Мишнева Дарья Евгеньевна
«Чтение рассказа К. Ушинского «Слепая лошадь». Технологическая карта НОД по развитию речи в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Чтение рассказа К. Ушинского «Слепая лошадь»
Вид: НОД по развитию речи
Возрастная группа: подготовительная
Образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативная, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие
Цель: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нравственным смыслом в процессе чтения сказки К. Ушинского «Слепая лошадь»
Задачи:
Обучающая: Уметь слушать внимательно сказку, отвечать на вопросы полным развернутым предложением
Развивающая: Уметь делать обобщающие выводы, высказывать свое мнение;
Публикация «„Чтение рассказа К, Ушинского „Слепая лошадь“, Технологическая карта НОД по развитию речи в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Лошади, лошадки. Конспекты занятий
- Лошади. Литература и стихи для детей о лошадях
- Лошадь, жеребенок, конь
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Ушинский К.Д.
- Темочки
Воспитательная: Проявлять доброту и чуткость через эмоциональное восприятие произведения;
Речевая: Расширять словарь новыми словами, активизировать речь
Словарная работа: вече, вечевой колокол
Подготовительная работа: ознакомление с творчеством К. Ушинского, чтение отрывка сказки «Слепая лошадь»
Материалы и оборудование: мольберт, иллюстрации по сказке, портрет автора, книга сказок К. Ушинского, игра ИКТ.
№ Этапы Методы, приемы Деятельность педагога Деятельность детей Планируемый результат
1 Организационно- мотивационный Наглядный метод (рассматривание картины) Словесный метод (беседа)
Воспитатель обращает внимание детей на картину, которая висит на мольберте.
-Что это за картина? Кто на ней изображен?
-Что можно сказать об этих животных, какие они? Почему? Вам их жалко?
-Как вы думаете, как люди должны относиться к своим домашним животным
(Отвечают на вопросы Проявляют интерес, рассматривают картину, отвечают на вопросы, делают предположения, проявляют сочувствие, жалость к животным)
2 Основной -Наглядный метод (показ портрета автора)
-Игровой прием (вспоминаем сюжеты по подсказкам)
-Словесный метод (беседа по содержанию ранее прочитанной сказки
-Словесный метод (беседа)
-Беседа по содержанию рассказа
-Игровой прием «Доскажи словечко»
Воспитатель:
-Помните, мы с вами начали читать одну очень интересную сказку о богатом купце и о его быстрой лошади.
-Кто помнит, как называется эта сказка?
Написал эту сказку известный писатель Константин Ушинский (показывает портрет автора). Он был замечательным педагогом. Хоть его уже и давно нет в живых, но все учителя и воспитатели изучаю его книги и интересные статьи. Вот и мы с вами знакомимся с его рассказами и сказками. И одна из сказок «Слепая лошадь»
А чтобы вспомнить, с чего начиналась сказка, я предлагаю вам воспользоваться подсказками, которые спрятаны у нас в группе. (дети находят подсказки и вывешивают их на мольберте)
1. Эта подсказка лежит под правым стулом от (имя, дети находят картинку с изображением купца и лошади, вспоминают все о них, какими они были, чем занимались.
2. Следующая подсказка находиться где-то около меня (дети находят картинку с изображением разбойников, вспоминают, что случилось с купцом и лошадью)
3. Третья подсказка находится где-то рядом с вами в ярко зеленом конверте (дети находят картинку с изображением лошади за воротами, вспоминают, почему она там оказалась)
Воспитатель:
-Вы хотите узнать, что произошло с лошадью дальше?
Чтение отрывка сказки «Слепая лошадь»
Надобно вам знать, что в Винете, как и во всех старинных славянских городах, не было князя, а жители города управлялись сами собою, собираясь на площадь, когда нужно было решать какие-нибудь важные дела. Такое собрание народа для решения его собственных дел, для суда и расправы, называлось вечем. Посреди Винеты, на площади, где собиралось вече, висел на четырех столбах большой вечевой колокол, по звону которого собирался народ и в который мог звонить каждый, кто считал себя обиженным и требовал от народа суда и защиты. Никто, конечно, не смел звонить в вечевой колокол по пустякам, зная, что за это от народа сильно достанется.
Бродя по площади, слепая, глухая и голодная лошадь случайно набрела на столбы, на которых висел колокол, и, думая, быть может, вытащить из стрехи пучок соломы, схватила зубами за веревку, привязанную к языку колокола, и стала дергать: колокол зазвонил так сильно, что народ, несмотря на то что было еще рано, толпами стал сбегаться на площадь, желая знать, кто так громко требует его суда и защиты. Все в Винете знали Догони-Ветра, знали, что он спас жизнь своему хозяину, знали обещание хозяина — и удивились, увидя посреди площади бедного коня — слепого, голодного, дрожащего от стужи, покрытого снегом.
Скоро объяснилось, в чем дело, и когда народ узнал, что богатый Уседом выгнал из дому слепую лошадь, спасшую ему жизнь, то единодушно решил, что Догони-Ветер имел полное право звонить в вечевой колокол.
Потребовали на площадь неблагодарного купца; и, несмотря на его оправдания, приказали ему содержать лошадь по-прежнему и кормить ее до самой ее смерти. Особый человек приставлен был смотреть за исполнением приговора, а самый приговор был вырезан на камне, поставленном в память этого события на вечевой площади…
-Вам понравилась сказка? Кто были героями этой сказки?
Разбор незнакомых и не понятных слов
-вече –народное собрание;
-вечевой колокол – использовался для созыва всего народа на собрание.
-Давайте мы с вами еще раз прочитаем отрывок, где рассказывается о вече и о вечевом колоколе.
Повторное чтение.
-А как лошадь оказалась около вечевого колокола?
-Что произошло после того, как прозвенел колокол?
-Что было решено на собрании?
Воспитатель хвалит детей.
Словесная игра «Закончи предложение»
1. Наступила ночь, пошел снег, спать на коленях для бедной и слепой лошади было (жестко и холодно)
2. Брела на удачу слепая лошадь и натыкалась беспрестанно на (углы домов и заборов)
3. Догони Ветер имела полное право звонить в (вечевой колокол)
4. Потребовали на площадь купца и приказали ему…. (содержать и кормить лошадь до самой смерти)
Воспитатель хвалит детей за правильные ответы.
Воспитатель:
-А вы знаете, чем можно кормить лошадь?
Я предлагаю вам накормить одну лошадь, чтоб она не осталась голодной.
Игра ИКТ «Накорми лошадь»
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей
Играют в игру Слушают воспитателя, вспоминают о прочитанном отрывке сказки, рассматривают портрет автора, называют его имя и фамилию
Находят подсказки, рассматривают изображения, вспоминают сказку, пересказывают ее
3 Заключительный Подведение итогов -Какую сказку мы с вами прочитали?
-О чем бы вы попросили человека, который бросил животное?
Чему научила вас эта сказка?
Ответы детей Дети демонстрируют умение отвечать на вопросы полным ответом