Сахайаана Cотникова
Технологическая карта организованной учебной деятельности для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта организованной учебной деятельности для старшей группы
Область: «Коммуникация», «Познание»
Раздел: «Обучение грамоте».
Тема: «Путешествие в «Страну слов».
Цель: Закрепить способ звукового анализа слова – весна (способы определения гласности и согласности, твердости и мягкости звуков); умение заменить звук на нужную букву; находить ударный гласный звук; подбирать родственные слова к слову-весна; читать слова и предложения, продолжать развивать фонематический слух.
Публикация «Технологическая карта организованной учебной деятельности для старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
Материал: на доске - текст со стихотворением, схема слова из 5 звуков; картинка весны; буквы. На столах: кассы с буквами, карточки, фишки. листочки с текстом.
Этапы деятельности Действия воспитателя Действия детей
Мотивационно-побудительный
Организационно-поисковый Побуждаю детей поприветствовать гостей.
- Ребята, я вас приглашаю в Страну слов!
- Вы хотите?
Обращаю внимание на доску.
- Посмотрите, что здесь нарисовано?
- А что это за слово, нам поможет узнать стихотворение. Что нужно сделать?
- Читайте.
«Отшумела злая вьюга.
Стала ночь короче дня.
Теплый ветер дует с юга.
Капли падают звеня.
Солнце землю нагревает,
Гонит с нашей горки лед.
Тает баба снеговая,
И ручьями слезы льет.»
- Ребята, о каком времени года это стихотворение?
-Подтвердите, действительно это стихотворение о весне?
-Какое у нас сегодня слово в гостях?
- Весна дает вам задание:
Задание: Найти и обозначить все звуки в слове весна. Что вам в этом поможет?
-Выполняйте.
Задаю вопросы:
- Почему первый звук в слове весна обозначили зеленой фишкой.
- Как ты узнал, что звук [в] мягкий?
- Назовите второй звук в слове – весна. Он какой? Почему?
- Расскажите все о 3-м звуке в слове –весна.
- Назовите четвертый звук в слове – весна. Как узнали что он согласный?
- Почему последний звук в слове весна - обозначили красной фишкой?
-Вы справились с этим заданием! – Молодцы!
- Весна дает нам еще одно задание: Обозначить все звуки в слове весна - буквами.
Задание. Чтобы правильно прочитать слово – весна- что надо сделать?
- Интересно, как правильно прочитать слово - весна? Что нужно сделать?
- Как найти ударный гласный звук?
- Давайте вместе позовем «весна» (произношу слово вместе с детьми)
- Назовите звук, который звучал дольше?
- Прочитаем слово.
- Чтобы наша весна засверкала всеми цветами радуги, давайте подберем образные слова к слову -весна ( выставляю модель: «Весна какая?»)
Задаю вопросы: весна какая?
- Когда ярко светит солнце?
- Когда расцветает все кругом?
- Когда весной часто идут дожди?
- Когда мы весной много отмечаем праздников?
- Когда весна трудится, ломает лед на реках?
Обобщение: Прочитаем, что мы прочитали.
- Вот какая разная бывает весна!
- Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят- весной все тает, много воды кругом. Давайте подберем слова родственники к слову –«вода»
Задаю вопросы:
- Как ласково можно сказать про воду? (выставляю слова)
- Сказочный персонаж живущий в воде?
- Человек, который работает под водой?
-Когда вода бурным потоком льется с гор?
- Когда весной разливаются реки и заливают поля, дороги?
На доске написаны слова:
- вода
- водичка
- водяной
- водолаз
- водопад
- паводок
- Прочитаем слова и выделим общую часть во всех словах.
- Вод – это корень этих слов.
.- Эти слова называются - однокоренные. Запомним. Приветствуют гостей.
Проявляют интерес.
- Да, хотим!
- Это модель слова.
- Нужно прочитать стихотворение.
Читают хором - сначала по слогам, потом слитно.
- О времени года- весна.
- Да.
Подтверждают фразами из стихотворения.
- У нас в гостях слово – весна.
- Нам помогут фишки, карточки и схемы.
Садятся за столы, находят и обозначают звуки фишками.
Ребенок говорит, используя схемы: первый звук в слове – весна – звук [в]- он согласный мягкий звук и обозначается зеленой фишкой.
- Я произнес звук [в] в слове весна и послушал, как он звучит. Звучит мягко
Ребенок говорит: второй звук в слове весна- звук [э]- он гласный. Потому что при произношении во рту не встречает препятствие.
Ребенок выходит к доске, по схеме рассказывает о звуке [с].
Говорят по схеме: четвертый звук в слове – весна- звук [н]- он согласный- потому что при произношении во рту встречает препятствие.
- Звук [а]- гласный, и обозначается красной фишкой.
Открывают кассы, находят нужные буквы, обозначают звуки.
- Нужно поставить ударение.
Говорят правило: нужно произнести слово «весна» так, как оно звучит в речи и послушать, какой звук звучал дольше.
Говорят: -Весна-а-а
- Звук [а].
Ставят ударение.
Читают: весна.
Говорят свои варианты.
(теплая, ласковая)
Ребенок выставляет слово «солнечная» - читает – «весна солнечная».
- весна цветущая
- весна дождливая
- весна праздничная
- весна трудолюбивая
Читают.
Говорят:
- водичка
- водяной
-водолаз
- водопад
- паводок
Читают слова, выделяют общую часть- вод.
- Во всех словах общая часть -вод.
Повторяют хором.
Рефлексивно-коррегирующий - Ребята, вы справились со всеми заданиями весны. Хотите узнать, что она вам говорит (предлагаю прочитать ребус)
СПА
\ СИ - БО - Да, хотим.
Читают по стрелкам ребус.
- Весна сказала нам –спасибо, за то что мы выполнили все ее задания.
Ожидаемый результат:
Знать: способ звукового анализа слова - весна;
Иметь: представление об однокоренных словах;
Уметь: заменять звук нужной буквой, ставить ударение, подбирать однокоренные слова, читать слова и предложения.