Ольга Ван
Технологическая карта НОД по познавательному развитию в старшей группе по теме: «Рыбы. Строение рыб»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта НОД по познавательному развитию
Тема: Рыбы. Строение рыб
Возрастная группа : старшая группа
Цель: Дать элементарные представления о рыбах, строении рыб
Задачи:
Образовательные: закреплять умение исследовать предмет с помощью разных приборов. Формировать знания детей о внешнем виде рыб, о среде их обитания; учить выделять признаки различия и сходства между рыбами.
Публикация «Технологическая карта НОД по познавательному развитию в старшей группе по теме: „Рыбы, Строение рыб“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
Развивающие : развивать интерес к окруающему миру, открывать новое в знакомом. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности. Формировать умение ставить проблему, выдвигать гипотезы, наблюдать, комментировать, прогнозировать, результаты опытов.
Воспитательные: воспитывать интерес к познаванию окружающего мира, бережное отношение к окружающей среде.
Интегрируемые образовательные области: «Речевое развитие» : способствавать расширению словарного запаса. «Социально – коммуникативное развитие» : воспитывать умениедоводить начатое дело до конца, желание приходить на помощь другим.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, лупы, микроскопы для детей, цифровой микроскоп
Этап, его продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога Деятельность воспитанников Формы, методы приемы, возможные виды деятельности Результат
Организационный этап Привлечь вни-мание детей, создать образова-тельную ситуа-цию Воспитатель приглашает детей в круг.
Раз, два, три, четыре, пять! Буду с вами я играть! (Воспитатель включает музыку "Спокойная лагуна") Все скорее в круг вставайте и загадку отгадайте! Есть крылья — не летаю,
Ног нет, а гуляю,
По земле не хожу,
На небо не гляжу,
Звёзд не считаю,
Людей избегаю. Ответы детей Игровые упражнения Привлечено внимание детей
Мотивационно – побудительный (процесс вовле-чения в деятель-ность, игровая мотивация) Сформировать преставление о предстоящей деятельности - Ребята сегодня у нас вами не обычный день, а самое настоящее увлекательное путешествие, причем не простое, а морское. Но есть одна проблема: под водой мы не можем дышать Как же нам ее решить?
Ребята, вы правы, но лучше всего нам подойдёт транспорт, который я вам сейчас покажу. (на интеративной доске батискаф). Что это? Батискаф. Он предназначен для погружения под воду.
Обычно батискаф погружается в море, так как для реки он большой. Но у нас есть волшебная рыбка. Она нам поможет – уменьшит нас и мы поместимся в маленький батискаф! Итак, мы все сели в батискаф. Закройте глаза, погружение начинается
(звучит музыка – журчание воды, на экране появляется изображение подводного речного царства с несколькими изображениями рыб: карась, щука, сом, хариус, налим)
дети предлагают различные варианты ответов, высказывают разные предположения на каком виде транспорта туда можно отправиться
Актуализация (начало выполнения действий по задачам НОД) Актуализация имеющихся знаний о рыбах, их внешних признаках. На дне речном нас встречают хозяева. Кто это? (рыбы) Какие из этих рыб вам знакомы? Предлагаю детям назвать знакомые виды рыб и показать их. Они одинаковые или разные? Но всё – таки у них есть что-то общее. Что, например? Форма тела – вытянутая, похожа на капельку. Как вы думаете, почему природа создала их такими? Сейчас я предлагаю вам пройти в нашу научную лабораторию и провести первый опыт. Наливаем воду в таз и по очереди проводим рукой, поставленной на ребро сомкнутыми пальцами в воде. Тоже самое - открытой ладошкой. В каком случае рука легче идёт сквозь воду? Теперь сами объясните, почему рыбы имеют такую форму. Еще у рыбы есть хвост для того, чтобы разворачиваться. Есть плавники: верхний – не даёт рыбе переворачиваться в воде, нижние – помогают рыбе плыть ровно.) - Ребята, рыба живое существо, а значит она не только двигается, но и дышит. Чем дышат люди? Чем же могут дышать рыбы, давайте предположим, как все живые существа воздухом или может быть водой? В прозрачную емкость с холодной водой опустить кусок пластилина. Возьмите лупы, посмотрим, что на кусочке пластилина? - Какие они? - Можно потрогать пластилин кончиком пальца, посмотрите, как пузырьки воздуха поднимаются вверх. Оказывается, рыба, как и все живые существа дышит воздухом растворенным в воде. Человек может помешать рыбам, как? Как вы думаете, что может загрязнить реки? В емкость с водой капнуть масло растительное.
- Что наблюдаем? Так и нефтяные отходы закрывают пленкой воду и не позволяют воздуху проникнуть в воду. Что происходит с живыми организмами (погибают).
Ответы детей Дети проводят опыт, рассказывают о результатах Обсуждение, вопросы воспитателя
Опытно- экспериментальная деятельность детей Расширение и обогащение знаний детей о многообразии видов рыб
Восприятие и усвоение нового Расширять и обобщать знания и представления о строении рыбы. Познакомить с особенностями внешнего строения речной рыбы Ребята, а что еще есть у рыб, чего ни у каких животных нет? Чем покрыто тело у рыб? Правильно. Тело покрыто чешуёй, а каждая чешуйка смазана жиром – чтобы рыбе было легко скользить в воде. А для чего еще рыбе чешуя нужна?
А вы знаете, ребята, как можно с помощью чешуи определить возраст рыбы? С помощью лупы рассмотрите строение отдельной чешуйки. На каждой и них находятся кольца. Если их посчитать, можно по одной чешуйке определить возраст любой рыбы. А теперь давайте рассмотрим рыбью чешую под микроскопом.
-скажите, с помощью какого прибора можно лучше это сделать? Почему? Ответы детей. Дети проводят опыты с рыбьей чешуей, рассматривают ее под лупой и микроскопом
Познавательный рассказ воспитателя
Опытно – экспериментальная деятельность детей У детей получены представления о внешнем строении тела рыбы, закреплены навыки работы с лупой и микроскопом
Динамическая пауза Смена вида деятельности А теперь давайте немного отдохнем. В синем небе облака, Под горой бежит река. Рано утром и реки Тянут сети рыбаки. Много рыбы наловили. Вкусную уху сварили. Ах!
Дети участвуют в игре Игровые приемы Снятие напряжения, утомляемости,
Эмоциональная и физическая разрядка
Практическая работа Работа в дневниках Предлагаю детям зарисовать строение рыбьей чешуи в дневнике Дети работают в дневниках Графические навыки Закрепление пройденного материала
Заключительный этап. Рефлексия Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта - ребята, что именно вам запомнилось на занятии? Выберите сигнальную карточку Критерии оценивания : зелёный цвет - всё понял, жёлтый цвет - понял, но не всё; красный цвет - многое непонятно
Дети выбирают сигнальные карточки Осознание себя как участника познавательного процесса
Составила: Ван О. В., воспитатель