Лашина Маргарита
Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта занятия по развитию речи
ФИО: Лашина М. Р.
Образовательная область: речевое развитие.
Тема занятия : расширение словаря синонимов.
Возрастная группа : старшая(5-6лет).
Цель занятия : обогащение и активизирование словаря детей словами синонимами через речевую и игровую деятельность.
Задачи занятия :
-обучающие:
Публикация «Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей группе» размещена в разделах
1. Расширять представления детей о словах со сходным значением.
2. Развивать умение называть слова с определенным звуком.
3. Совершенствовать умение образовывать форму существительных во множественном числе в родительном падеже.
4. Обогащать речь детей существительными обозначающими предметы бытового окружения.
-воспитательные: воспитывать культуру речевого общения; воспитывать умение соблюдать правила, играя в дидактические игры.
-развивающие : развивать речедвигательный аппарат.
Дополнительные задачи (в зависимости от специфики задания) :
дидактическая задача: упражнять детей в подборе слов со сходным значением.
игровая задача: найти слово «друга».
Словарная работа:
Планируемые результаты занятия : дети определи и назвали слова со сходным значением; дети упражнялись в подборе слов со сходным значением; называли слова с определённым звуком; дети употребляли в речи слова существительные во множественном числе в родительном падеже; дети употребляли в речи слова существительные, обозначающими предметы бытового окружения; культурно общались друг с другом, по очереди отвечали на вопросы, друг друга не перебивали; соблюдали правила, играя в дидактические игры; пополнили словарный запас словами синонимами через речевую и игровую деятельность, пополняли словарь чрез речевую и игровую деятельность.
Подготовительная работа:
Материалы и оборудование: мяч, игра «Солнышко»
№ Этапы, продолжи-тельность Задачи этапа Деятельность педагога Методы, формы, приемы Предполагаемая деятельность детей Планируемые результаты
1. Организационно-мотивационный этап 1мин. Организовать направленное внимание и заинтересовать детей в предстоящей деятельности На доску вывешивается солнышко (игра с заданиями)
- Ребята посмотрите, из соседней подготовительной группы, ребятишки прислали нам новую игру (Солнышко с заданиями)
- Ребята тут и послание есть
- Давайте прочитаем…. Форма: фронтальная
Метод: создание воображаемой ситуации
Приемы:
внезапное появление объекта. Игровая Дети заинтересованы в предстоящей деятельности
2. Основной этап 25 мин.
2.1. Этап постановки проблемы Создать проблемную ситуацию, сформулировать проблему в доступной для детей форме - Ребята здравствуйте, мы решили сделать для вас игру, «Солнышко с заданиями», игра очень сложная, но мы в нее уже наигрались. Только мы не знаем, справитесь вы или нет, обязательно расскажите и оцените нашу игру».
- Ну что ребята поиграем в игру? Справимся? Форма: фронтальная
Метод: беседа
Приемы: вопросы к детям Речевая Вхождение детей в проблемную ситуацию, определение проблемного вопроса.
2.2. Этап
ознакомления с материалом Расширять представления детей о словах со сходным значением. 1задание «Слова-друзья»
- Ребята у вас есть друзья в группе?
- Как вы думаете, а «слова» могут иметь друзей?
- К некоторым словам можно подобрать не одно слово, близкое по значению, а несколько. Например:
Обмануть – перехитрить – одурачить – провести.
Храбрый – смелый – отважный – мужественный – бесстрашный.
- Если бы слов-друзей было меньше, то нам было бы скучно говорить одними и теми же словами.
Послушайте:
Человек бежит. Река бежит.
- Давайте заменим слово «бежит» в предложении «Река бежит» словом, близким по значению слову «бежит».
Река бежит, бурлит, журчит, шумит, льется, катится, плывет.
- Как скучно звучало просто «река бежит», и как красиво получилось, когда мы использовали слова, близкие по значению. Послушайте коротенькую историю:
«Пошли два медвежонка гулять, и нашли пчелиный улей. Одного медвежонка ужалила пчела, и пришел он к маме грустный».
- Как еще можно про него сказать? Подберите к слову «грустный» слова, близкие по значению. (Печальный, невеселый, унылый, тоскливый, несчастный.)
- А теперь послушайте стихотворение И. Токмаковой и попытайтесь отыскать в нем слова-друзья.
Зябнет осинка
Дрожит на ветру
Стынет на солнышке
Мерзнет в жару.
(Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет.)
Форма: фронтальная
Метод: беседа
Приемы: вопросы к детям, объяснение, использование художественного слова.
Речевая
Дети определи, и назвали слова со сходным значением.
2.3. Этап прак-тического решения проблемы Упражнять детей в подборе слов со сходным значением
Развивать умение подбирать прилагательные по смыслу, согласовывать их с существительными.
Развивать умение называть слова с определенным звуком
Совершенствовать умение образовывать форму существительных во множественном числе в родительном падеже.
Обогащать речь детей существительными обозначающими предметы бытового окружения.
2 задание
Дидактическая игра «Слова-друзья»
Игровые правила:
1. Ведущий игрок называет слово и бросает мяч другому игроку.
2. Игрок, поймавший мяч называет слово со сходным значением.
3. Если слово, подобрано верно, игрок получает фишку.
Игровые действия:
1. Поймать мяч.
2. Назвать слово.
3. Вернуть мяч ведущему.
Физминутка "Девочки и мальчики"
Девочки и мальчики (руки на пояс)
Прыгают как мячики, (ритмичные прыжки)
Ножками топают, (топанье ногами)
Ручками хлопают, (хлопки в ладоши)
Глазками моргают, (руки на пояс и ритмичное зажмуривание глаз)
После отдыхают (руки вниз)
3 задание
Дидактическое упражнение «Звуковая цепочка»
Свяжем мы из слов цепочку
Мяч не даст поставить точку.
Воспитатель называет первое слово и передаёт мяч ребёнку. Далее мяч передаётся от ребёнка к ребёнку. Конечный звук предыдущего слова - начало следующего.
Например : пирог-гиря-яблоко-окно
4 задание
Игровое упражнение «Скажи наоборот»
Ребенку предлагают ответить на вопрос и после этого сесть на место.
На поставленные педагогом вопросы можно отвечать и одним словом, и целым предложением. (Число вопросов должно соответствовать количеству детей в группе.)
- Кого много живет в доме? (Людей)
- Чего много в большом доме? (Окон)
- Кого много в зоопарке? (Животных)
- Кого много в море? (Рыб.)
- Чего много в море? (Воды, водорослей.)
- Чего много летом на деревьях? (Листьев)
- Кого много в конюшне? (Лошадей.)
- Кого много в курятнике? (Кур.)
- Чего много в лесу? (Деревьев.)
- Чего много у тебя на голове? (Волос.)
5 задание
Игровое упражнение «Что бывает….»
Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает.
Педагог, перебрасывая мяч детям различными способами, задает вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч, педагогу назвав слова, не менее 4-х
1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня.)
2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур.)
3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, дом, шкаф.)
4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье.)
5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь.)
6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко.)
7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли.)
8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка.)
9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока.)
Форма: фронтальная
Метод: дидактическая игра
Приё мы: инструкция, объяснение, педагогическая оценка, введение элементов соревнований
Форма: фронтальная
Метод:
упражнение
Приё м: вопросы к детям, объяснение, инструкция.
Форма: фронтальная
Метод:
упражнение
Приё м: вопросы к детям, объяснение, инструкция
Форма: фронтальная
Метод:
упражнение
Приё м: вопросы к детям, объяснение, инструкция
Игровая
Двигательная
Игровая
Игровая
Игровая Дети упражнялись в подборе слов со сходным значением
Употребляли в речи прилагательные по смыслу
Называли слова в дательном падеже
Дети употребляли в речи слова существительные во множественном числе в родительном падеже.
Дети употребляли в речи слова существительные, обозначающими предметы бытового окружения.
3. Заключи-тельный этап Подвести итог деятельности, обобщить полученный опыта, формировать элементарные навыки в самооценке. - Ребята вам понравились игры?
- Они были сложные?
- Может, мы тоже подготовим игры для детей подготовительной группы? Форма: фронтальная
Метод:
беседа
Приемы: вопросы к детям, педагогическая оценка.
Речевая. Дети подводят итог занятия.