Альбина Романова
Технологическая карта урока в начальной школе «Русская народная сказка «Три калача и одна баранка»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологии :
- технология развивающего обучения;
- технология здоровьесбережения;
- технология проектной деятельности
Цель: формирование читательских навыков, умения понимать содержание текста, анализировать его, строить высказывание на основе прочитанного художественного текста.
Планируемые результаты:
Предметные:
- уметь различать жанры устного народного творчества;
- характеризовать героев сказки;
- совершенствовать навык чтения;
- находить главную мысль в произведении;
Публикация «Технологическая карта урока в начальной школе „Русская народная сказка „Три калача и одна баранка“» размещена в разделах
- Баранки, бублики, сушки, калачи
- Начальная школа. 1-4 классы
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- выразительно читать произведение;
- уметь передавать содержание произведения.
Метапредметные УУД
Познавательные
- воспринимать информацию, представленную в разных видах;
- сравнивать, анализировать, высказывать предложения, делать выводы;
Коммуникативные
- участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- уметь слушать учителя, одноклассников;
- употреблять вежливые формы обращения;
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, группе;
- уметь с точностью выражать свои мысли, отвечать грамотно на поставленный вопрос.
Регулятивные:
- с помощью учителя выделять и формулировать познавательную цель, задачи, тему урока;
- самостоятельно организовывать своё рабочее место;
- осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления;
- понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;
- осуществлять самоконтроль и самооценку
Личностные:
- придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей.
Формы организации взаимодействия: индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная, парная.
Основные понятия, термины: сказка, жанр, быт, мудрость, богатство, добро, калач, баранка, ярмарка.
Межпредметные связи: математика, русский язык, музыка, физическая культура.
Оборудование: экран, проектор, магнитная доска, ноутбук,
наглядные пособия (презентация, дидактический материал (карточки для работы, схемы для чтения, словари, аудиозапись, реквизит (калач, баранка, шляпы, декорация для инсценировки сказки)
Использование УЛО: ПРОкласс
Форма контроля: учитель – ученик, ученик – ученик;
Ход урока:
Настрой на урок
1. Учитель (в руках кукла) Ой, Петрушка! Куда это мы с тобой попали? Шли на ярмарку, а попали… (в школу, на урок). Надо поздороваться с ребятами и гостями.
2. Учитель: Здравствуйте, ребята, уважаемые гости, позвольте представиться. Романова А. В. проведу урок литературного чтения.
3. Учитель: Самое удивительное явление в мире – это человеческая доброта. Подарите улыбки друг другу и нашим гостям. Чудесных открытий желаю я вам.
4. Учитель: (обращается к кукле) На ярмарке ты бывал, а вот на уроке нет. Будешь тоже учеником.
5. Учитель: Прочитаем вместе. Эпиграф: «Вы талантливые дети!
Когда – нибудь вы сами приятно поразитесь,
какие вы …. (умные, как много хорошего умеете, если будете постоянно … (работать) над собой, ставить новые ….(цели) и стремиться к их достижению. (Ж. Ж. Руссо)
6. Учитель: Девизом нашего урока будут слова «Тот, кто хочет много знать – должен сам всё постигать!»
Актуализация знаний
1. Работа над смыслом «Сказка мудростью богата»
Учитель: Ребята, чем занимаются на уроках литературного чтения? (ответы детей).
Учитель: Каждый урок литературного чтения – это новая встреча с героями, новыми писателями, новыми произведениями.
Учитель: Скажите, пожалуйста, над каким разделом вы работаете? («Сказка мудростью богата») – хоровое чтение
Учитель: Что такое сказка? (Сказка – это вид устного народного творчества, жанр фольклора, это вымышленная история со счастливым концом, где добро побеждает зло)
Учитель: кто сочиняет сказки? (Народ и автор)
Учитель: Назовите виды народных сказок по содержанию (волшебные, сказки о животных и бытовые)
Учитель: Что такое мудрость? (Мудрость – это глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт)
Учитель: Что такое богатство? (Богатство – это обилие материальных ценностей, денег, но важнее в жизни духовные ценности)
Вывод: Вот этими ценностями и богата сказка и этими богатствами она с нами делится.
Учитель: Я попрошу вас поработать в группе.
Учитель: На столе у вас лежат волшебные шляпы. В шляпе находится послание. Нужно прочитать послание и определить из какой сказки отрывок. (читают отрывок самостоятельно, потом один представитель из каждой группы)
- Какой народ сочинил данную сказку?
Учитель: Вывод: В России живут люди более 200 (духсот) национальностей. Живут дружно и стараются узнать о культуре другой нации как можно больше, уважают традиции друг друга. Мудрость, честность, доброта, преданность, скромность всегда ценились разными народами.
Новая тема урока
1. Учитель: Познакомимся с произведением, название которого вы сможете определить, расшифровав запись
(3 калача и одна баранка)
2. Что такое калач? (Калач – это пшеничный хлеб, по форме напоминающий замок с дужкой (дуга) - (толковый словарь)
3. Что такое баранка? (Баранка – это пшеничный твёрдый хлебец, в виде кольца, меньше, чем калач) - (толковый словарь)
(толковые словари положить на парту)
4. Учитель: говорит о разнообразии словарей
5. Учитель: предположите жанр произведения (сказка)
6. Учитель: предлагает составить план работы над сказкой (карточки на магнитной доске)
- познакомиться со сказкой
- определить вид сказки
- описать героя
- определить, чему учит сказка
7. Учитель: Давайте знакомиться со сказкой.
Глазки дружно закрывайте
Сказку в душу пропускайте
8. Чтение сказки (прослушивание аудиозаписи)
9. Учитель: О чём или о ком говорится в сказке? (ответы детей) (о быте, о жизни)
10. Учитель: ситуация, которая разыгралась здесь, происходила в реальной жизни. Слова жить и быть очень близки. Можно сказать, что сказка жизненная.
11. Учитель: Определите вид сказки по содержанию (бытовая)
Первичное закрепление
1. Учитель: (обращает внимание на план)
- Познакомились со сказкой (да)
- Определили вид сказки (да)
2. Учитель: В сказках, героям приходится преодолевать препятствия, сталкиваться с трудностями. Петрушка приготовил для вас испытания и хочет проверить, как вы внимательно слушали сказку. Предлагает поработать (ПРОкласс)
Тест
1. Определи жанр прослушанного произведения
А) Загадка
Б) Сказка
В) Стихотворение
2. Определи вид сказки по содержанию
А) Волшебная
Б) Бытовая
В) О животных
3. Сколько было калачей?
А) 3
Б)1
В) Не было калачей.
4. Как называется сказка?
А) Три калача и одна баранка
Б) Один калач и три баранки
В) Калач и баранка
Физминутка
Учитель: Испытания прошли, теперь поиграй Петрушка с ребятами.
Ча – ча – ча (3 хлопка)
Печка очень горяча (2 прыжка)
Чи – чи – чи (3 хлопка)
Печёт печка калачи (присели 2 раза)
Чу – чу – чу
Я калачика хочу (глажу животик)
Работа над текстом
1. Учитель: Понравилось ли вам чтение диктора? Почему? Что можно отнести к достоинству? (Очень важно читать чётко, красиво, так, чтобы тебя все понимали)
1. Речевая разминка (предлагает прочитать выражение) Сказка от начала начинается, до конца читается, в середине не перебивается
- прочитай медленно (знак - черепаха)! догадались, как нужно прочитать
- жужжащим чтением (знак - пчела)
- чтение за диктором (знак - телевизор, по словам, затем всё предложение
2. Самостоятельное чтение произведения
3. Работа над сказкой
Вопросы:
- Кто герой сказки? Каким вы себе его представили? Понравился ли вам герой? Почему? (пункт плана)
- Почему же мужик огорчился, что сразу не сообразил и не съел одну баранку? (он был глупый и не понял, что он был сыт уже после съеденных калачей)
- Какой же мудростью богата эта сказка? (высмеивает глупость)
- Чему она учит? (не попадать в нелепые ситуации) (пункт плана)
5. Чтение сказки детьми
Вопросы:
- Как вы думаете, кто сочинил эту сказку : молодой или старый человек? (пожилой, мудрый человек, который имеет опыт)
- Почему эта сказка дошла до наших дней? (они нас учат быть честными, порядочными, не завидовать, не попадать в смешные ситуации)
Учитель: Мы с вами работали над народной сказкой, но есть сказки, авторские. В этом году, 15 февраля, исполняется 85 лет со дня рождения нашего земляка, писателя Владимира Никифоровича Бондаренко. Библиотека, которая находится на улице Куйбышева, названа в честь него. Мне хотелось вам порекомендовать прочитать его сказки (рекомендации) – (выставка книг)
Включение нового знания в систему знаний
1. Учитель: (предлагает отправиться на ярмарку). Что такое ярмарка?
Распределение ролей (мужик, продавцы, зазывала, покупатели)
(играет музыка «Ярмарка)
Глашатые: (говорит петрушка) Собирайся народ!
В гости ярмарка идёт!
Не сиди на печи,
Покупай калачи да бараночки.
Учитель: (раздают сушки)
Учитель: С ярмарки вернулись на урок.
Мини – проект
1. Учитель: вернёмся к нашему разделу «Сказка мудростью богата». Какие качества воспитывает сказка?
Учитель: Я верю, что сказки заронили в душу зёрнышки любви, доброты, которые будут прорастать и приносить хорошие плоды, напишем на зёрнышках (которые лежат у вас на столе) напишем одно доброе слово, соединим их в колосок. Мы этими зёрнышками засадим наше общее поле, чтобы все люди могли пользоваться нашими плодами.
(добро, мир, хлеб, спасибо, красота,) – подскажите друг другу
Итог урока
1. Учитель: Петрушка! А стихи про сказки бывают? (беру в руку Петрушку, расскажем стихотворение про сказку, а если ребята его знают, будут говорить вместе с нами
В мире много сказок
Грустных и смешных
И прожить на свете
Нам нельзя без них
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло
Пусть добро навеки
Побеждает зло
Учитель: а ум торжествует над глупостью
2. Учитель: предлагает детям продолжить фразу: «Сегодня на уроке мы (читали, знакомились с новым произведением, сотрудничали, отвечали на вопросы, встретились с новым героем)
Рефлексия
1. Учитель: В шляпах у вас лежат сказочные калачи и баранки. Возьмите калач те, у которого сегодня на уроке всё получилось, было легко, не было трудностей. Возьмите баранки те, у кого не всё получилось и возникали трудности. Соедините руки в группах и скажите друг другу спасибо.
2. Я тоже хочу продолжить «Сегодня на уроке я была довольна вашими ответами, гордилась вами, что вы большие молодцы, благодаря вам цель нашего урока была достигнута»
Благодарственное письмо
3. Спасибо за урок.