Наталья Проказова
Технологическая карта совместной деятельности «Эта уникальная сода» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конструкт непрерывной образовательной деятельности
Тема: "Эта уникальная сода".
Цель: Сформировать у детей старшего дошкольного возраста понятия о свойствах пищевой соды посредствам экспериментирования.
Возрастная группа: 6-7 лет.
Форма взаимодействия: Лаборатория.
Вид деятельности: в ходе организации образовательной деятельности предполагается интеграция разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, экспериментирование, двигательной, самообслуживание.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сода. Опыты и эксперименты с содой
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2025
Форма организации: подгрупповая.
Учебно-методический комплект: «От рождения до школы» инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой; Абрамова Л. В., Слепцова И. Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Подготовительная к школе группа (6–7 лет).; Лыкова И. А. Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста «МИР БЕЗ ОПАСНОСТИ»
Технологии: экспериментирование
Средства: халаты, шапочки на каждого ребенка, ложки, прозрачные стаканы, воздушные шары по количеству детей, подносы, влажные салфетки, вода, краски, планшеты для рисования содой, пипетки для рисования,
Мультимедийные: интерактивная доска, ноутбук, проектор.
Наглядные: презентация "Волшебная сода".
Предварительная работа: Беседы о назначении и применении соды; где добывают соду; Памятка «Меры осторожности в лаборатории». Беседа по мнемотаблицам «Правила поведения в лаборатории». Чтение литературы на тему «Добыча соды»; разучивание физкультминутки «Дружно встали на разминку». Сравнивание соды и муки.
Задачи:
Развивающие:
• Развивать познавательную активность, умения делать выводы, умозаключения.
• Развивать умение фиксировать этапы действий, действовать в соответствии с алгоритмом.
• Развивать умение отбирать средства и материалы для экспериментальной деятельности.
• Закрепить правила безопасного поведения в процессе проведения опытов.
Образовательные:
• Закрепить знания детей о свойствах соды;
• Учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения;
• Организовать познание детей через самостоятельный поиск;
• Активизировать речь детей, обогащать словарный запас.
Воспитательные:
• Воспитывать любознательность;
• Воспитывать аккуратность при выполнении работы, соблюдение правил техники безопасности.
Планируемые результаты:
• Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.
• Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
• Обладает элементарными представлениями из области живой природы;
• У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
• Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения.
• Ребенок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; склонен наблюдать, экспериментировать.
• Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и
• умения в различных видах деятельности.
Этапы деятельности (алгоритм) Содержание деятельности Действия,
деятельность педагога Действия, деятельность детей, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов Планируемый результат
1. Предварительный
2. Организационный
3. Содержательно-операционный
4. Рефлексия
5. Открытость
Воспитатель переодет в персонаж волшебника
- Здравствуйте, мои друзья! Всех вас рада видеть я! - А вы знаете кто такие волшебники? Хотели бы вы сегодня побыть маленькими волшебниками? А какое вещество мы с вами возьмем для волшебства мы узнаем из ребуса. Внимание на экран.
- Молодцы! Вы правильно отгадали ребус
- Ребята, а как вы думаете, что такое сода и где она используется?
- Сода-гидрокарбонат натрия, кислая соль угольной кислоты, белый кристаллический порошок, бес цвета и запаха, хорошо растворимый в воде используется в кулинарии и пищевой промышленности; в хозяйстве (в быту); в медицинских целях; в косметических целях; в химической промышленности.
- Ребята, а вы знаете, где и как добывали соду? Соду извлекали из месторождений в виде минералов и добывали из содовых озер путем управления воды. В России крупнейшим производителем пищевой соды является Стерлитамакский завод «Башкирская содовая компания». Именно эту соду в желто-красных пачках мы и видим на прилавках российских магазинов.
- Ребята настоящие волшебники работают в лаборатории. Но прежде чем вас пригласить в нашу волшебную лабораторию, напомните мне правила поведения в ней?
- Ну, что ребята, прежде чем приступить к волшебству мы проведем физкультминутку «Дружно встали на разминку».
А теперь начинаем волшебство.
1. Опыт «Кипящее озеро»
-Нам понадобится: миска с водой, лимонная кислота, сода, 2 чайные ложки и ложка побольше для размешивания. Пусть вода в миске будет озером. Добавим в озеро немного соды и лимонной кислоты, озеро закипит. Какой можно сделать вывод?
Вывод: Вулкан, который мешают, извергается сильнее, так, как перемешивая воду в озере, мы помогаем молекулам соды и лимонной кислоты быстрее встречаться.
2. Опыт. «Надуваем шар»
- Примерно 1/3 бутылки заполняем кислотой.
В воздушный шар насыпаем через воронку соду.
- Надеваем на горлышко бутылки воздушные шар, и постепенно высыпаем соду из шарика в бутылку. Какой можно сделать вывод?
Вывод: пищевая сода и кислота, вступая в реакцию при их соединении, выделяют углекислый газ, который и надувают шарик.
3. Опыт. «Рисование на соде»
С помощью соды, красителя и кислоты можно создавать узоры. Это один из способов необычного рисования, который стоит попробовать.
Вариаций подобного рисования может быть много. Для начала, нужно насыпать соду в широкое блюдо и равномерно её распределить. А дальше — уже вариации.
Красители: можно развести водой и капать на соду. А можно воспользоваться сухими красителями и насыпать узором, а уже потом капать жидкость.
Кислота: Можно капать в соду кислоту, а можно посыпать соду кристаллами лимонной кислоты и капать водой.
Ну и конечно же в качестве источника жидкости можно использовать разные приспособления: пипетки, шприцы, спринцовки, брызгать из распылителя.
- Ну что, ребята. Мы сегодня побывали в роли волшебников. Вам понравилось? Что нового и интересного вы узнали? Что вам больше всего запомнилось? Вы довольны своими результатами? Чему вы сегодня научились?
- А еще мы познакомились с веществом – пищевой содой. Наши опыты показали, что сода взаимодействует с различными веществами, мы увидели, что с ней происходит в разных ситуациях. За ваши открытия я хочу каждому вручить рецепт опыта «Газировка». Этот опыт вы проведете дома с родителями или друзьями. Желаю вам продолжить экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного. Приветствует детей, задает положительный настрой.
Предлагает игра….на платформе.
Хвалит детей.
Демонстрирует презентацию.
Демонстрирует презентацию.
Проводит Физкультминутку.
Предлагает детям подойти к своему рабочему месту и приступить к опытам демонстрируя в виде презентации алгоритм проведения опытов.
Контролирует, при необходимости помогает.
Побуждает детей высказыванию; поощряет детей за полные ответы.
Мотивирует детей к выполнению задания.
Стимулирование детей к самоанализу и самооценке.
Делает обобщающий вывод.
Прощается с детьми. Активно включаются и демонстрируют готовность в процесс совместной деятельности.
Сосредотачивают внимание на теме беседы.
Дети отгадывают ребус.
Отвечают на вопросы высказывают свои предположения.
Ответы детей.
Проявляют интерес к предстоящей деятельности.
Ответы детей сопровождаются мнемотаблицами «Правила поведения в лаборатории».
Дети выполняют движения.
Дети приступают к исследованию
взаимодействуя друг с другом, помогают, подсказывают.
Проявляют самостоятельность в организации своей деятельности.
Дети делают вывод.
Дети проводят экспериментирование.
Дети делают вывод.
Дети, выбирают материал для исследования, планируют и согласовывают свои действия работая группой.
Дети настроены на общения.
Слушают, выражают собственные мысли, контролируют внимание.
Соотносят результат продукта деятельности с намеченным планом, рассказывают о собственных удачах и трудностях в течение исследования.
Выражают желание взять рецепт для дальнейших экспериментов. Эмоционально положительный настрой на общение, включение в образовательную деятельность.
Появление у детей заинтересованности, познавательного интереса.
Готовность детей к общению со взрослым и совместной деятельности.
Умение работать по мнемотаблицам.
Ребенок проявляет любознательность.
Достаточно хорошо владеют устной речью, выражают свои мысли.
Дети следят за правильностью выполнения задания.
Формирование навыков сотрудничества в процессе совместной деятельности.
Дети способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.
Формирование эмоционально-ценностного отношения к совместной деятельности.
Умения оценивать результат своей деятельности.
Желание поделиться с новыми знаниями.