Любовь Новик
Технологическая карта: проведение занятия на основе проблемного обучения по теме «Вода во всём живом».
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст детей: 5 – 6 лет.
Цель: сформировать у детей понятие «вода – как составляющая часть всего живого».
Задачи:
1) познакомить детей с теоретическим аспектом: всё живое на 2/3 состоит из воды;
2) провести опыт для закрепления и обоснования полученных знаний о воде как о составляющей части всего живого;
3) обучить детей применять полученные знания на практике.
Материалы: энциклопедия о живой природе, персик, марля, блюдце, лист А4 и цветные карандаши.
Этапы:
1. Постановка проблемы
Публикация «Технологическая карта: проведение занятия на основе проблемного обучения по теме „Вода во всём живом“,» размещена в разделах
Деятельность воспитателя: Воспитатель преподносит факт: «растения, животные, человек состоят на 2/3 из воды», демонстрирует персик и спрашивает: «Ребята, персик – это фрукт, и он тоже состоит на 2/3 из воды, но где она?»
Дети разглядывают персик, ощупывают его и у них возникает осознание противоречия: «Персик твёрдый и на нём нет воды». У ребят проблема возникает из противоречия старых и новых знаний: дети знают строение персика (кожица, мякоть, косточка, но получают новое знание: персик на 2/3 состоит из воды. Они начинают задавать вопрос: «Где же вода?».
2. Актуализация знаний
Деятельность воспитателя: побуждает детей к активизации знаний по способам поиска, задаёт вопрос: «Ребята, что вы знаете о строении персика, из чего он состоит? Как нам узнать, есть ли вода внутри персика?», мотивирует детей к получению новых знаний.
Деятельность детей: дети рассуждают, используя имеющие знания: «На кожице у персика нет воды, и на ощупь он жёсткий, возможно, вода внутри» У детей возникает любопытство, они осознают необходимость в новых знаниях и подтверждении научного факта.
3. Выдвижение гипотез, предположений
Деятельность воспитателя: воспитатель разрезает персик, демонстрирует детям, и ребята снова сталкиваются с проблемной ситуацией – воды нет. Тогда воспитатель предлагает выжать кусочки персика с помощью марли: «Давайте поступим так, как делают ученые, которые открывают для нас новые знания: проведем опыт, исследование. Давайте разломаем персик на небольшие кусочки, отожмем через марлю и сравним количество жидкости и твердой массы.» Воспитатель обозначает этапы поиска:
1) разрезать персик и разделить доли на кусочки;
2) выжать сок;
3) сравнить полученные результаты;
4) сделать выводы.
Деятельность детей: на основе актуализации знаний дети выдвигают гипотезу: «Вода внутри фрукта». Дети выдвигают идею: «Нужно разрезать персик». Проводят поисковую деятельность в процессе наблюдения за опытом, воспроизводимым воспитателем.
4. Проверка решения
Деятельность воспитателя: воспитатель помогает детям высказать результаты поиска, задавая наводящие вопросы и побуждая к рассуждению: «Ребята, давайте посмотрим, что у нас получилось. Что вы видите? Чего у нас получилось больше – сока или мякоти фрукта?» Деятельность детей: дети сравнивают полученные результаты и делают вывод: «Мякоти меньше, чем сока».
5. Введение в систему знаний
Деятельность воспитателя: воспитатель выделяет новые полученные в ходе опыта знания: «Ребята, теперь мы с вами убедились, что фрукты состоят на 2/3 из воды. Также, этот факт относится и к овощам, и к людям, и к животным. Всё живое содержит в себе воду.» Воспитатель предлагает использовать полученные знания: «Теперь, вы можете с родителями дома сделать сок, используя марлю или попросить папу или маму приготовить его с помощью соковыжималки». Деятельность детей: дети усваивают полученные знания. Используют полученные знания в повседневной жизни. Фиксацию полученных знаний можно произвести с помощью выполнения детьми творческой работы: «Всё живое состоит из воды» в форме рисунка.
Вывод: данное занятие обеспечит детям освоение понятия воды – как части всего живого, позволит пронаблюдать за опытом, в ходе которого дети смогут увидеть подтверждение научного факта, и, в дальнейшем, применять полученные знания в повседневной жизни.