Надежда Алпатьева
Технологическая карта образовательной деятельности «Математическое путешествие в шахматное королевство»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта
образовательной деятельности
Тема: «Математическое путешествие в шахматное королевство»
Возраст: подготовительная группа (6-7 лет)
Цель: создание условий для развития интеллектуальных способностей детей на основе шахмат.
Задачи:
Обучающая:
- Продолжать учить решать логические задачи, писать графические диктанты;
-Закреплять знания о цифрах, соотносить цифры с количеством предметов;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Продолжать формировать знания о шахматной доске и о фигурах;
Развивающая:
- Закреплять ориентировку на плоскости;
- Развивать познавательный интерес к шахматам;
-Развивать интеллектуальные способности детей, внимание, мышление;
Воспитательная:
- Воспитывать доброжелательное отношение между детьми в процессе совместной деятельности;
- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в подгруппах.
Образовательные области : «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Оборудование: шкатулка с письмом, шахматы, карточки с изображением шахматных фигур, карточки с цифрами, карандаши простые, листы в клетку, кроссворд.
Подготовительная работа: знакомство с шахматами, изучение цифр, написание графических диктантов.
Место проведения: групповая комната.
Задачи этапа Деятельность (действия) воспитателя Деятельность
(действия) детей
Организационный этап- 5 мин
Способствовать развитию доброжелательного отношения друг к другу.
Задача: мотивировать детей на включение в коммуникативную деятельность, используя заинтересовывающий момент.
Поддерживать интерес детей к волшебству.
Постановка проблемы, создание мотивации детей.
Побуждать детей вступать в диалог.
- Ребята, давайте поприветствуем друг друга:
«Здравствуй, небо голубое, Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, матушка – Земля, Здравствуйте, мои друзья!»
-Ребята, сегодня утром на столе я нашла шкатулку, в ней письмо, которое адресовано детям подготовительной группы. Давайте откроем ее и посмотрим, что внутри. Здесь письмо. Интересно, от кого оно? Давайте прочитаем его, и нам все станет ясно.
«Дорогие ребята, в нашем шахматном королевстве случилась беда. Злой волшебник заколдовал всех жителей королевства –помогите их расколдовать пожалуйста. Я часто наблюдаю за тем, как вы интересно играете на занятиях по математике, только вы можете снять колдовские чары, выполнив задания злого волшебника. С уважением Король из Черно - белого королевства».
-Ребята, мы сможем помочь жителям шахматного королевства?
-Для этого нужно выполнить сложные задания. Согласны? Дети находятся в группе.
Дети говорят приветствие.
Дети слушают воспитателя.
Дети обдумывают ситуацию. Дают согласие на решение проблемы.
Основная часть- 20 мин
Постановка цели.
Обогащать представления детей о шахматах.
Развивать словарный запас детей.
Побуждать детей к действиям.
Активизировать в речи детей использование шахматных терминов.
Закрепление представлений о шахматных фигурах.
Побуждать детей к высказыванию своего мнения.
Организация перехода к другому виду деятельности.
Активизация детей на дальнейшие действия.
Выполнение работ детьми.
Закрепление соотношения числа и цифры.
Побуждать детей во время самостоятельной деятельности доводить начатое дело до завершения.
-Посмотрите у вас на столах шахматные доски. А вот все фигуры лежат заколдованные, а не стоят на доске. Наша задача расколдовать их и вернуть на шахматное поле.
1. «Расскажи про шахматное поле»
- Скажите, а почему Королевство называется Черно-белым?
-Правильно, эти клетки какой геометрической формы?. Они располагаются на шахматном поле определенным образом, кто скажет, как именно?
- Правильно. В шахматном Королевстве еще есть улицы. Те улицы, которые идут слева направо, называются как? Да, горизонталь.
-Покажите на доске. Правильно.
-Ребята, а давайте посчитаем, сколько квадратов на улице Горизонталь?
- Правильно. А те улицы, которые расположены сверху вниз как называются?
-Да, вертикаль. Покажите на доске
- А сейчас давайте посчитаем, сколько квадратов на улице Вертикаль?
- Ребята, а где квадратов больше на улице Горизонталь или Вертикаль?
- Очень хорошо, молодцы ребята. Но есть в Королевстве еще и переулки, большие и маленькие, и они называются. как? Правильно, диагональ. Покажите на доске. Да, правильно. Проходят они наискосок от угла к углу, и они всегда одного цвета или белые, или черные.
- А сколько же всего фигур в шахматах? Правильно,32. По 16 белых и черных. Молодцы.
2. Игра «Назови фигуру»
Воспитатель показывает фигуру, называет имя ребенка, он ее называет. (ферзь, король, ладья, слон, конь, пешка).
Гимнастика для глаз.
3. «Разгадайте кроссворд».
1. В поле много есть дорожек. Будь и смел и осторожен. Вверх и вниз пойдёшь- это (вертикаль,
2. Не фигура, а насмешка — Эта маленькая … (пешка)
3. Вправо- влево – пойдешь. Это (горизонталь).
4. Здесь войско выстроилось в ряд: Слоны и кони, и ладьи,
И пешки чинно все стоят! Скорей игру мне назови! (Шахматы)
5. Шустрый, быстрый, как огонь. шахматный, но всё же … (конь)
6. А с угла на угол, вдаль Нас ведёт (диагональ).
7. У него большая роль, А зовут его … (король)
8. Не отвесит вам поклон! Не индийский, хоть и … (слон)
9. Может он ходить и прямо, И наискосок.
Высоко его оценит Опытный игрок. (Ферзь)
10. Есть сестра у корабля – Очень важная … (ладья)
3. Физминутка:
- А сейчас мы с вами превратимся в пешек:
Ну- ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем:
Вправо – влево, а потом (вращение головой)
1-2, приседаем,
Наши ножки разминаем. (Приседания)
3 – 4 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
За столы вновь поспеши.
Пальчиковая гимнастика.
4. Графический диктант.
Одна клеточка вправо – поставьте начальную точку,1 – вправо, 1 – вниз, 1 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 1 – вниз, 1 – вправо, 1 – вверх, 1 –вправо, 3 – вниз, 1 – влево, 4 – вниз, 1 – вправо, 2 – вниз, 5 – влево, 2 – вверх, 1 – вправо, 4 – вверх, 1 – влево, 3 – вверх)
– Что за фигура получилась? Молодцы. Выполнили сложное задание злого волшебника.
5. Игра "Рассеянный художник"
На улице Бассейной один художник жил.
И иногда рассеянный неделями он был.
Художник этот шахматы любил.
Но с математикой он, видимо, не очень- то дружил. Однажды, нарисовав шахматные фигуры, он поставил на них по рассеянности не те цифры. Возьмите нужные цифры и исправьте ошибки рассеянного художника. (работа индивидуально с карточками). Дети слушают информацию.
Дети вступают в диалог с воспитателем, отвечают на заданные вопросы.
Дети рассматривают шахматные доски и отвечают на вопросы.
Дети выполняют задания воспитателя.
Дети отвечают на заданные вопросы.
Дети слушают и выполняют задания воспитателя, называют шахматные фигуры.
Дети выполняют гимнастику.
Дети слушают задание и рассматривают кроссворд.
Дети отвечают на заданные вопросы.
Дети отгадывают задания - загадки и внимательно смотрят на заполняемые клетки кроссворда.
Дети выполняют физминутку.
Дети делают пальчиковую гимнастику.
Дети слушают задание, берут листы, карандаши и пишут графический диктант.
Дети называют получившуюся шахматную фигуру.
Дети слушают стихотворные строки и задание.
Дети берут карточки и ставят на них соответствующие карточки с цифрами.
Дети по просьбе воспитателя называют изображенные шахматные фигуры.
Заключительная часть – 5 мин
Рефлексия и самостоятельная оценочная деятельность детей.
-Вот мы с вами и выполнили все задания и расколдовали жителей шахматной страны. Возьмите шахматы и расставьте их на доске. Король Черно- Белой страны благодарит нас за помощь. Молодцы! Все старались!
- Ребята, кому понравилось занятие- покажите короля, а кому – не очень – ладью. Кому сложно было на занятии – покажите ферзя, а кому – не очень – коня. Я показываю короля. Мне понравилось наше занятие и мне было интересно и приятно с вами работать. Спасибо.
Дети расставляют шахматные фигуры на свои места на доски.
Дети показывают шахматные фигуры, согласно своим выводам.