Лариса Геннадьевна
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе по теме «С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы»
▼ Скачать + Заказать документы
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
(ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА)
Предмет Литературное чтение
Класс 3 класс
Тип урока ОНЗ
Технология построения урока Урок - исследование
Тема С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы»
Цель Создание условий, необходимых для того, чтобы понять смысл и выразительно прочитать поэтическое произведение.
Публикация «Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе по теме „С, Есенин „Нивы сжаты, рощи голы“» размещена в разделах
- Есенин С.А.
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Основные термины, понятия Поэт, стихотворение, рифма, ритм, настроение, паузы, логическое ударение.
Планируемые результаты.
Предметные УУД:
• познакомить с жизнью и творчеством С. Есенина;
• познакомить с основной темой творчества Есенина – темой Родины, родного дома;
• отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения;
• учить детей чувствовать и понимать образный язык стихотворения
Личностные УУД:
• воспитывать любовь к родной природе на примере творчества С. Есенина, получать от чтения стихотворения эстетическое наслаждение;
• устанавливать связь между целью урока и её мотивом;
• высказывать свою точку зрения;
• проявлять интерес к художественной литературе;
• проявлять самостоятельность в поиске ответов на поставленный вопрос.
Регулятивные УУД:
• выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения;
• планировать деятельность на уроке под руководством учителя.
Познавательные УУД:
• формировать чувства неразрывной связи человека с природой;
•
Коммуникативные УУД:
• слушать собеседника, вести диалог;
• сотрудничать с учителем и сверстниками;
• работать в паре, группе;
• точно и чётко выражать свои мысли в соответствии с задачами урока.
Организация пространства.
Формы работы Ресурсы урока
• групповая
• парная
• фронтальная
• рабочая программа по литературному чтению, 3 класс
• учебник «Литературное чтение», 3 класс. Ефросинина, Вентана-граф, 2013 г. ;
• портрет писателя С. А. Есенина;
• музыкальные фрагменты - песня на стихи С. Есенина "Нивы сжаты, рощи голы", пьеса П. И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» (из цикла «Времена года»);
• проектор;
• презентация;
• ноотбук.
Дидактические задачи этапов урока.
Этапы урока Дидактические задачи
1. Мотивация к учебной деятельности Создать условия для формирования внутренней потребности во включение учащихся в учебную деятельность на личностно – значимом уровне.
2. Актуализация знаний Обеспечить принятие учащимися цели урока, формировать умение самостоятельно формулировать его тему и задачи. Обеспечить мотивацию учения.
3. Изучение нового учебного материала Создать условия для нахождения учащимися способов, которые приведут к решению возникшей проблемы.
4. Закрепление учебного материала Закрепить полученный результат, выявить пробелы и провести их коррекцию. Формировать навык самостоятельной работы. Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала.
5. Домашнее задание Соотнести цели урока и его результаты, дать оценку своей работе на уроке.
Технология изучения.
Этап урока Формируемые умения Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Мотивация к учебной деятельности Умение слушать классическую музыку. Звучит пьеса П. И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» (из цикла «Времена года»);
Учитель читает стихотворение С. Есенина «Я покинул родимый дом…» Слушают музыку и настраиваются на урок.
Актуализация знаний познакомить с жизнью и творчеством С. Есенина;
познакомить с основной темой творчества Есенина – темой Родины, родного дома;
учить детей чувствовать и понимать образный язык стихотворения
воспитывать любовь к родной природе на примере творчества С. Есенина, получать от чтения стихотворения эстетическое наслаждение; высказывать свою точку зрения; планировать деятельность на уроке под руководством учителя; слушать собеседника, вести диалог; точно и чётко выражать свои мысли в соответствии с задачами урока; устанавливать связь между целью урока и её мотивом; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения;
- Что я прочитала? (стихотворение)
- Назовите отличительные признаки стихотворения? (Ритм и рифма)
- Что представляли, когда я читала? Каким вам показалось это стихотворение?
- Каким должен быть человек, написавший такое?
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (читать стихи)
- А может, кто-нибудь может назвать имя поэта? Почему?
- А вы хотели бы узнать, кому принадлежат эти строчки?
- Я предлагаю фотографии поэтов. Кто из них мог написать это:
Эти волосы я взял у ржи,
Если хочешь на палец вяжи,
Я нисколько не чувствую боли…
- Как догадались? …тот старый клён головой на меня похож).
- Назовите тему нашего урока.
- Какие задачи перед собой поставим?
Знакомство с автором.
-Посмотрите на портрет С. Есенина, всмотритесь в это лицо. Давайте послушаем, что расскажут о нем ваши товарищи.
1уч. «Большую часть жизни Есенину суждено было провести в городе, только наездами бывал он в дорогих ему местах, где прошло детство и юность. Душа же оставалась вечно привязанной к отчему дому, родной семье, любимым рязанским просторам. Русская природа, крестьянский уклад, народное творчество, великая русская литература в лице А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Кольцова, И. С. Никитина – вот истинные источники его поэзии.
2уч. «Есенин сумел взять у природы даже черты своей внешности: синеву глаз – у бездонных рек и голубых небес, золотые волосы – у российских нив, мягкие кудри – у крон родных берёз. А главное, что поэт взял у родины, у бескрайней России – глубокую и необъятную душу».
- Сегодня мы познакомимся со стихотворением С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы». Найдите его в учебнике.
- Как вы думаете, что необходимо, чтобы понять и почувствовать стихотворение?
- Кто из вас может прочитать его выразительно?
- Почему?
- Давайте вспомним, что значит прочитать выразительно.
- С чего начнём? Что будем делать дальше? Отвечают на вопросы учителя.
Называют тему и задачи урока.
Рассказ 2 учеников о поэте.
Открывают учебник и находят стихотворение.
Отвечают на вопросы учителя, делают умозаключения.
Сталкиваются с затруднением, объясняют его причину.
Вспоминают и объясняют значение терминов: настроение, темп, логические паузы и ударения.
Изучение нового учебного материала познакомить с жизнью и творчеством С. Есенина;
познакомить с основной темой творчества Есенина – темой Родины, родного дома; отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения; учить детей чувствовать и понимать образный язык стихотворения;
воспитывать любовь к родной природе на примере творчества С. Есенина, получать от чтения стихотворения эстетическое наслаждение; высказывать свою точку зрения; проявлять самостоятельность в поиске ответов на поставленный вопрос; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения; формировать чувства неразрывной связи человека с природой; слушать собеседника, вести диалог; точно и чётко выражать свои мысли в соответствии с задачами урока
- Самостоятельно прочитайте стихотворение С. А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…»
- Что вы можете сказать о стихотворении?
- Прочитайте, подчеркните непонятные слова. Назовите.
- Что оно обозначает?
- Куда обратимся за помощью? (к толковому словарю).
Нивы – обработанное поле, пашня, посевы (словарь Ожегова)
- Прочитайте ещё раз и определите о чём это стихотворение?
- Что испытывал поэт, когда писал это стихотворение, что он переживал, ощущал?
-Я предлагаю вам ещё раз очень серьёзно поработать с текстом. Вы будете не просто читателями, а внимательными, думающими исследователями этого стихотворения.
1 строфа
- Прочитайте только первую строку.
- О чём они говорят? (Осень)
- Какая это осень? (поздняя)
- Какие слова нам об этом говорят? (Нивы сжаты, рощи голы, сырость, солнце тихое скатилось).
- Как вы понимаете выражение «рощи голы»?
- Почему «солнце тихое»? (Светит мало, греет не так как летом)
- Определите настроение автора.
Сожаление (нивы сжаты, рощи голы, значит уходит тепло)
Тревога (туман, сырость, неизвестно кто там спрятался)
- Какой темп прочтения будет в 1-ой строфе? (Медленный)
- Будем читать громко или тихо? Почему? (не разбудить, не спугнуть, чтобы не услышали)
2 строфа
- Прочитайте вторую строфу.
- О чём пишет поэт в этой части? (О дороге)
- Что такое дорога? (Это путь)
- Почему взрытая? (неровная, потому что уже давно туманы, сырость, а по ней возили с полей на телегах урожай)
- А сейчас чем она занимается? (дремлет)
- Как вы это понимаете?
- Какой приём использует автор? (олицетворение)
- Что это значит?
- Где ещё используется этот же приём? (ей примечталось)
-Прочитайте, что ей показалось? («Совсем - совсем немного ждать зимы седой осталось»)
- Почему? (Дорога устала. Она хочет отдохнуть. Зимой выпадет снег, и её больше не будут ранить колёса. По снегу заскользят полозья саней. Сани, как будто, гладят дорогу).
- И вот по этой дороге по замерзшим буграм и колдобинам едет телега. Вчитайтесь в стихотворение, вслушайтесь в него. Может, вы услышите, как трясет телегу? Она дребезжит по замерзшей дороге. Вот почему столько звуков «р».
Дремлет взрытая дорога,
Ей сегодня примечталось…
- Где ещё встречается олицетворение? (Зима седая)
- Почему седая? (Старая)
- Может, вы мне объясните, почему С. Есенин написал о зиме «седая», а не белая?
- Зима похожа на старость. Дорога мечтает о спокойной старости.
-Определите настроение.
Усталость (дремлет дорога)
Мечтательность (примечталось)
- Каким тоном будем читать эту строфу? (Спокойным, мечтательным)
- Какой темп будем соблюдать? (Медленный)
– С какой громкостью прочитаем эту строфу? (Тихо)
3 строфа
- Прочитайте 3-ю строфу. Кто же едет в той телеге? Чьё настроение можно почувствовать, понять? (Автора)
- Может быть «ах и сам я…» тоже здесь не случайно?
(С. Есенин тоже устал, он мечтает о том, чтобы отдохнуть)
- Верит он в то, что всё изменится к лучшему?
- Какие слова называют это настроение? (в чаще звонкой)
- Когда мы говорим – «Ах»? (Когда удивляемся)
- Что его удивило? Какой образ увидел Есенин в тумане? (Рыжий месяц жеребёнком запрягался в наши сани)
- Можем ли мы увидеть в серой, сырой осени «рыжего жеребёнка»?
- Как вы себе это представляете?
- В этом и заключается талант Есенина – видеть в самых простых вещах необычные образы.
- Какой приём использует поэт? (Сравнение)
- Определите настроение.
Усталость.
Надежда на лучшее.
- В каком темпе будем читать эту строфу? Каким тоном?
– А перед тем, ребята, как вы будете отрабатывать выразительность чтения стихотворения, надо отдохнуть, набраться сил. Встаньте, пожалуйста.
Осторожно ветер за калитку вышел, (поднять руки вверх, опустить)
Постучал в окошко, (постучать кулачками по парте)
Пробежал по крыше, (перебирать пальчиками по парте)
Покачал тихонько ветками черёмух (помахать руками вправо, влево)
Пожурил за что-то воробьёв знакомых (погрозить пальчиком)
И, расправив гордо молодые крылья, (взмахи руками)
Полетел куда-то вперемешку с пылью.
- Ребята, догадайтесь, кто автор этого стихотворения? Да, это С. Есенин.
Читают стихотворение самостоятельно, отвечают на вопросы учителя.
Читают самостоятельно и определяют тему стихотворения.
Работают над пониманием образного языка поэтического стихотворения по строфам.
Выполняют упражнения физкультминутки.
Закрепление учебного материала познакомить с жизнью и творчеством С. Есенина;
отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения;
учить детей чувствовать и понимать образный язык стихотворения;
воспитывать любовь к родной природе на примере творчества С. Есенина, получать от чтения стихотворения эстетическое наслаждение; проявлять самостоятельность в поиске ответов на поставленный вопрос; слушать собеседника, вести диалог; работать в группе;
точно и чётко выражать свои мысли в соответствии с задачами урока - Ваше задание : подготовиться к выразительному чтению стихотворения. Как будем готовиться? (Расставить паузы, логическое ударение, выбрать нужный темп)
- Кто желает прочитать?
- Спасибо, ребята.
- Давайте попробуем составить синквейн к этому стихотворению. Работать будем группами по четверостишиям. Вспомним правила работы в группе.
(Учитель раздаёт алгоритм составления синквейна)
- Назовите главную мысль стихотворения? Что хотел сказать автор? (Осень - печальная пора. Осень наводит поэта на грустные мысли, но автор стихотворения верит, что скоро придет зима, все обновится и все будет хорошо.)
- Что передал Сергей Есенин через это стихотворение? (свою любовь к родной земле, родному краю)
- А мы здесь причём?
- Какие художественные приёмы используют авторы для написания стихотворений? (Олицетворения, сравнения, эпитеты)
- Как вы думаете, можно из этого стихотворения сделать песню?
- Что для этого надо сделать?
- Если бы вы были композиторами, какую музыку сочинили?
- Мелодичность, музыкальность этого стихотворения, искренняя любовь к родному краю затронула душу композитора Л. Накарякова, который написал на слова Есенина музыку.
(Слушание песни «Нивы сжаты, рощи голы…») Самостоятельная работа каждого над выразительностью стихотворения.
Ученики отвечают по одному – зачитывают стихотворение выразительно.
Работают группами над составлением синквейна.
Отвечают на вопросы учителя, делают выводы.
Отвечают на вопросы учителя, рассуждают.
Слушают песню.
Домашнее задание Высказывать свою точку зрения на поставленный вопрос; слушать собеседника, вести диалог; точно и чётко выражать свои мысли в соответствии с задачами урока - Выберите одну из фраз и закончите её :
«На уроке мне было интересно, потому что…
На уроке мне было не интересно, потому что…»
- Спасибо вам за работу.
- Вы были сегодня внимательными, думающими читателями. Всем хочется сказать спасибо за ваши исследования и находки. Дома вы ещё раз прочитаете стихотворение С. Есенина. Каждый по-своему. Постарайтесь передать все настроения, которые вы в нем почувствовали. Дома выучите его наизусть.
Дают оценку своей работе на уроке.
Записывают домашнее задание.