Лучший педагог года

Технологическая карта занятия по экологическому воспитанию «Хвосты»

Трифанова Анастасия
Технологическая карта занятия по экологическому воспитанию «Хвосты»

ФИО: Трифанова Анастасия Михайловна

Тема: «Для чего животным хвосты» (по В. Бианки)

Возрастная группа: старший возраст 5-6лет.

Вид: тематическое занятие.

Форма: познавательная деятельность,коммуникативная, двигательная.

Форма организации: фронтальная, индивидуальная.

Образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Публикация «Технологическая карта занятия по экологическому воспитанию „Хвосты“» размещена в разделах

КУМО: ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А; С. Н. Николаева. Юный эколог. Старшая группа.

Средства:

Зрительный ряд: портрет писателя В. Бианки, книга В. Бианки «Хвосты», презентация с сериями картинок к сказке «Хвосты», просмотр мультфильмы «Хвосты»

Музыкальный ряд:звуки жужжания мухи

Методы:

1. Наглядные: демонстрация игрушки-мухи, книги В. В. Бианки, интерактивных слайдов – серии картинок для демонстрации сказки

2. Словесный: загадывание загадки, чтение сказки педагогом, беседа по тексту.

3. Игровой метод: дидактическая игра: «Где чей хвост

4. Практический: выполнение рисунка (дорисовка хвоста)

Оборудование: видеопроектор, ноутбук, игрушка-муха, картинки с животными.

Цель: формировать представление о приспособленности строения животных к среде обитания (на примере хвоста) через содержание литературного произведения

Задачи:

Образовательные:

- Формировать знания о мире животных, о значением их отдельных органов (хвоста) при взаимодействия с внешней средой

- Формировать умения слушать и воспринимать содержание литературного произведения

- Знакомить с книгами познавательного содержания, понимать смысл произведения

- Обогащать словарный запас словами и выражениями: слизняк, брюхоног, подпорка, «дух вон»

- Формировать умение отвечать на вопросы полным предложением

Развивающие:

- Развивать любознательность, интерес к окружающему миру

-Развивать познавательную активность, связную монологическую и диалогическую речь, умение употреблять слова в точном соответствии со смыслом.

-Развивать память, произвольное внимание, логическое мышление

Воспитательные :

- Воспитывать любовь к природе

- Воспитание интерес к художественной литературе.

Дополнительные:

Планируемый результат:

- Обладают знаниями о строении животных к среде обитания (на примере хвоста)

- Активно общаются и взаимодействуют со сверстниками и взрослыми.

-Самостоятельно пересказывают сказку с опорой на серию картинок

- Употребляют слова в точном соответствии со смыслом произведения

Предварительная работа: наблюдение за мухами

№ Этапы, продолжительность Задачи этапа Содержание деятельности Деятельность педагога Предполагаемая деятельность детей Планируемый результат

1 Организационно- мотивационный (3 мин) Активизация внимания -Здравствуй, правая рука,

Здравствуй, левая рука,

Здравствуй, друг

Здравствуй, друг,

Здравствуй наш весёлый круг. Активизирует внимание детей, настраивает на совместную деятельность Встают в круг, приветствуют друг друга Психологическая готовность детей к общению со взрослым, включаются в совместную деятельность

2 Основной

(3 мин) Мотивация к деятельности Ребята отгадайте загадку

-Целый день она летает,

Мне спокойно жить мешает,

Прожужжала возле уха

И на стол уселась (муха)

А давайте глазками понаблюдаем за тем, как она летает! Загадывает загадку, стимулирует детей на общение, показ игрушки-мухи.

Проводит гимнастику для глаз под звуки жужжания мухи (имитирует полёт мухи) Дети садятся на стульчики, отвечают на вопрос воспитателя.

Глазами следят за мухой Проявляют интерес,мотивируются на дальнейшую деятельность

Снимают мышечное напряжение глаз

2.1 Этап постановки проблемы

(3 мин) Проблемно-поисковый вопрос Ребята мы наблюдали за мухами, скажите есть ли у мухи хвост?

-Как вы думаете для чего нужны хвосты?

Показ игрушки-мухи

Предлагает решить проблемно-поисковый вопрос.

Комментирует высказывание детей Проявляют интерес

Высказывают собственные суждения при решении проблемно-поискового вопроса Привлечение произвольного внимания. Стимулирование любознательности. Умение находить решение проблемно-поискового вопроса

2.2 Этап восприятия материала

(15 мин) Получение новых знаний.

Актуализация старых знаний.

1 часть сказки

2 часть сказки -Ребята, посмотрите, это портрет писателя Виталия Бианки. Он писал очень интересные рассказы о животных и птицах.

Послушайте сказку Виталия Бианки «Хвосты» и вы ответите на вопрос: «Для чего нужны хвосты

«Хвосты» В. Бианки

Прилетела Муха к Человеку и говорит:

— Ты хозяин над всеми зверями, ты всё можешь сделать. Сделай мне хвост.

— А зачем тебе хвост? — говорит Человек.

— А затем мне хвост, — говорит Муха, — зачем он у всех зверей, — для красоты.

— Я таких зверей не знаю, у которых хвост для красоты. А ты и без хвоста хорошо живешь.

Рассердилась Муха и давай Человеку надоедать: то на сладкое блюдо сядет, то на нос ему перелетит, то у одного уха жужжит, то у другого. Надоела, сил нет! Человек ей и говорит:

— Ну ладно! Лети ты, Муха, в лес, на реку, в поле. Если найдешь там зверя, птицу или гада, у которого хвост для красоты только привешен, можешь его хвост себе взять. Я разрешаю.

Вопросы по тексту.

- Почему именно к человеку прилетела Муха? (Ты хозяин над всеми зверями, ты можешь всё сделать. Мухи живут возле человека)

- Зачем ей хвост? (для красоты)

- Каких животных называют гадами? (змей)

Обрадовалась Муха и вылетела в окошко. Летит она садом и видит: по листу Слизняк ползет. Подлетела Муха к Слизняку и кричит:

— Отдай мне твой хвост, Слизняк! Он у тебя для красоты.

— Что ты, что ты! — говорит Слизняк. — У меня и хвоста-то нет : это ведь брюхо мое. Я его сжимаю да разжимаю, — только так и ползаю. Я — брюхоног.

Муха видит — ошиблась, — и полетела дальше.

Вопросы по тексту.

- Почему Слизняк не отдал свой хвост?

- Для чего нужен хвост Слизняку? (передвижение)

Прилетела к речке, а в речке Рыба и Рак — оба с хвостами.

Муха к Рыбе:

— Отдай мне твой хвост! Он у тебя для красоты.

— Совсем не для красоты, — отвечает Рыба. — Хвост у меня — руль. Видишь: надо мне направо повернуть — я хвост вправо поворачиваю; надо налево — я влево хвост кладу. Не могу я тебе свой хвост отдать.

Муха к Раку:

— Отдай мне твой хвост, Рак!

— Не могу отдать, — отвечает Рак. — Ножки у меня слабые, тонкие, я ими грести не могу. А хвост у меня широкий и сильный. Я как шлепну хвостом по воде, так меня и подбросит. Шлеп, шлеп — и плыву, куда мне надо. Хвост у меня вместо весла.

Вопросы по тексту.

- Почему Рыба не отдала свой хвост?

– Почему Рак не отдал свой хвост?

Полетела Муха дальше. Прилетела в лес, видит: на суку Дятел сидит. Муха к нему:

— Отдай мне твой хвост, Дятел! Он у тебя для красоты только.

— Вот чудачка! — говорит Дятел. — А как же я деревья-то долбить буду, еду себе искать, гнезда для детей устраивать?

— А ты носом, — говорит Муха.

— Носом-то носом, — отвечает Дятел, — да ведь и без хвоста не обойдешься. Вот гляди, как я долблю.

Уперся Дятел крепким, жестким своим хвостом в кору, размахнулся всем телом да как стукнет носом по суку — только щепки полетели!

Муха видит: верно, на хвост Дятел садится, когда долбит, — нельзя ему без хвоста. Хвост ему подпоркой служит.

Вопросы по тексту.

- Для чего нужен хвост дятлу? (опора)

Дятел использует хвост как руль, тормоз при полёте. Хвост служит дятлу опорой. Он цепляется когтями за кору деревьев, а хвостом упирается в ствол. Сидя на собственном хвосте, как на табуретке, он добывает себе пищу.

Полетела дальше.

Видит: Оленуха в кустах со своими оленятами. И у Оленухи хвостик — маленький, пушистый, беленький хвостик. Муха как зажужжит:

— Отдай мне твой хвостик, Оленуха!

Оленуха испугалась.

— Что ты, что ты! — говорит. — Если я отдам тебе свой хвостик, так моиоленятки пропадут.

— Оленяткам-то зачем твой хвост? — удивилась Муха.

— А как же, — говорит Олёнуха. — Вот погонится за нами Волк. Я в лес кинусь — прятаться. И оленятки за мной. Только им меня не видно между деревьями. А я им белым хвостиком машу, как платочком: «Сюда бегите, сюда!» Они видят — беленькое впереди мелькает, — бегут за мной. Так все и убежим от Волка.

Вопросы по тексту.

- Какое чувство было у Оленухи, когда Муха попросила у неё хвостик? (испуг)

- Представьте Оленуху без хвостика. Что может произойти? (Оленухапёстрая, её между деревьями не видно, а хвостик белый видно)

- Для кого хвост как маяк? Почему? (оленуха)

А сейчас я вам предлагаю прерваться и немного отдахнуть.

Физминутка:

Нам, конечно, скажешь ты

Для чего нужны хвосты?

Руки вниз в стороны, поднимание и опускание плеч

Хвост приделан у коров

-Мух гонять и комаров.

Махи руками за спиной

Рыбе - чтобы им грести,

Руки вытянуты вперед вместе, разводят в стороны

А удаву - чтоб ползти.

Волнообразные движения руками перед собой

Крокодилам - чтобы драться,

Постукивание кулаками друг о друга

Обезьянам - чтоб цепляться.

Руки в переменном замке на запястьях

Многим зверям нужен хвост

Прикрывать зимою нос.

Прикрывают ладонями нос

След запутать - у лисы

Прыжки из стороны в сторону на двух ногах

У павлина - для красы.

Руки на поясе, повороты корпуса вправо-влево

Есть хвосты, чтобы вилять,

Угрожать и щеголять…

Руки согнуты в локтях, движение «буги-вуги»

Для всего нужны хвосты,

На вопрос ответил ты.

Руки согнуты в локтях, «погрозить» пальчиком

Полетела дальше и увидала Лисицу. Эх, и хвост у Лисицы! Пышный да рыжий, красивый-красивый! «Ну, — думает Муха, — уж этот-то хвост мой будет».

Подлетела к Лисице, кричит:

— Отдай хвост!

— Что ты, Муха! — отвечает Лисица. — Да без хвоста я пропаду. Погонятся за мной собаки, живо меня, бесхвостую, поймают. А хвостом я их обману.

— Как же ты, — спрашивает Муха, — обманешь их хвостом?

— А как станут меня собаки настигать, я хвостом верть! верть! — туда-сюда хвост вправо, сама влево. Собаки увидят, что хвост мой вправо метнулся, и кинутся вправо. Да пока разберут, что ошиблись, я уж далеко.

Вопросы по тексту.

- Какой у лисы хвост (Лисий хвост большой, длинный, красивый, пушистый, рыжего цвета с белым кончиком)

- Почему Мухе захотелось хвост Лисицы?

- Кто враг у лисы? ( У лисы враги: волк, собака, рысь)

- Как помогает хвост избежать опасности? (Лиса, когда убегает от преследователей хвостом заметает следы.)

- Чем может помочь в этом лисе её хвост? (Лиса рулит хвостом, заметает следы).

- Как хвост лисы поможет не потеряться лисятам в темное время суток? (На кончике хвоста белое пятнышко, которое светится в темноте, так лисята всегда видят маму)

- Чем ещё может помочь лисе хвост? (Лиса может укрыться хвостом, как одеялом, лечь на него, как на подушку. Лиса без хвоста пропадет, её собаки быстро поймают. А с хвостом рыжая плутовка их легко обманет. Поведет хвостом вправо, а сама влево убежит, так и уйдет от погони. Лиса использует хвост как руль, он помогает ей быстрее поворачивать).

Видит Муха: у всех зверей хвост для дела, нет лишних хвостов ни в лесу, ни в реке. Нечего делать, полетела Муха домой. Сама думает: «Пристану к Человеку, буду ему надоедать, пока он мне хвост не сделает».

Человек сидел у окошка, смотрел на двор. Муха ему на нос села. Человек бац себя по носу! — а Муха уж ему на лоб пересела. Человек бац по лбу! — а Муха уж опять на носу.

— Отстань ты от меня, Муха! — взмолился Человек.

— Не отстану, — жужжит Муха. — Зачем надо мной посмеялся, свободных хвостов искать послал? Я у всех зверей спрашивала — у всех зверей хвост для дела.

Человек видит: не отвязаться ему от Мухи — вон какая надоедная! Подумал и говорит:

— Муха, Муха, а вон Корова на дворе. Спроси у нее, зачем ей хвост.

— Ну ладно, — говорит Муха, — спрошу ещё у Коровы. - А если и Корова не отдаст мне хвоста, сживу тебя, Человек, со свету.

Вылетела Муха в окошко, села Корове на спину и давай жужжать, выспрашивать:

— Корова, Корова, зачем тебе хвост? Корова, Корова, зачем тебе хвост?

Корова молчала, молчала, а потом как хлестнет себя хвостом по спине — и пришлепнула Муху. Упала Муха на землю — дух вон, и ножки кверху. А Человек и говорит из окошка:

— Так тебе, Муха, и надо — не приставай к людям, не приставай к зверям, Надоеда.

Вопросы по тексту.

- Для чего нужен хвост Корове? (Корова, конь с помощью хвоста отбиваются от мух, комаров и оводов точно так же, как и зебры, и львы в Африке)

- Как вы понимаете выражение - Дух вон? (испустил дух, умер)

Показ портрета писателя. создание познавательной мотивации

Сопровождение сказки слайдами на экране

Проводит физминутку

Сопровождение сказки слайдами на экране Внимательно слушают.

Слушают сказку, рассматривают картинки. Отвечают на вопросы. Включаются в беседу

Повторяют игровые упражнения

Слушают сказку, рассматривают картинки. Отвечают на вопросы. Включаются в беседу

Проявляют интерес, мотивация на деятельность.

Умеют слушать и воспринимать монологическую и диалогическую речь.

Вовлечены в речевую активность. Актуализируют знания.

Включение слухового и зрительного внимания.

Физическая и эмоциональная разрядка

Умеют слушать и воспринимать монологическую и диалогическую речь. Включение слухового и зрительного внимания

3. Рефлексия Актуализация знаний. Анализ Вот и закончили мы читать сказку.

Скажите, а вам понравилась сказка?

Как она называлась?

Кто написал эту сказку?

Почему писатель так назвал свою сказку?

Для чего нужны хвосты (для дела)

Ребята, чтобы вам запомнилось наше занятие, я вам подарю рисунки животных, но художник забыл нарисовать хвосты. Поэтому дома обязательно дорисуйте хвостики. А в свободное время мы с вами посмотрим мультфильм «Хвосты» и поиграем в игру: «Где чей хвост

Спасибо за работу! Активизирует обсуждение. Завершает занятие, раздаёт рисунки Отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями Умеют делать выводы

Публикации по теме:

Технологическая карта занятия по конструированию из природного бросового материалов «Кораблик»Технологическая карта занятия по конструированию из природного бросового материалов «Кораблик» Технологическая карта занятия по конструированию из природного бросового материалов «Кораблик» Тема занятия: Кораблик из бросового материала.

Технологическая карта занятия по математическому развитию «Возвращение радужных гномиков в Фиолетовый лес» (5–6 лет) Цель: развитие познавательных способностей дошкольников через использование игр и пособий В. В. Воскобовича Задачи: познавательные:.

Технологическая карта занятия по нетрадиционному рисованию в разных техниках «Волшебные цветы»Технологическая карта занятия по нетрадиционному рисованию в разных техниках «Волшебные цветы» Образовательные области: Художественно-эстетическое развитие Тема занятия: «Волшебные цветы» Возрастная группа: вторая младшая Цель занятия:.

Технологическая карта занятия «Наши любимые игрушки» в ОО «Познавательное развитие» Педагогические цели: закрепить знания детей о местонахождении каждой игрушки; развивать речь, пополнить словарный запас; воспитывать гуманное.

Технологическая карта занятия по лепке «Декоративная пластина «Бабочка» в старшей группе Алгоритм действий Определение и формулирование цели НОД Содержание Познакомить с приемом рельефной лепки с помощью выскабливания, процарапывания,.

Технологическая карта занятия «Лев» Образовательная область: художественно-эстетическая (конструирование, познавательная Тема: «Рычащий лев» Возрастная группа: 6-7 лет Цель:.

Технологическая карта занятия по ознакомлению с окружающим миром «Транспорт» в разновозрастной группеТехнологическая карта занятия по ознакомлению с окружающим миром «Транспорт» в разновозрастной группе Цели: Формировать представление о транспорте и его видах. Воспитывать стремление беречь окружающую среду. Воспитывать аккуратность и внимательность.

Технологическая карта занятия по ритмической пластике Организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема : Музыкально –ритмическая композиция «Марш» Г. Свиридова.

Технологическая карта занятия «Путешествие в подводное царство» во второй младшей группеТехнологическая карта занятия «Путешествие в подводное царство» во второй младшей группе Образовательная область:. Художественно-эстетическая. Тема занятия (лексическая): Подводный мир. Путешествие в подводное царство. Группа:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологическая карта занятия по экологическому воспитанию «Хвосты»
Опубликовано: 11 сентября 2023 в 10:24
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД