Позднякова Валерия
Технологическая карта урока «Типы стран современного мира»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта урока
Тема: Типы стран современного мира
Цели урока : расширить знания о классификации стран мира, сформировать представление о формах государственного и административно-территориального устройства, закрепить знание номенклатуры, продолжить формирование и закрепление навыков работы с различными источниками географической информации.
Задачи:
1. сформировать представление о размерах стран и их положение на материке.
2. изучить формы государственного устройства.
Планируемые результаты:
Публикация «Технологическая карта урока „Типы стран современного мира“» размещена в разделах
Предметный результат: группировать страны мира по различным признакам. Называть крупные по численности населения и площади государства мира, страны с монархической формой правления и государствафедерации. Отличать признаки монархии, республики, федерации, унитарного государства. Показывать на политической карте страны с различными формами правления, административнотерриториального устройства.
Метапредметные: формировать умения определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения, делать выводы.
Личностные: формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию.
Тип урока : комбинированный.
Оборудование: учебник Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский «Экономическая и социальная география мира» часть 1; рабочая тетрадь к учебнику; политическая карта мира; атлас.
Класс: 10 «А»
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД:
Организационный момент Здравствуйте ребята! Проверьте всё ли готово у вас к уроку.
Я прошу вас сделать большой вдох и одновременно вдохнуть положительные эмоции, заряд бодрости на весь урок. И выдохнуть неудачи, плохое настроение
Организация к началу урока
Проверка домашнего задания
Давайте на политической карте мира найдем страны, которые лежат в двух частях света.
На Земле есть несколько стран, территория которых расположена на двух материках. Найдите их и покажите на карте.
Какие этапы можно выделить в развитии географической науки?
Тест (Приложение 1) Работа с картой.
Отвечают на вопросы устно.
2 ученика выполняют тест на карточке
Познавательные:
– выстраивают осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме;
Актуализация
Итак, давайте определим тему сегодняшнего урока.
Какую информацию можно узнать, используя политическую карту мира?
В чем же заключается главная функция политической карты мира?
Почему наша страна называется Федерацией?
Каково государственное и административно-территориальное устройство России?
Кто из вас догадался, какую тему мы будем сегодня изучать?
Делают предположение. Отгадывают тему урока.
Записывают тему: «Типы стран современного мира»
Личностные:
-высказывают свои предположения
Познавательные:
– выстраивают осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
Целеполагание
Что мы узнаем сегодня на уроке?
Мы узнаем типы стран современного мира
Регулятивные:
–самостоятельно формулировать цели и задачи урока;
– выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их;
– выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
Мотивация
Подводим учащихся к мысли, что на уроке
они должны выяснить на какие регионы
делится Северная Америка.
Среди существующих стран на планете есть похожие, но нет абсолютно одинаковых. Каждая страна, независимо от размеров, имеет свою специфику, свои неповторимые черты. Некоторые из этих черт отображаются на карте, некоторые - нет.
Давайте обратим внимание на политическую карту мира.
По каким признакам мы можем их разделить современные страны?
Делают предположения.
Устно отвечают на вопросы.
Личностные:
- высказывать своё предположение;
Познавательные:
– выстраивать речевое высказывание в устной форме.
Освоение нового материала
Деятельность учителя
Наших знаний о материке Северная
Америка недостаточно, чтобы сложилось
Деятельность учителя
Наших знаний о материке Северная
Америка недостаточно, чтобы сложилось
Деятельность учителя
Наших знаний о материке Северная
Америка недостаточно, чтобы сложилось
Деятельность учителя
Наших знаний о материке Северная
Америка недостаточно, чтобы сложилось
Деятельность учителя
Наших знаний о материке Северная
Америка недостаточно, чтобы сложилось
Цель: Сформировать представление о размерах стран и их положение на материке.
Первое, что замечаешь, глядя на политическую карту мира,- это то, что государства имеют разные размеры. Давайте попытаемся сами сгруппировать страны.
Откройте учебник на стр. 14 и самостоятельно прочтите раздел 1.
Так правильно ли мы сгруппировали страны? Давайте составим в тетради небольшую табличку.
Выпишите все группы стран по величине территории и по географическому положению и приведите пример по 2 страны на каждую группу.
Группа по величине территории:
1. Большие(S более 3млн. км. 2)
2. Крупные страны (S более 500тыс. км. 2)
3. Микрогосударства
Группа стран по географическому положению
1. Внутриконтинентальные
2. Полуостровные
3. Приморские
4. Островные
5. Анклав
Контроль:
1. Выберите из списка страну(-ы) анклав…
А) Ватикан
Б) Монако
В) Сан-Марино
Г) Португалия
2. Соотнесите большие и маленькие страны мира
А) Самые большие страны мира 1. Россия
2. Монако
3. Казахстан
Б) Самые маленькие страны мира 4. США
5. Мальдивы
6. Лихтенштейн
Вывод: На современной политической карте представлено более 200 стран. Страны отличаются по площади, положению на материке, государственному устройству и форме правления.
Ученики самостоятельно выделяют группы стран по географическому положению и территории.
Работа в тетради.
Ответ:
1. А);В)
2.
А) Б)
1,3,4 2,5,6
Познавательные:
– находить и использовать информацию для решения учебных ситуаций;
– извлекать необходимую информацию из текста.
Физкультминутка Всё за мною повторяй! Руки вверх, теперь стряхни, Шире, ниже опусти! Поверти-ка головой, а теперь глаза закрой! Помечтаем о пингвинах, о холодных белых льдинах! О тюленях, о китах, и о теплых берегах!
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками повертеть,
Шесть - на место тихо сесть. Повторяют за учителем
Освоение нового материала Цель: изучить формы государственного устройства.
Все страны мира делятся на независимые (суверенные) и зависимые.
Ребята, какие формы правления вы знаете? Что вы знаете об этих формах? Какая форма правления в нашей стране?
Суверенные государства имеют тот или иной государственный строй, то есть форму правления. В прошлом преобладала монархическая форма правления. В настоящее время существуют всего 29 монархий. (Можете с ними ознакомится на стр. 16 таблица 2).
Давайте более подробно рассмотрим виды монархии и сделаем небольшую табличку в тетради.
Монархии современного мира
Абсолютная Конституционная Теократическая
Бруней
Бутан
ОАЭ
Оман
Саудовская Аравия
Катар Андорра
Бахрейн
Бельгия
Великобритания
Дания
Иордания
Испания
Кувейт
Лесото
Лихтенштейн
Люксембург
Малайзия
Марокко
Монако
Непал
Нидерланды
Норвегия
Свазиленд
Таиланд
Тонга
Швеция
Япония
Ватикан
Республика-форма государственного правления, при котором законодательная власть принадлежит выбранному представительному органу - парламенту, а исполнительная - правительство.
Соотнесите республики.
А) Президентская 1. форма правления, при которой парламент наделён не только законодательными полномочиями, но и фактически возможностью формировать правительство.
Б) Парламентская 2. республика, находящая баланс между президентом и парламентом.
В) Смешанная 3. республиканская форма правления, при которой, по Конституции, верховная власть принадлежит президенту.
Третья форма правления - это государства в составе Содружества, их 15.
Ребята, подумайте, почему республик гораздо больше, чем монархий?
Независимо от государственного строя в каждой стране существует та или иной форма административно-территориального устройства.
Соотнесите формы административно-государственного устройства и его понятия
А Унитарное государство 1 управление страной ведется из единого центра, в стране нет самостоятельных самоуправляемых образований
Б Федеративное государство 2 в таких государствах действуют два уровня власти: центральная и местная
В Конфедеративное государство 3 группа самостоятельных государств, заключивших конфедеративный договор, то есть объединившихся для решения конкретных задач.
Чем обусловлена специфика территориально-государственного устройства страны?
Контроль:
1. Выберите из списка страну с теократической формой монархии …
А) Россия
Б)Ватикан
В)Китай
Г) Япония
2. Выберите из списка страны Содружества …
А) Канада
Б) Нигерия
В) Индия
Г) Танзания
Вывод: Основными формами правления являются республика и монархия. Большинство стран мира-республики. Из 29 стран монархий мира 26 расположены в Евразии. По административно-территориальному устройству выделяют унитарные, федеративные и конфедеративные государства. К федеративным, как правило, относятся крупные многонациональные страны.
Устно отвечают на вопросы
Работа в тетради
Ответ:
А Б В
3 1 2
Делают предположения
Ответ:
А Б В
1 2 3
Ответ:
1. Б
2. А,Б,В,Г)
Регулятивные:
– соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно;
Познавательные:
– соотносить информацию, представленную в разных формах;
- структурировать учебный материал, выделять в нем главное;
– находить и использовать информацию для решения учебных ситуаций;
Личностные:
- сохранение мотивации к учению, проявление интереса к новому учебному материалу
Закрепление изученного материала Цель: закрепить полученные знания по теме: «Типы стран современного мира»
Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с размерами стран и их положением на материке, так же изучили формы государственного устройства.
Какие существуют виды монархий?
Приведите примеры федеративных государств.
Назовите ветви республиканской власти.
Контроль:
1. Заполните пропуски.
А) самая большая страна, не имеющая выхода к морю, - это…
Б) … - единственная страна в мире теократическая монархия
В) крупнейшая страна, целиком расположенная в Южном полушарии - …
Г) карликовое европейское государство, с XIII века являющееся республикой - …
2. Выберите страны с унитарной формой правления административно-территориального устройства
А) Япония
Б) Россия
В) Казахстан
Г) Нидерланды
Устно отвечают на вопросы
Ответ:
1.
А Монголия
Б Ватикан
В Бразилия
Г Сан-Марино
2. А,В,Г) Регулятивные:
- оценить свои учебные достижения, поведение.
Познавательные:
– соотносить информацию, представленную в разных формах
Домашнее задание: параграф 2, ответить на вопросы в конце параграфа; задание 1-4 в рабочей тетради.
Рефлексия: Что нового узнали на уроке? Достигли ли поставленной цели? Что удалось/не удалось? Где могут пригодиться полученные знания?
Приложение 1
Тест.
1. Методом географической науки не является
a) картографический
b) полевой
c) дистанционный
d) геологический
2. Закончите фразу:
Обработка аэро- и космических данных для определения изображенных на их объектов называется …
3. Термин «география» существует с:
a) III века
b) I века до н. э.
c) II века
d) III века до н. э.
4. Отметьте правильные высказывания словом «да» неправ ильные словом «нет»
Социально-экономическая география - это наука о размещении общественного производства
Полевые исследования являются основным методом географической науки
Дистанционные исследования опираются на данные аэро- и космической съемки