Бозина Алина Антоновна
«Земля — мой дом». Технологическая карта занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области: познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Тема занятия: «Земля – мой дом»
Возрастная группа: Подготовительная к школе группа
Цель занятия: расширение представлений о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ посредством беседы.
Задачи занятия:
Образовательные: обобщить представления детей об элементарных предметных понятиях: «природа», «живое», «неживое»; расширять представления детей об охране природы; закрепить у детей знания о культуре поведения в природе.
Развивающие: продолжать развивать детей пользоваться распространенной формой ответа, дополнять высказывания товарища.
Воспитательные: воспитывать ответственное и бережное отношение к окружающему миру, родной природе.
Дополнительные задачи: логическое мышление, слуховое внимание посредством дидактической игры; обеспечить кратковременный активный отдых для детей во время занятия посредством физкультминутки; совершенствование умений использовать цветные карандаши и рисовать в окружной форме листа.
Словарная работа: глобус
Планируемый результат занятия: расширили представление детей о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ посредством беседы и нарисовали знаки, что можно, а что нельзя делать в природе.
Подготовительная работа: беседы на темы: «Охрана природы», «Правила поведения в природе», «Что такое Земля».
Материалы и оборудование: глобус, карточка SOS, карточки знаки, цветные карандаши, круги из бумаги по количеству детей.
№ Этапы, продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога Методы, формы, приемы Предполагаемая деятельность детей Планируемые результаты
1. Организационно – мотивационный этап Организовать детей, вызвать эмоционально-положительный настрой на дальнейшую деятельность. Ребята, подойти все ко мне. Встаньте в круг.
Игра-приветствие
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся! Словесный:
Указания.
Практический: игра-приветствие Дети подходят к воспитателю.
Участвуют в игре-приветствии. Вызвали интерес у детей на дальнейшую деятельность
2. Основной этап
2.1. Этап постановки проблемы Создать проблемную ситуацию, сформулировать проблему в доступной для детей форме. Дети, предлагаю вам отправиться в мир природы. Как вы думаете, что это такое? (животные, рыбы, насекомые растения.)
В начале нашего путешествия мы с вами поиграем в игру: «Живая и неживая природа».
У каждого человека есть свой дом, и у каждого животного есть свой дом. И у насекомых, цветов, деревьев есть свой дом. А как можно назвать наш общий дом?
Планета Земля – это наш общий дом. Все люди планеты ходят по одной земной поверхности, у всех одно небо над головой, одно солнышко, которое нас греет. И мы с вами должны беречь наш природный дом, ведь все мы в нём живём. Что это такое у меня в руках? (глобус)
Глобус, верно. А что такое глобус? (модель нашей планеты) Словесный:
Вопросы.
Практический:
Игра «Живая и неживая природа» Дети отвечают на вопросы воспитателя.
Дети встают в круг и по очереди передают мяч друг другу, называя при этом предметы живой (птицы, растения, рыбы, насекомые и т. д.) и неживой (небо, земля, камни и т. д.) природы. Создана проблемная ситуация, сформулирована проблема в доступной для детей форме.
2.2. Этап ознакомления с материалом Закрепить знания детей о внешнем виде нашей планеты. Да, глобус – это модель земного шара, на нем нарисовано то, что есть на настоящей Земле: океаны и суша.
Вы видите, что глобус вращается вокруг своей оси. (Вращает глобус.) Так же вращается Земля. Земля подставляет Солнцу то одну, то другую свою сторону. Вот и говорят: «День и ночь – сутки прочь!».
Ребята, предлагаю вам сесть на стулья, спину держим прямо, ноги вместе, руки на колени. Словесный: беседа, вопросы.
Дети отвечают на вопросы воспитателя.
Дети садятся на стулья. Закреплены знания детей о внешнем виде нашей планеты.
2.3. Этап практического решения проблемы Создать условия для овладения детьми действиями и способами решения проблемы. Наша планета Земля,
Очень щедра и богата.
Горы, леса и поля -
Дом наш родимый, ребята!
- Для кого ещё Земля общий дом?
У живой природы много врагов. Это стихийные бедствия: ливни, засухи, морозы, ураганы. Разрушения продолжаются, и не только стихийные. Их наносит человек, бывает так, что люди на природе ведут себя как хулиганы.
Наша планета Земля в опасности. На ней много больных мест.
Как вы думаете почему на нашей планете так много стало больных мест?
Вы все правильно говорите, именно так загрязняется наша Земля. От этого загрязнения гибнут животные, растения, болеет люди. Гибнет природа.
Она требует помощи, подаёт нам сигнал бедствия SOS. (карточка, на ней написаны такие слова)
Когда-то раньше я была
И лесом, и цветущим садом,
Шумела ярким листопадом,
Была красавицей земля,
Была кормилицей для вас,
И плодородной, и могучей,
А стала мусорною кучей, -
Такой вы сделали меня!
Да, ребята, прямо скажем ситуация плачевная.
Как вы думаете, можно ли исправить эту ситуацию?
-Что могут сделать люди, что животные и растения не погибали?
Да, это хорошее решение проблемы, вы молодцы!
Ребята, давайте мы с вами встанем и немного разомнемся.
Физкультминутка «Мы по лугу прогулялись»
Мы по лугу прогулялись
И немножко отдохнем. (Шагаем на месте.)
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед, (Развели руки в стороны, вперед.)
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети (Присели.)
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали. (Встали.)
Дружно хлопаем, (Хлопаем в ладоши.)
Ногами топаем! (Топаем ногами.)
Хорошо мы погуляли и нисколько не устали! (Шагаем на месте.)
Ребята, садитесь на стулья.
сейчас мы поиграем в игру: «Экологический светофор».
(У воспитателя карточки-знаки)
У каждого из вас на столах лежат карточки с цветами светофора. Вам нужно прослушать задание и поднять нужный цвет:
Красный - запрещает
Зеленый – разрешает.
1) Знак - запрещено ломать молодые деревья, ветки деревьев.
- Почему выбрали красный цвет?
2) Знак – не оставляй мусор в лесу.
- Почему выбрали красный цвет?
3) Знак – место для мусора. Куда же мусор девать?
Почему вы выбрали зеленый цвет?
4) Знак – кормушки: привлекайте птиц.
- Почему показали зеленый цвет?
5) Знак – «Не рви цветы»
- Почему показали красный цвет?
- А где же взять цветы для букета? (вырастить у себя дома на окне, на балконе летом, купить букет). Люди специально выращивают цветы для букетов.
6) Знак – «Улыбнись».
Посмотрите на этот знак. Улыбнитесь. Подарите свои улыбки друзьям.
Молодцы, ребята!
А теперь я вам расскажу о трех правилах, которые надо знать всем людям на Земле.
Первое правило: НЕ СОРИ!
Второе правило: НЕ ШУМИ!
Третье правило: НЕ ГУБИ! Словесный: беседа, вопросы, похвала, указания.
Практический: физкультминутка «Мы по лугу прогулялись», дидактическая игра. Дети внимательно слушают воспитателя, отвечают на вопросы: для животных, различных растений, рыб, птиц;
Это получилось, потому, что люди построили много заводов, фабрик, электростанций, станций. От этих предприятий загрязняется воздух – его загрязнят дым, который выходит из труб в небо, газы от машин. Отходы заводов сливаются в реки, моря и загрязняют их, нефть, из танкеров во время аварий проливается в воду морей и океанов; установить фильтры на трубы фабрик, утилизировать старые машины, придумать новое безопасное топливо, например, электромобили на солнечных батареях.
Активно участвуют в физкультминутке.
Играют в дидактическую игру: (деревья живые, очищают воздух, украшают землю, служат домом для птиц и некоторых животных); загрязняется природа, исчезает красота, появляется неприятный запах; цветы украшают нашу землю, они дают нектар насекомым, выделяют кислород, одуванчики – лекарственное растение, цветы служат домом для насекомых).
Созданы условия для овладения детьми действиями и способами решения проблемы.
3. Заключительный этап Подвести итог деятельности, обобщить полученный опыт, формировать элементарные навыки самооценки. Ребята, я предлагаю вам взять карандаши и круги из бумаги, на одном кругу вы рисуете знак того, что можно делать в природе, а на другом то, что нельзя делать в природе.
Этим занимается целая наука - экология. Вы тоже становитесь юными экологами, защитниками природы.
Ребята, берегите землю, она вернет вам заботу о себе – хорошим здоровьем, щедрым урожаем, веселым пением птиц, красотой зелёного царства Давайте знаки, которые вы нарисовали, положим в уголок природы. Словесный: указания, похвала.
Практический рисование знаков. Дети слушают воспитателя.
Рисуют знаки, что можно, а что нельзя делать в природе. Итог занятия подведен. Дети смогли самостоятельно оценить свою работу в ходе занятия.