
Дети наугад достают карточки с изображением различных объектов и устанавливают взаимосвязь между объектом «стакан» и объектами окружающего мира.
Физ. минутка. Физминутка
А над морем — мы с тобою!
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою!
(Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
Дети делают плавные движения руками
Самостоятельное применение нового знания на практике. Воспитатель предлагает ребятам назвать свою любимую игрушку. Подводит к пониманию того, что все предметы, сделанные руками человека, относятся к рукотворному миру.
Организует игру «Что из чего сделано?»
Предлагает отгадать загадку про носовой платочек: Мягкий, квадратный, сделан из ткани, может «жить» в кармане. О каком предмете идет речь? Это носовой платочек – наш дружочек. Больше всего на свете носовому платку нравится, когда его аккуратно складывают.
Проводится упражнение на развитие мелкой моторики кисти руки «Сложи платок не так, как это делают все».
Воспитатель предлагает детям игру «Мои друзья» : раздаёт детям карточки, выбирает функцию и называет её.
Организует работу в азбуке-тетради. Объясняет детям, как нужно отмечать погоду в календаре и для чего это нужно делать (развитие наблюдательности).
Как вариант организуется и проводится игра: «Назови друзей».
Воспитатель: У гвоздя, как и у вас, есть много друзей. И я думаю, что вы с ними хорошо знакомы. С какими предметами может дружить гвоздь?
Называют свои любимые игрушки. Отмечают их характерные особенности. Приходят к выводу, что предметы, сделанные руками человека к природе, не относятся.
Рассматривают различные предметы, которые показывает воспитатель, называют из чего они сделаны (мяч из резины - резиновый, карандаш из дерева - деревянный, кубик из пластмассы – пластмассовый, кружка из стекла – стеклянная)
Складывают индивидуальный носовой платок разными способами. Дают характеристику ткани.
Воспитанники берут себе карточки с изображением каких-либо объектов. Дети, объект которых имеет данную функцию, подбегают (подходя) к воспитателю.
В: Мои друзья – это то, что живое.
Д: Кошка, дерево, цветок, птица…
Обводят карандашом неживые объекты. Рассуждают, из чего они сделаны.
Лисёнок предлагает закрасить живой объект. Рассказать, что он умеет делать.
Дети принимаю предложение педагога, выполняют задания:
1. Называют друзей гвоздя, которые, как и он, сделаны из железа.
2. Называют друзей гвоздя, которые, как и гвоздь, острые.
3. Называют друзей гвоздя, которые, как и гвоздь, могут соединить (скрепить) между собой предметы.
Дети понимают взаимосвязь живой и неживой природы; объекты рукотворного мира;
III. Заключительный этап.
Рефлексия. Создаёт эмоционально-нравственную ситуацию (поощрение).
При взаимодействии с детьми, педагог использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов рефлексии:
физическую (успел – не успел);
сенсорную ( самочувствие: комфортно - дискомфортно);
интеллектуальную (что понял – что не понял, какие затруднения испытывал).
Принимают участие в подведении итогов занятия. Участвуют в рефлексивном оценивании деятельности в рамках занятия.