Ольга Чиданова
Технологическая карта занятия в старшей группе «Волшебница-мука»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта занятия в ДОУ
Игра - экспериментирование
(Вид деятельности, методика образования или развития)
Тема занятия : «Волшебница – мука»
Воспитатель Чиданова Ольга Владимировна
Тема: «Волшебница – мука»
Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Группа (возраст) : старшая группа (5-6 лет).
Публикация «Технологическая карта занятия в старшей группе „Волшебница-мука“» размещена в разделах
Тип занятия : комплексное.
Цель: Ознакомление детей со свойствами муки через детское экспериментирование.
Задачи (формулируются исходя из образовательных областей) :
1. Познавательная: Познакомить детей с понятием «сыпучая». Закрепить понятия «мягкая», «легкая», «тяжелая», «сыплется», «отпечатки». Познакомить детей со способами действия: прикладывание, разравнивание, вливание, замешивание, просеивание. Продолжать формировать у детей умение предвидеть последствия своих действий
2. Социально-коммуникативная: Воспитывать интерес к экспериментированию.
3. Речевая: Развивать речь детей, воображение, мелкую моторику; развивать слуховой, зрительный, тактильный анализаторы.
Оборудование: проектор, кофемолка, зерно, мука, сито, вода, скалка, противень.
Этап занятия, продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога
(с указанием технологии, методов, приёмов) Деятельность детей
(формы, возможные виды детской деятельности) Результаты
Ориентировка в деятельности Психологический настрой, до 1 мин. - Настроить детей на дальнейшую деятельность;
- создать эмоциональную положительную атмосферу на предстоящую работу. Словесный метод: воспитатель приветствует детей. Дети приветствуют воспитателя. Дети эмоционально настроены к занятию и заинтересованы темой.
Мотивация, 1 мин. Словесный метод: воспитатель говорит, что пришла в гости с не с пустыми руками. Чтобы узнать, что у неё, надо отгадать загадку. Дети отгадывают загадку.
Актуализация, 2-3 мин. Словесный и практический метод: воспитатель спрашивает из чего делают муку. И показывает на слайдах откуда берутся колоски. Дети отвечают и смотрят.
Постановка проблемы, целей, 2-3 мин. Словесный метод: воспитатель говорит, что из зерна получается мука и предлагает проверить это. Дети соглашаются проверить.
Выдвижение гипотезы
Практический Действие - Познакомить со свойствами муки;
- воспитать интерес к экспериментированию. Словесный метод: воспитатель задаёт вопросы.
Практический метод: воспитатель предлагает понюхать, потрогать, просеять муку, порисовать на муке, замесить тесто и раскатать его. Дети отвечают на вопросы.
Дети выполняют действия. Дети знают свойства муки; появился интерес к экспериментированию.
Контроль Наглядный метод: воспитатель следит за правильностью выполнения заданий. Внимательно слушают все указания воспитателя.
Самоконтроль Следят за правильными ответами и правильным выполнением заданий у сверстников.
Поддержка детской инициативы Словесный метод: на протяжении всего занятия поощряет, хвалит.
Достижение результата Поэтапно проведено занятия. Дети знают свойства муки. Заинтересованы экспериментами.
Динамическая пауза, 1-2 мин. Практический метод: воспитатель осуществляет показ пальчиковой гимнастики. Дети выполняют движения.
Рефлексивно-аналитический Логическая рефлексия, 2-3 мин. Подвести итог занятия.
Эмоционально завершить занятие, оставить у детей хорошее настроение. Словесный метод: спрашивает, чем занимались на занятии и что они расскажут вечером родителям. Дети отвечают на вопросы воспитателя. Повторяют, закрепляют новые знания.
Сохранили хорошее настроение.
Эмоциональная рефлексия, 1 мин. Словесный метод: воспитатель хвалит детей и угощает их печеньем. Дети выражают свои эмоции.
Определение ближайшей перспективы Планируют дальнейшую деятельность. Предлагают свои варианты.
Сценарный план занятия
Ход занятия Действия воспитателя и детей
1. Психологический настрой Воспитатель: ребята, давайте возьмёмся за руки и встанем в круг.
Круг широкий вижу я,
Встали все мои друзья,
Друг на друга посмотрите,
И улыбку подарите.
Мотивация Я сегодня пришла к вам в гости, но не с пустыми руками, а с чем, вот догадайтесь сами?
Из нее пекут ватрушки,
И оладьи и блины,
Если делается тесто,
Положить ее должны.
Правильно, МУКА!
Актуализация Воспитатель: Ребята, посмотрите, вот в такой пачке муку продают в магазине. А кто из вас знает, из чего делают муку?
Дети: Из зерна.
Воспитатель: А зернышки живут вот в таких колосках. А откуда берутся колоски, мы сейчас узнаем. ПРОСМОТР СЛАЙДОВ.
Постановка проблемы, целей Воспитатель: Посмотрите. Ребятки, у меня тоже есть зерно. Я сейчас вам насыплю его в ладошки, и мы рассмотрим его. Это зерно пшеницы. Оно овальной формы. Зёрнышки гладкие и твердые. Вы представляете, из этого вот зерна получается мука! И мы сейчас это проверим.
Выдвижение гипотезы
Действие Как вы думаете, получится? Давайте высыпайте из ладошек зернышки вот сюда в маленькую мельницу (кофемолку).
Здесь такое с ним творится,
В оборот его берут.
В порошок его сотрут.
Станет все зерно мукою,
Потечет мука рекою.
Вот у нас с вами получилась МУКА. Да не простая мука, а ВОЛШЕБНАЯ.
Прежде чем взять в руки муку, мы с вами сейчас наденем фартуки и колпаки на голову. Ребятки, на кого мы стали похожи? Да, мы с вами сейчас будем – поварята. Итак, что у нас получилось из зерна? Давайте повторим все вместе – мука. А сейчас подойдем вот к этому столу. Посмотрите, перед вами стоят баночки с мукой. Как вы думаете, мука имеет запах? Наклонитесь над баночкой и осторожно понюхайте муку.
ЧЕМ ПАХНЕТ МУКА? Вывод делают дети. Воспитатель: У муки есть запах, но он особенный, ни на что не похож.
ЭТО ЗАПАХ МУКИ. Ребята, потрогайте муку. Вам приятно её трогать?
КАКАЯ ОНА?
• Что вы ощущаете, какая мука? (Мягкая, пушистая, легкая, воздушная) Ребята, когда ваши мамы пекут оладушки, она просеивают муку сквозь сито. У нас с вами тоже есть маленькие ситечки. Повторите за мной все вместе – ситечки. Давайте просеем муку! Высыпайте муку в сито и просеивайте её.
• Что вы делаете? Просеиваем муку. Воспитатель: Посмотрите, ребятки, на что похожа мука? (Если затрудняются, задавать наводящие вопросы.) Какое сейчас время года? Весна. А какое время года прошло? Зима. А зимой чем была покрыта земля.
• На что же похожа мука? Правильно на снег, такая же белая, пушистая. Только снег холодный, а мука какая? Потрогайте её ладошками. Чувствуете холод?
• Посмотрите на свои ладошки, какие они? (Грязные, белые, в муке)
• А теперь посмотрите на стол, что там видите? Ладошки. А по-другому – отпечатки. Что мы видим на Муке?
Воспитатель: Сегодня мы продолжаем, знакомится с волшебными свойствами муки. Вы уже просеивали её, и мне тоже захотелось, вы присядьте и ещё раз понаблюдайте, как сыпется мука. - Посмотрите, что мука умеет делать? (Сыпаться) Вот какая мука сыпучая! - Ой, ребятки, что - это у меня вдруг получилось? - Сердечко! Я всех вас уже полюбила, и это сердечко дарю вам! - Оказывается на муке можно ещё и рисовать. А вы хотите, что - нибудь нарисовать? - Что вы нарисовали? Кому вы свой рисунок подарите?
Воспитатель: Пойдемте мыть руки. Посмотрите, вода была в тазу чистая, прозрачная, а теперь она какая? (Белая). Почему вода стала белой? (В ней растворилась мука) Вытирайте руки салфетками. Ребята, как вы думаете, что будет с мукой, если мы нальем в нее воду? Какая станет мука? Давайте попробуем. Сейчас мы с вами возьмем немного муки в чашечки и добавим в неё водички. Посмотрите, какая водичка в стаканчике – чистая, прозрачная, а в другом – зеленая. Чем мы ее подкрасили?
Ребята, я предлагаю вам вместе со мною замесить тесто. Для этого сначала разомнём наши пальчики.
Контроль Воспитатель следит за правильностью выполнения заданий.
Самоконтроль Следят за правильными ответами и правильным выполнением заданий у сверстников.
Поддержка детской инициативы Воспитатель на протяжении всего занятия поощряет, хвалит.
Достижение результата Поэтапно проведено занятия. Дети знают свойства муки. Заинтересованы экспериментами.
Динамическая пауза Пальчиковая гимнастика:
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Потянули…
Покрутили…
Постучали…
И открыли!
Действия 2 ЗАМЕШИВАЕМ ТЕСТО
Воспитатель: Вот как много таит в себе мука интересного, она прямо волшебница, то была сыпучая, мягкая, пушистая. А теперь стала – какая?
- Липкая, тягучая… - Что у нас с вами получилось? (Тесто)
- Ребятки, а вы знаете, что можно испечь из теста? Ответы детей.
Воспитатель: Вот как много изделий можно испечь из муки. Все они очень аппетитные и вкусные. Но самым вкусным и почетным считается хлеб. Он у нас всегда на столе во время еды. Рос сперва на воле в поле Летом цвел и колосился а когда обмолотили Он в зерно вдруг превратился Из зерна в муку и тесто В магазине занял место.
- Ребятки, а когда мамы пекут дома пироги, вы помогаете им раскатывать тесто? Сейчас мы с вами будем раскатывать тесто. А чем раскатывает тесто ваша мама? Скалкой. И у нас тоже есть маленькие скалочки, подойдите к столу. Здесь все готово, начинаем работать как мамы. Кто раскатал тесто, может вырезать формочкой фигурки и укладывать их на противень.
Логическая рефлексия Воспитатель: Все, ребятки, достаточно. Все ребятки молодцы! Все постарались на славу.
- Ребята, вам понравилось работать с тестом? (Да) – ответы детей. Сейчас вы придете в группу и расскажете своим друзьям и воспитателям, а вечером – родителям, чем вы занимались. Вопросы к детям: что ты расскажешь, и т. д.
Угощение детей.
Воспитатель: Сегодня вы познакомились с волшебными свойствами муки. Узнали, что она белого цвета, без запаха, она умеет сыпаться. Ее можно окрашивать, делать из нее тесто, а из теста много вкусных и полезных продуктов.
Эмоциональная рефлексия Наше с вами печенье я отнесу на кухню, а вам я приготовила точно такие же. И всем вам на память от меня я дарю стихи о муке и хлебе. Всем вам большое спасибо! До свидания!
Определение ближайшей перспективы Планируют дальнейшую деятельность.