Лашина Маргарита
Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей группе «Составление творческих рассказов по картине»
▼ Скачать + Заказать документы
ФИО: Лашина М. Р.
Образовательная область: речевое развитие.
Тема занятия : составление творческих рассказов по картине.
Возрастная группа : старшая (5-6 лет)
Цель занятия : формирование умения составлять небольшие творческие рассказы с опорой на картину «Удачная рыбалка», через речевую и игровую деятельность.
Задачи занятия :
-обучающие:
1. Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качество предметов.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
2. Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова.
3. Совершенствовать умение в определении места звука – с - в слове (начало, середина).
4. Развивать умение составлять небольшие рассказы творческого характера.
-развивающие :
-зрительное, слуховое внимание, речедвигательный аппарат.
-воспитательные:
- воспитывать культуру речевого общения.
Дополнительные задачи (в зависимости от специфики задания) :
дидактическая задача: уточнить представления детей об особенностях изображенных предметов.
игровая задача: отгадать предмет.
Словарная работа:
Планируемые результаты занятия : дети называли прилагательные, рассматривая картину; использовали в речи слова характеризующими свойства и качество предметов; употребляли в речи однокоренные слова по теме занятия; внимательно слушали слова и находили нужный звук в слове; составляли небольшие рассказы творческого характера; вставали лицом к слушателям при составлении рассказа; описывали предметы на картине; внимательно рассматривали картину; составили небольшие творческие рассказы по картине «Удачная рыбалка» через речевую и игровую деятельность.
Подготовительная работа: внесение коробки с игрой.
Материалы и оборудование: сюжетная картина «Удачная рыбалка».
№ Этапы, продолжи-тельность Задачи этапа Деятельность педагога Формы, методы, приемы Предполагаемая деятельность детей Планируемые результаты
1. Организационно-мотивационный этап 1 мин.
Организовать направленное внимание и заинтересовать детей в предстоящей деятельности Воспитатель вносит в группу картину «Удачная рыбалка» и подзорную трубу.
- Ребята сегодня дети с подготовительной группы передали нам картину и подзорную трубу.
«Ребята, мы хотим вам передать картину про рыбалку и подзорную трубу. Мы долго с ней играли, составляли рассказы и истории, и нам очень они нравились. Поиграйте и вы с картиной она вам обязательно понравятся, а также передаем вам несколько интересных игр о рыбалке»
Форма: фронтальная
Метод: создание воображаемой ситуации
Приемы:
внезапное появление объекта. Игровая Дети заинтересованы в предстоящей деятельности
2. Основной этап 25 мин.
2.1. Этап постановки проблемы
Создать проблемную ситуацию, сформулировать проблему в доступной для детей форме
- Ребята, давайте рассмотрим картину и подзорную трубу!
- Как вы думаете для чего ребята, передали нам подзорную трубу?
- Как мы можем с ними поиграть?
- Какие истории можем рассказать?
- Хотите поиграть? Форма: фронтальная
Метод: беседа
Приемы: вопросы к детям, показ иллюстраций. Речевая Вхождение детей в проблемную ситуацию, определение проблемного вопроса.
2.2. Этап ознакомления с материалом
Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качество предметов. Воспитатель предлагает поговорить о картине.
- Ребята, посмотрите на картину, к ней прилагается «Подзорная труба», как вы думаете зачем?
- Правильно, чтобы внимательно разглядеть картину.
- По очереди вы будете наводить подзорную трубу, на какой- либо объект и описывать его в подробностях.
- Нужно назвать предмет и описать его.
- Рассказать для, чего нужен предмет.
- Давайте я первая посмотрю в подзорную трубу
«Я вижу термос, он голубого цвета, а крышка на крыше желтая. Термос железный, в него наливают чай, чтоб он долго оставался теплым»
- Кто еще хочет попробовать?
Форма: фронтальная
Метод: рассматривание
Приемы: вопросы к детям, «подзорная труба», педагогическая оценка.
Речевая Используют в речи слова характеризующими свойства и качество предметов.
2.3. Этап практического решения проблемы Уточнить представления детей об особенностях внешнего вида, строения предметов.
Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова.
Совершенствовать умение в определении места звука – с - в слове
(начало, середина).
Развивать умение составлять небольшие рассказы творческого характера.
Дидактическая игра «О картинке я вам расскажу»
Игровые правила:
1. Ведущий игрок берет картинку и рассматривает ее.
2. Описать предмет на картинке, не называя его.
Игровые действия:
1. Дети слушают ведущего и отгадывают предмет.
2. Если игрок готов ответь должен поднять руку.
3. «Картинку вам не покажу. О картинке я вам расскажу».
Физкультминутка «РЫБКА»
Рыбка плавает в водице,
(Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.)
Рыбке весело играть.
(хлопают в ладоши)
Рыбка, рыбка, озорница,
(Грозят пальчиком.)
Мы хотим тебя поймать.
(Делают хватательное движение обеими руками.)
Рыбка спинку изогнула,
(Руки над головой, прогибаемся в спине)
Крошку хлебную взяла.
(Приседаем)
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла.
(Снова «плывут».)
Игровое упражнение «Подбери рифму»
Ребята я вам буду читать стихотворение, но там не хватает слов вам нужно дополнить стихотворение подходящими словами.
Плавники у нас росли бы,
Мы бы плавали как___ рыбы
Я б хвостом махала гибким
И резвилась словно ___рыбка
Вот с крючка срывает крошки
Очень мелкая ___рыбешка
Выплывает, корм ища,
пребольшая ___рыбища
Эх сорвался мой улов,
Рассердился ___рыболов.
Рыба не клюет никак,
Видно, я плохой ___рыбак
от обиды чуть не плачет,
Но сидит весь день ___рыбачит
Рыбаку ужасно жалко,
что не удалась ___рыбалка
Игровое упражнение
Педагог предлагает упражнение «Определи место звука в слове»
(начало, середина).
Дети встают в круг
- Ребята я сейчас буду называть слова, а вам в каждом слове нужно найти звук -С-. Если звук находится в середине слова, вы хлопаете в ладоши, если в начале слова топаете ногами
Сом, пескарь, сазан, треска, судак.
- Ребята, я предлагаю составить необычные рассказы о картине. – Нужно выбрать конкретный объект картины и описать его настоящее, далее предлагаем подумать, что с ним будет в будущем).
- Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше и что будет с ним потом.
- Я выбираю папу и представляю, что рано утром он был ещё дома и собирался на рыбалку, а вечером он сварит вкусную уху.
- В рассказе следует использовать словесные обороты: было-будет, утро-вечер, раньше-позже, до тог-после того.
- Ребята, представьте, пришел волшебник времени и переместил мальчика в прошлое. Саша, расскажи нам про мальчика (я выбираю мальчика и представляю)
Форма: фронтальная
Методы: дидактическая игра
Приемы:
инструкция, объяснение, педагогическая оценка.
Форма:
фронтальная
Метод: упражнение.
Приемы:
использование художественного слова,
педагогическая оценка.
Форма:
фронтальная
Метод: игровое упражнение
Приемы:
инструкция, объяснение, педагогическая оценка.
Форма:
Фронтальная
Метод: рассказ педагога
Приемы: раскрытие содержания картины педагогом, вопросы к детям, пояснение, указание, рассказывание детьми, педагогическая оценка. игровая
Двигательная
Игровая
Речевая
Речевая
Называли, слова описывая предмет.
Называют подходящие слова
Дети определяют место звука –с- в словах.
Дети составляют небольшие творческие рассказы по картине.
3. Заключительный этап
1мин.
Подвести итог деятельности, обобщить полученный опыта. - Ребята, что мы с вами делали? (мы играли с картиной).
- Как мы это делали?
- В какие игры мы играли?
- Какая игра вам понравилась больше всего?
- Вам было интересно играть с картиной?
- Ребята, вы так хорошо играли, мне так понравилось с вами играть Форма: фронтальная
Метод:
беседа
Приемы: вопросы к детям, педагогическая оценка.
Речевая Дети подводят итог занятия.