мария горбушина
Конспект совместной образовательной деятельности дошкольников «Это удивительное волшебное электричество»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область познавательное развитие Тема «Это удивительное волшебное электричество»
Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,
Примерная основная образовательная программа : примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой- Москва; 2014 год.
Публикация «Конспект совместной образовательной деятельности дошкольников „Это удивительное волшебное электричество“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
Характеристика группы: в группе 23 человека (11 девочек и 12 мальчиков). Возраст детей от 6 до 7 лет. Группа полного дня – с 7.00 до 17.30. Один ребёнок леворукий. Большая часть детей группы находятся в едином коллективе с первой младшей и со второй младшей группы. У всех детей сформированы и развиты навыки самообслуживания, основные знания и умения. Детям группы характерна высокая двигательная активность, любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность, подражательность. Большая часть группы обладает устойчивым вниманием, хорошей памятью, высокой познавательной активностью, хорошо развитым кругозором. Легко справляются с поставленными задачами, рассуждают, анализируют. Отношения между ребятами дружелюбные, умеют помогать друг другу. Однако из-за небольшого опыта коллективных взаимоотношений иногда возможны конфликты между детьми связанные с этим.
Предварительная работа: рассматривание картинок «Бытовая техника», беседа о правилах обращения с опасными предметами (режущими, колющими, взрывоопасными,, чтение С. Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое», загадывание загадок, сюжетно-ролевая игра «Семья».
Оборудование: карточки «Электроприборы»; карточки-схемы «Правила пользования электроприборами», конверт для карточек, дидактическая игра «Что есть, что было», воздушные гелевые шары (10 шт)., расчески (10 шт, бумажные листочки (10 шт, воздушные шарики (10 шт, фонарик, игрушка, 2 батарейки, мяч, белые халаты, бомбокс, телефон, ноутбук видеопрезентация «Как электричество попадает к нам в дома». Уроки Тётушки Совы».
Цель совместной образовательной деятельности (в соответствии с образовательными областями ФГОС ДО) :
Систематизация знаний об электричестве, развитие активности, любознательности посредством опытно-экспериментальной деятельности у дошкольников.
Задачи:
- обобщить знания детей об электрических приборах, об их назначении в быту;
- формировать навыки безопасного поведения при обращении с электроприборами;
- познакомить с понятиями «электричество», «электрический ток»;
- обогащать словарь детей (электроприборы, электричество, электрический ток);
- развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
- развивать познавательную активность, любознательность, воображение, умение обосновывать свой ответ, самоконтроль в процессе деятельности;
- развивать социально-коммуникативные навыки: умение работать в паре, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать свое мнение;
- вызывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь к другим.
В образовательной области Планируемые достижения результатов совместной деятельности педагога с детьми
социально-коммуникативное развитие Свободно общается со взрослыми и детьми в ходе совместной образовательной деятельности
Сопереживает персонажу;
В дидактической игре договаривается со сверстником об очередности хода, выборе карточки;
Знает и рассказывает о мерах предосторожности, связанных с опасными предметами дома (электрические приборы, газовая плита, инструменты и бытовые предметы).
Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.
познавательное развитие Знает названия электроприборов и для чего они служат в повседневной жизни;
Устанавливает самостоятельно причинно-следственные связи, делает выводы в области логических отношений;
Умеет работать по правилу и образцу, слушает взрослого и выполняет его инструкции.
речевое развитие Активизация словаря (электричество, электрический ток, электроприборы)
Умеет отвечать на вопросы репродуктивного и творческого характера, употребляет в речи сложные представления.
Этапы совместной деятельности Задачи этапа Формы взаимодействия Организация взаимодействия педагога с детьми Планируемый результат
(в соответствии с
целевыми ориентирами ФГОС ДО)
Деятельность педагога
(методы и приёмы) Деятельность воспитанников
Вводный (организующий) этап Подвести (мотивация) детей к образовательной деятельности.
Формировать интерес к предстоящей совместной образовательной деятельности; Коммуникативная игра
Внешняя мотивация (телефонный звонок0 – помощь Золушке
Ситуативный разговор
Создание проблемной ситуации - Давайте поздороваемся друг с другом как-нибудь необычно, например, поиграв в игру.
Коммуникативная игра.
По дорожке мы шагаем,
И друзей своих встречаем.
Здравствуй, солнце!
Здравствуй, речка!
Здравствуй, белая овечка!
Здравствуй, козлик!
Здравствуй, стриж!
Здравствуй, заинька- малыш
Здравствуйте, мои друзья!
Очень рада всех видеть я!
- Посмотрите ребята, сколько к нам пришло сегодня гостей. Давайте улыбнемся им
Вдруг раздается громкий телефонный звонок. Воспитатель поднимает трубку. Оттуда слышен громкий плач
- Ой, ой, ой. Ничего не понимаю, ни слова не могу разобрать, но подождите у меня есть ребята, которые помогут мне во всём разобраться. Включаю громкую связь.
Организация: дети стоят в кругу вместе с воспитателем.
Дети выполняют действия в соответствии со словами
Дети идут по кругу, взявшись за руки.
Поднимают руки вверх
Опускают руки и плавно водят или перед собой вправо влево.
Прикладывают кулачки к голове «рога»
Прикладывают указательные пальцы к голове.
Взмахивают кистями, как крыльями.
Приставляют ладони к голове делают ушки.
Поднимают руки вверх, и приветственно машут ею.
Прижимают руки к груди и вытягивают их вперед, обнимаются все вместе.
Дети приветствуют гостей, улыбаются им.
Организация: дети подходят к телефону, внимательно слушают громкую связь.
«Здравствуйте, ребята! Я звоню вам, чтобы попросить о помощи. Я бедная девочка. Меня зовут Золушка. Сегодня объявили о предстоящем бале в королевстве. Мне очень хочется на него попасть, но не сделав той работы, которую мне поручила злая мачеха, я никуда не могу выйти. Пожалуйста, помогите мне справиться с домашними делами и попасть на бал»
Проявляет любознательность, активность; задает вопросы взрослым и сверстникам.
Основной (практический) этап - познакомить с понятием «электричество», его свойствами и ролью в жизни человека;
- развивать процесс познавательно-исследовательской деятельности : в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижений результата;
- учить умению устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать вслух;
- продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями сверстников;
Подведение детей к разрешению проблемной ситуации,
Организация и проведение экспериментов. - Как же мы можем помочь Золушке вовремя попасть на бал?
-Так можно помочь. Но кто нам поможет в этом?
Дети нас окружают предметы, которые как добрые волшебники помогают нам везде.
- Как можно назвать эти предметы?
Воспитатель читает стихотворение об электроприборах :
Очень любим дом мы свой,
И уютный, и родной.
Но не каждый бы сумел
Переделать массу дел.
Нужно дома нам убрать,
Приготовить, постирать,
А ещё бельё погладить…
Как со всей работой сладить!
И чудесно, что сейчас
Есть помощники у нас.
Труд они нам облегчают,
Время наше сберегают.
-А почему их называют электроприборами?
- Ребята, а какие электроприборы есть у вас дома?
-А давайте вспомним, какими предметами люди пользовались раньше, когда не было электричества? Мы с вами поиграем в игру «Что есть, что было» : становитесь в круг, я буду каждому бросать мячик и называть электроприбор, а вы подумаете, и скажите, какие современные электроприборы заменили старые предметы.
- Дети, давайте поможем Золушке быстрее справиться с домашними делами. Каждый из вас сделает Золушке подарок.
Мы подарим Золушке добрых волшебных помощников –
электроприборы.
- А сейчас мы поиграем. Дидактическая игра «Найди пару»
- Итак, все эти картинки мы положим в конверт и отправим Золушке, и тем самым поможем ей сделать всю работу вовремя.
- А как вы думаете, без чего не могут работать электроприборы?
- Все электроприборы работают от тока. Электрический ток вырабатывается на больших мощных электростанциях. Чтобы получить электричество, на таких станциях используется сила воды, тепловая, солнца, ветра. Затем, электрический ток течёт по проводам, спрятанным глубоко под землёй или очень высоко над землёй, приходит в наши дома, попадая в выключатели и розетки.
Электрический ток совершает длинное путешествие по улицам и переулкам, по проводам и чем-то похож на реку, только в реке течёт вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие частицы.
Этот провод – дорожка. Сверху она одета в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких медных проволочек, по ним и попадает ток в дома, больницы, школы, детские сады.
- Электрический ток очень опасен, он может даже убить, поэтому нужно соблюдать правила безопасности в работе с электроприборами. С ними нужно правильно обращаться.
Представьте себе, что вы – маленькие частицы тока, которые бегут по проводам.
- Я предлагаю отправиться в лабораторию и побольше узнать об электричестве. А отправимся мы туда на воздушных шарах. В полете нам пригодится фонарь. Становитесь парами берите воздушный шарик и полетели.
- Я вижу лабораторию Идеё на посадку. Вот мы и прилетели. Давайте мне ваши шарики я прикреплю из за крючок, чтобы они не улетели.
(В ГРУППЕ ВЫКЛЮЧАЕТСЯ СВЕТ)
- Ой, что-то случилось. Как темно. Что же делать ничего не видно.
- Здесь объявление. Что здесь написано?
- Откуда поступает электричество к нам в дома?
- Как электричество попадает к нам в дома?
- Где в каждом доме живет электричество?
-Давайте встанем полукругом фонарик я поставлю на середину и вспомним, как электричество приходит к нам в дома.
- Проходите, садитесь за столы. Кем мы с вами становимся, когда заходим в лабораторию?
- Не забывайте о правилах поведения в лаборатории.
Опыт № 1.
На расческе висит бумажные листочки.
- Посмотрите, ребята, какая красивые листочки висит на моей расческе!
Давайте и вы попробуйте повесить листочки на свою расческу.
- Ребята, почему мой листочек висит, а ваши падают? Как вы думаете?
- Давайте ваши расчески превратим в волшебные. Я вам покажу, как это можно сделать. Надо расческу потереть о волосы и приложить к листочку той стороной, которой натирали. Попробуйте
- Вот и ваши листочки висят на расческе, они стали волшебными. Это произошло из-за того, что в ваших волосах живёт электричество, и мы его поймали, когда стали расческу тереть о волосы. Какой можно сделать вывод?
Опыт №2
- Возьмите с подоконника воздушные шары и давайте превратим их в волшебные.
- Что для этого надо сделать?
- Правильно. Попробуйте это сделать.
Итак, дети, доброе или волшебное электричество живёт не только в волосах– оно не опасно.
Опыт №3
- Посмотрите у меня в руках руль. Я нажимаю на кнопки, а он молчит.
- Как вы думаете, почему не слышна мелодия?
- Действительно, в нём нет батарейки. Сейчас я поставлю батарейку. Но игрушка по-прежнему молчит. Почему?
- Игрушка заработала. Почему?
- В батарейке тоже живёт неопасное электричество. С игрушками на батарейках очень весело и интересно играть.
- Ребята, вы молодцы! Сегодня вы научились делать предметы
волшебными. Нам пора лететь в группу обратно. Берите свои шары.
- А теперь пора прощаться
В детский сад нам возвращаться.
Ребята быстро по местам
Перемещению старт дан. Организация: дети свободно располагаются на ковре.
Ответы детей: Да, мы можем помочь Золушке. Ей нужно помочь убрать дом, можно позвать Фею, можно помочь помыть посуду и пропылесосить, убрать в доме.
Ответы детей: фея – волшебница, друзья.
Нам помогают электроприборы.
Организация: дети стоят полукругом перед воспитателем
Потому, что они работают от электричества
Стиральная машина, пылесос, компьютер, утюг, фен у мамы.
Организация: дети стоят в кругу на ковре.
На вопрос воспитателя отвечают и при этом кидают мяч.
(Стиральная машинка - тазик, пылесос - веник, фен - расческа и полотенце, лампа - свеча, музыкальный центр - гармонь, миксер - венчик, холодильник - подвалы, газовая плита - печь, швейная машина – игла.
Организация: дети проходят за столы.
Дети вывешивают карточки на магнитную доску и рассказывают для чего нужен каждый электроприбор.
Организация: дети работают в парах.
За столами дети выбирают подходящие пары к картинкам
Дети складывают все карточки в конверт.
Ответы детей. Без электричества, без тока, без провода, без «вилки».
Организация: дети стоят вокруг стола, где стоит ноутбук.
Дети внимательно смотрят видеозапись, задают вопросы по ходу видеозаписи.
Дети по картинкам рассказывают о правилах безопасности при обращении с электроприборами.
Организация: дети становятся в линию, первый из которых - это розетка, последний – лампочка, остальные провод.
Все поочередно встают и садятся, изображая волнообразное движение, символизирующее движение тока по проводам, когда «ток» дойдет до последнего ребенка – лампочки он поднимает руку. Сопровождают свое движение такими словами:
Ток бежит по проводам,
Свет несёт в квартиру к нам,
Чтоб работали приборы
Холодильник, мониторы
Кофемолки, пылесос
Ток энергию принёс…
Организация: дети стоят парами с шарами в руках.
Играет музыка «Полет на воздушном шаре».
Организация: дети «приземляются», отдают шарики воспитателю, свободно располагаются на ковре.
Дети должны вспомнить, что мы с собой взяли фонарик. Если, не вспоминают, воспитатель говорит, что у них с собою есть фонарь. ЗАЖИГАЮТ ФОНАРЬ
Дети пробуют прочитать, воспитатель помогает)
( ОБЪЯВЛЕНИЕ: ЛАБОРАТОРИЯ ЗАКРЫТА. НЕТ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА)
С электростанции.
По проводам
В розетках, выключателях.
Организация: дети стоят полукругом, фонарик ставим на середину.
Говорят слова:
Ток бежит по проводам
Свет несет в квартиру нам
Чтоб работали приборы
Холодильник, мониторы
Кофемолка, пылесос
Ток энергию принес.
В ГРУППЕ ЗАЖИГАЕТСЯ СВЕТ.
Организация: Дети проходят за столы, которые стоят П-образно. Внимательно слушают воспитателя. Подходят к шкафу, где висят плечики с белыми халатами и надевают их.
Дети проявляют активность, заинтересованность,
Нельзя трогать ничего руками, потому что может что-нибудь произойти; мы не знаем где и что находится.
Дети пытаются повесить листочки, но у них не получается.
Ответы детей. Не знаем.
Они волшебные.
Они приклеились. Они держатся на скотче.
Дети пробуют повесить листочки на свои расчёски
Дети делают вывод: в волосах живет электричество. Оно не опасное для человека.
Потереть о волосы
Дети выполняют опыт.
Вывод: шарики приклеились к волосам.
Примерные ответы детей: Руль сломан. Нет батарейки.
Батарейка не правильно вставлена, нужно плюс к плюсу, минус к минусу.
Мы поставили батарейку, через игрушку пошёл электрический ток, и она заработала.
Дети формулируют вывод: в батарейках живет электричество.
Организация: дети встают из-за столов, берут шары и под музыку «летят» в группу
Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской деятельности.
Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Обладает развитым воображением.
Интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения в ходе экспериментирования
Заключительный этап Закреплять полученные и имеющиеся знания. Обобщать опыт полученный ребенком. Формировать элементарные навыки самооценки. Беседа, обсуждение. Фронтальная работа, индивидуальная работа. Вдруг раздается телефонный звонок. В трубке слышится громкий смех.
- Ребята, благодаря вам я успела на бал. Ваши подарки – добрые волшебники – помощники помогли мне выполнить всю работу вовремя. Огромное вам спасибо! И за это я вам дарю диск со сказкой.
- Кому вы сегодня помогли?
- Как мы помогли Золушке?
- Что мы сегодня узнали об электричестве?
- Что вам понравилось больше всего?
- Что показалось наиболее трудным?
- А теперь подойдите к нашим смайликам и отметьте какое настроение у вас появилось после наших игр.
Воспитатель интересуется тем или иным выбором ребёнка.
- Спасибо вам, ребята!
Организация: дети свободно располагаются на ковре.
Дети говорят слова благодарности.
Золушке.
Мы подарили Золушке добрых волшебников – электроприборы и она вовремя попала на бал.
С помощью электричества работают электрические приборы.
Электричество может быть опасным.
Электричество бывает добрым, волшебным и не опасным (в фокусах).
Ответы детей.
Делать опыты-фокусы.
Играть в «электрический ток». Смотреть видеозапись.
Вешать листочки на расческу. Приклеивать бумажки к палочкам.
Организация: дети подходят к смайликам и берут тот смайлик, который считают нужным.
Дети объясняют их выбор.
Осознаёт себя как участник познавательного творческого процесса. Сформированы элементарные навыки самооценки.
Дата: 12.10.2016г. Подпись педагога: М. А. Горбушина
Проект самоанализа совместной образовательной деятельности
Ф. И. О педагога: Горбушина Мария Александровна Должность воспитатель
Полное название ОУ (с указанием муниципального образования) : Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад «Чебурашка»
Образовательная область познавательное развитие Тема «Это удивительное волшебное электричество»
Примерная основная образовательная программа : примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой- Москва; 2014 год.
Этапы совместной деятельности Планируемый результат
(в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО) Возможные риски Коррекционная работа
Вводный (организующий)
этап Проявляет любознательность, активность, задает вопросы взрослым и сверстникам.
Не увлекся предстоящей деятельностью Индивидуально вовлечь
Основной (практический)
этап Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской деятельности.
Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Обладает развитым воображением.
Интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения в ходе экспериментирования Не ответил на вопрос.
Не справился с проведением опыта
Гиперактивность ребенка
Дети устали
Не заинтересовались видеопрезентацией Задать наводящие вопросы.
Помощь сверстников
Предложить индивидуальные задания
Сменить один вид деятельности на другой
Убедить ребёнка, в том что без него нам будет смотреть видеопрезентацию не интересно.
Заключительный этап Осознаёт себя как участник познавательного творческого процесса. Сформированы элементарные навыки самооценки. Не умеет оценивать свою деятельность. Помощь сверстников. Индивидуальная работа.